Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Многоликий Казимир Малевич

Казимир Малевич — прославленный создатель супрематизма. Однако, помимо этого направления, художник, как и многие другие мастера ХХ века, успел поработать и в других стилях. Взглянем на историю его творчества с помощью семи автопортретов художника разных лет. Рассказывает Софья Багдасарова.

БЕСПЛОТНО И СИМВОЛИЧНО

Эскиз фресковой живописи (Автопортрет). 1907. Государственный Русский музей


В начале века молодой художник только ищет свой стиль. В 1907 году он написал цикл картин, объединенных названием «Эскиз фресковой живописи» на евангельские сюжеты Вознесения Христова («Торжество Неба»), Положения во гроб, Моления о чаше («Молитва»). На автопортрете из того же цикла он изобразил себя на фоне одной из подобных картин, в окружении бестелесных нагих фигур, то есть душ святых с нимбами. В стиле полотна есть что-то напоминающее иконы благодаря использованной автором плоскостной технике. Себя Малевич нарядил при этом в традиционный костюм художника — богемный наряд с большим бантом-галстуком.










«ДИКО» И ДОРОГО

Автопортрет. 1909–1910. Sotheby’s

Этот автопортрет Малевича написан уже после знакомства с французскими фовистами (буквально — «дикарями», от фр. fauve — «дикий»), постимпрессионистами, которые позволяли себе совершенно эпатажное сочетание цветов, например без смущения используя для человеческой кожи изумрудную краску. Цвета здесь бурлят, также как и расплывчатые фигуры на заднем фоне.

Работа — хороший пример нынешнего места Малевича на арт-рынке: она происходит из той части коллекции Костаки, которую ему разрешили вывезти из СССР. Эта небольшая гуашь в 2015 году ушла с молотка в Sotheby’s за 5,75 миллиона фунтов при начальной заявке 1–1,5 миллиона фунтов. При предыдущей продаже в 2004 году она стоила всего 163 тысячи фунтов, то есть за десять лет она подорожала в несколько десятков раз. Не зря Малевич — один из самых дорогостоящих русских художников.

ЖЕЛТО И ЗАДУМЧИВО

Автопортрет. 1908 или 1910–1911. Государственный Русский музей


Акварель из собрания Русского музея — пример дальнейших экспериментов Малевича с постимпрессионизмом, его дикими цветами и энергичной лепкой формы. Малевич, оглядываясь на Матисса, пристально анализирует разложение цвета — оттого на его лице появляются яркие пятна неожиданных цветов. Типичный пример автопортретов ХХ века, написанных не ради самолюбования, а ради поисков новых методов изображения человека. Впрочем, все еще довольно «ученически», если только не предугадывать грядущий «Черный квадрат» в неожиданном для этого калейдоскопа цветов черно-белом контрасте рубашки и галстука.














НАГЛО И ПРИСТАЛЬНО

Автопортрет. Около 1910. Государственная Третьяковская галерея


Самый знаменитый из автопортретов молодого Малевича. Еще одна картина из коллекции Костаки, на сей раз оставшаяся в России. Художник явно использует тут все, чему научился у фовизма с его неожиданными цветами и контурами. Однако уже предугадывается его грядущий абстракционизм, с превращением человеческого тела в геометрические фигуры. По сравнению с предыдущими автопортретами автор явно преисполнен уверенности в себе. На заднем плане уже не бесплотные святые с нимбами, а ядрено-красные обнаженные бабы-купальщицы с расплывающимися очертаниями. Прямой взгляд глаза в глаза зрителю довершает демоническое впечатление.










ГЕОМЕТРИЧНО И ГОРДО

Супрематизм. Автопортрет в двух измерениях. 1915. Стеделик-музей (Амстердам)

Наконец, свершилось! Малевич изобрел супрематизм — художественное направление, в котором что угодно можно было выразить с помощью геометрических фигур. В данном автопортрете он выразил с их помощью себя. Характерно, что «Черный квадрат» (написанный в том же, 1915 году) является важной частью этого автопортрета, чуть ли не «головой».
В голландском музее Стеделик, между прочим, очень неплохая коллекция Малевича, работы которого попали туда сложным путем. В 1927 году художник, планируя выставку, привез в Берлин почти сотню работ. Ему пришлось вернуться на родину до окончания выставки, и позаботиться об оставшихся в Германии полотнах он поручил архитектору Хуго Херингу. Тот сумел их спасти от уничтожения как «дегенеративное искусство» в годы фашизма и в 1958 году, уже после смерти автора, продал в Амстердам. Имел ли право? Вот и наследники Малевича возмутились. В начале XXI века их фонду (почти 40 человек) удалось получить от музея пять из тех картин. Именно так шедевры и уплывают из общедоступных музеев в частные коллекции: в 2008 году одна из них, «Супрематическая композиция», ушла с молотка за 60 миллионов долларов. Деньги поделили наследники и адвокаты.

НАДМЕННО И РЕНЕССАНСНО

Автопортрет. 1933. Государственный Русский музей


Второй из хрестоматийных автопортретов мастера. Изображает его уже в поздний период.

Картина с узнаваемыми чертами лица неожиданно реалистична. Она отсылает к итальянским портретам эпохи Возрождения как костюмом (Малевич оделся как венецианский дож), так и гордой позой и полным достоинства выражением лица. Кстати, и тут Малевич следует духу времени: как раз в ту эпоху многие живописцы стали писать в стиле неоклассицизма. Однако не забывает он и о своем супрематическом прошлом: в правом нижнем углу полотна, на нейтральном фоне у опущенной руки, можно найти подпись Малевича — вместо автографа написан крохотный черный квадрат. При прощании с Малевичем после его смерти этот портрет висел в изголовье его супрематического саркофага — рядом, разумеется, с «Черным квадратом».








ПРОЩАЛЬНО И ПАСМУРНО

Автопортрет. 1934. Московский музей современного искусства


Автопортрет, написанный в последний год жизни художника, — самый мрачный из всех.

Это абсолютно реалистичная картина в духе старых мастеров, где кожа именно того цвета, как задумано природой, мазки энергично лепят форму головы в правильном направлении, а бородка вообще напоминает веласкесовых благородных донов. Как будто и не Малевич писал! Зримый манифест его отхода от беспредметности, ну и общих художественных тенденций эпохи, когда всюду довлел социалистический реализм

Картина происходит из коллекции разорившегося Инкомбанка, который в 1994 году купил ее и «Портрет жены» всего за 10 миллионов рублей у каких-то самарских родственников Малевича. В 2002 году собрание ушло с молотка на аукционе «Гелос», и обе картины приобрел Московский музей современного искусства — «Автопортрет» обошелся ему в 600 тысяч долларов. На западных аукционах наверняка бы вышло дороже, но вывозить Малевича за рубеж, к счастью, запрещает закон.



Благодарим Государственный Русский музей, Государственную Третьяковскую галерею, Московский музей современного искусства, Стеделик-музей, Sotheby’s за фотографии.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть