Семеновская резьба по дереву, или Новое — это хорошо забытое старое

Город Семенов знаменит хохломской росписью
и резьбой на деревянной посуде и бытовых предметах. Семеновская утварь — ковши, ложки, чаши, вазы, шкатулки, сундуки, резные доски и декоративные панно — отличается изящными формами и затейливо вырезанными узорами.
В основе — лучшие образцы древней резьбы XVII–XVIII веков, возникшей в Нижегородском крае. Большой вклад в развитие семеновской резьбы по дереву внесли такие мастера, как Георгий Матвеев, Леонид Левин, Дормидонт Мазин и Александр Швецов. Во второй половине XX века старинный промысел был возрожден на фабрике «Семеновская роспись».
«Нижегородская губерния всегда славилась своими мастерами-резчиками. В начале XX века здесь работал Георгий Матвеев, с именем которого связана целая эпоха в этом промысле. Он ввел особые композиционные приемы: противопоставление гладкого полированного дерева орнаментальному поясу из крупных растительных форм или геометрических фигур, при этом орнаменты имели полированную поверхность, а выбранный фон был темным, матовым того же тона или контрастным».
Галина Серикова. «Секреты резьбы по дереву»
Резьба не только обогащает форму предмета, но и выявляет красивую текстуру и естественный цвет дерева. В производстве используется дерево разных пород, чаще всего — липа. Не менее года древесину выдерживают на открытом воздухе, затем распиливают на кряжи, готовят болванки, из которых вытачивают предметы.
Старая ступка и пестик. Фотография: Vitas / фотобанк «Лори»
Деревянная кухонная утварь в Теремке, Талашкино. Фотография: И. Лавров / фотобанк «Лори»
Деревянный ковш. Фотография: А. Курлович / фотобанк «Лори»
Наиболее простой считается геометрическая резьба. Она выполняется одним косым ножом (резаком) на древесине лиственных пород. С ее помощью вырезают квадраты, ромбы, прямоугольники и многоугольники.
Контурная и плоскорельефная резьба более сложная и требует высокого профессионализма. При помощи хитрых и непростых в обращении инструментов (разнообразные ножи — резак, косяк, ложечный; стамески разных видов — косячок, уголок, клюкарза, цезарик и т. д.) из дерева создают орнаменты в виде растений и животных.
В старину для изготовления изделий использовался березовый выплавок («каповое дерево»). Из-за того, что этот крепкий материал с трудом поддавался обработке, каповая посуда особенно ценилась и нередко оправлялась в серебро. Такая утварь встречалась в московской Патриаршей ризнице и усадьбах князя Голицына.
Любопытный факт:
В XVIII веке самыми популярными в обиходе были ступки, солонки, ложки, прялки и ткацкие станки. Ступки имели различную форму и величину. Их украшали глубокой и плоской резьбой, горизонтальными поясами из перевивающихся лент или несложными узорами. Русские резчики особо поработали над формой и замысловатыми узорами солонок — необходимой принадлежностью каждого стола. Их делали четырехугольными, шестиугольными, круглыми, с крышкой и высокой задней спинкой.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна