Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Многоликий Казимир Малевич

Казимир Малевич — известный всему миру создатель супрематизма. Однако, как и многие другие мастера ХХ века, художник успел поработать в разных стилях. Наш автор Софья Багдасарова предлагает взглянуть на историю его творчества сквозь призму семи автопортретов разных лет.

БЕСПЛОТНО И СИМВОЛИЧНО

Эскиз фресковой живописи (Автопортрет). 1907. Государственный Русский музей


В начале века молодой Малевич еще только искал свой стиль. В 1907 году он написал цикл картин, объединенных названием «Эскиз фресковой живописи» на евангельские сюжеты Вознесения Христова («Торжество Неба»), Положения во гроб, Моления о чаше («Молитва»). На автопортрете из того же цикла он изобразил себя на фоне одной из подобных картин в окружении бестелесных нагих фигур, то есть душ святых с нимбами. Это полотно благодаря использованной автором плоскостной технике напоминает иконы. Только вот автор в «икону» не вписывается: себя он нарядил в богемный наряд с большим бантом-галстуком.

«ДИКО» И ДОРОГО

Автопортрет. 1909–1910. Sotheby’s

Этот автопортрет Малевича написан уже после его знакомства с французскими фовистами (буквально — «дикарями», от фр. fauve — «дикий») — постимпрессионистами, которые позволяли себе совершенно эпатажное сочетание цветов, например они без смущения использовали для изображения человеческой кожи изумрудную краску. Цвета здесь бурлят, так же как и расплывчатые фигуры на заднем фоне.

Эта небольшая гуашь в 2015 году ушла с молотка на аукционе Sotheby’s за 5,75 миллиона фунтов при начальной заявке 1–1,5 миллиона фунтов. При предыдущей продаже в 2004 году она стоила всего 163 тысячи фунтов, то есть за десять лет подорожала в несколько десятков раз. На сегодняшнем арт-рынке Малевич — один из самых дорогостоящих русских художников.

ЖЕЛТО И ЗАДУМЧИВО

Автопортрет. 1908 или 1910–1911. Государственный Русский музей


Акварель из собрания Русского музея — пример дальнейших экспериментов Малевича с постимпрессионизмом, его дикими цветами и энергичной лепкой формы. Художник, оглядываясь на француза Анри Матисса, пристально анализирует разложение цвета — оттого на портретном лице появляются яркие пятна. Это типичный пример автопортрета ХХ века, написанного не ради самолюбования, а ради поисков новых методов изображения человека. Впрочем, тут все еще довольно ученически, если только не предугадывать грядущий «Черный квадрат» в неожиданном для этого калейдоскопа цветов черно-белом контрасте рубашки и галстука.

НАГЛО И ПРИСТАЛЬНО

Автопортрет. Около 1910 года. Государственная Третьяковская галерея


Самый знаменитый из автопортретов молодого Малевича демонстрирует все, чему художник научился у фовизма с его неожиданными цветами и контурами. Однако здесь уже предугадывается его будущий абстракционизм, с превращением человеческого тела в геометрические фигуры. Эта работа, в отличие от предыдущих, кричит о том, что автор явно преисполнен уверенности в себе. Он смотрит прямо в глаза зрителю, а на заднем плане уже не бесплотные святые, а ядрено-красные бабы-купальщицы.

ГЕОМЕТРИЧНО И ГОРДО

Супрематизм. Автопортрет в двух измерениях. 1915. Стеделик-музей, Амстердам, Нидерланды

И вот свершилось: Малевич изобрел супрематизм — художественное направление, в котором что угодно можно выразить с помощью геометрических фигур. В этом автопортрете художник таким образом изобразил себя. Характерно, что «Черный квадрат» (написанный в том же, 1915 году) — важная часть картины, едва ли не «голова».

НАДМЕННО И РЕНЕССАНСНО

Автопортрет. 1933. Государственный Русский музей


Еще один хрестоматийный автопортрет мастера изображает его в поздний период. Картина эта неожиданно реалистична, она отсылает к итальянским портретам эпохи Возрождения: Малевич не только оделся как венецианский дож, но и принял полную достоинства позу. Тут художник следует духу времени: в 1930-е годы живописцы стали писать в стиле неоклассицизма. Однако не забывает он и о своем супрематическом прошлом: в правом нижнем углу полотна можно найти подпись Малевича, только вместо автографа — крохотный черный квадрат. При прощании с художником после его смерти этот автопортрет висел в изголовье супрематического саркофага — разумеется, рядом с «Черным квадратом».

ПРОЩАЛЬНО И ПАСМУРНО

Автопортрет. 1934. Московский музей современного искусства


Автопортрет, написанный в последний год жизни художника, — самый мрачный из всех. Это абсолютно реалистичная картина в духе старых мастеров: черты лица выглядят правильными, кожа именно того цвета, какой задуман природой, а бородка и вовсе напоминает благородных донов Диего Веласкеса. Кажется, что Малевич не мог такого написать, однако это — зримый манифест его отхода от беспредметности и отражение общих художественных тенденций эпохи, когда над всеми довлел соцреализм.

Благодарим Государственный Русский музей, Государственную Третьяковскую галерею, Московский музей современного искусства, Стеделик-музей, Sotheby’s за фотографии.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Вспоминаем любимых героев мультиков

Классика советской анимации

От купольного храма до хрущевки

Краткий путеводитель по архитектурным стилям российских городов

Золотое кольцо России

Виртуальное путешествие по древним городам

Великий комбинатор советского кино

Вспоминаем известные роли Сергея Юрского

XVIII век в русской живописи

История изобразительного искусства за две минуты

В 84 регионах страны за 2 дня состоялось более 10 тысяч мероприятий в библиотеках, книжных клубах — и даже в московском метро.

Подробнее

Жюри предстоит выбрать лучшую из семи экранизаций.

Подробнее

Уникальные спектакли, выставки и кинопоказы будут идти до 23 июля.

Подробнее

Виртуальный музей портала «Культура.РФ», разработанный для ГМИИ им. А.С. Пушкина, доступен в «Одноклассниках».

Подробнее

Концерты, фестивали, экскурсии.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть