Мюзиклы советской сцены

Текст, музыка, танец. Комедийное сценическое действо, в котором то поют, то говорят, то танцуют. Изначально в России был водевиль — музыкально раскрашенная пьеса. К середине ХIХ века первую скрипку в легком жанре заиграло музыкальное произведение. Подробнее о легком жанре на отечественной сцене — Наталья Летникова.
Сцена из II-го акта оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь». Московский государственный театр оперетты, Москва, 1947 год. Фотография: Абрам Гладштейн / Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Сцена из I-го акта оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь». Московский государственный театр оперетты, Москва, 1947 год. Фотография: Абрам Гладштейн / Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Оперетта — «младшая легкомысленная сестра» оперы. Красочная, веселая, искрометная. Оркестровые партии полегче, амплуа героев расписаны как по нотам: сразу ясно, кто герой, кто злодей, а кто красавица. За ариями не забывают про разговоры, и непременно — счастливый конец.
Появился жанр в музыкальной Европе — Австрии, Германии, Франции. Француз Жак Оффенбах считается его основоположником. «Прекрасная Елена» Оффенбаха стала опереточной премьерой России. В 1868 году спектакль вышел на сцене Александринского театра
. До этого момента оперетты представляли лишь заезжие иностранные труппы.
В Москве за новый жанр взялись в саду «Эрмитаж». Появилась антреприза Михаила Лентовского. Успех был ошеломляющим. Легкий жанр покорил и молодого тогда Константина Станиславского
. Увлечение будущего мэтра театром началось именно с оперетты. Константин Сергеевич выступал в этом жанре наряду с Верой Лядовой, Верой Комиссаржевской, Константином Варламовым.
Изначально пели и танцевали под западные сочинения. Одна из самых популярных оперетт — «Летучая мышь». Признание у советского зрителя музыкальная история, написанная Штраусом за шесть недель, получила не сразу. Первое представление 1933 года в Московском театре оперетты
было принято прохладно. Громкий успех «Летучую мышь» ждал только спустя 20 лет после премьеры и в другой редакции.
Алла Агеева в роли Стасси и Герард Васильев в роли Эдвина в оперетте Имре Кальмана «Сильва». Московский государственный театр оперетты, Москва, 1980 год. Фотография: Российский национальный музей музыки, Москва
Сцена из оперетты Имре Кальмана «Сильва». Московский театр оперетты, Москва, 2015 год. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Настоящий расцвет нового вида искусства пришелся на эпоху нэпа. Легкий жанр вошел в число любимых развлечений состоятельного сословия. Появились театры оперетты. Один из первых — в Хабаровске
 — открыл двери под арии из «Сильвы» Имре Кальмана. Новый храм искусства тут же окрестили «театром радости». Публика повалила валом неслучайно: за дело взялся Дмитрий Джусто, начинавший свой творческий путь в московском театре «Эрмитаж»
и петроградском «Палас-театре». Звучала музыка Франца Легара, Имре Кальмана и первых отечественных композиторов легкого жанра, в том числе — Исаака Дунаевского
.
Постановка «Женихи» по Дунаевскому принесла успех тогда еще молодому Московскому театру оперетты. На афише появились новые имена: Николай Стрельников, Дмитрий Шостакович
, Дмитрий Кабалевский, Юрий Милютин.
«Легкий» жанр не означает «легкомысленный». Во время Великой Отечественной войны
советские театры отдавали предпочтение патриотическому репертуару. С большим успехом на сценах страны шли «Девушка из Барселоны» (1942), «Раскинулось море широко» (1942), «Табачный капитан» (1944).
Ленинградский театр музыкальной комедии
не закрывался даже в блокаду и поддерживал своими спектаклями дух жителей осажденного города. 12 премьер, тысяча спектаклей… В 1945 году актеры театра встретили Победу премьерой оперетты Юрия Милютина «Девичий переполох». Советский композитор пересказал музыкальным языком комедию русского драматурга Виктора Крылова. В этом же году премьеры прошли в Челябинске и Свердловске.
Широкая публика полюбила оперетту благодаря многочисленным телеверсиям самых известных спектаклей. Ведущая партия большинства романтических героинь принадлежала лирическому сопрано Татьяны Шмыги
. Актриса пела на сцене Московского театра оперетты — и едва ли не в каждом доме.
Татьяна Шмыга в роли Марфы и Герард Васильев в роли Юрия Токмакова в оперетте Юрия Милютина «Девичий переполох». Московский государственный театр оперетты, Москва, 1972 год. Фотография: Михаил Строков / Российский национальный музей музыки, Москва
Сцена из оперетты Юрия Милютина «Девичий переполох». Московский государственный театр оперетты, Москва, 1972 год. Фотография: Михаил Строков / Российский национальный музей музыки, Москва
Оперетта по-советски — больше чем просто куплеты о любви. Отечественные авторы придавали развлекательному жанру сатирические нотки, пародийность и даже элемент агитации. Массовая песня в едином порыве впоследствии выросла в особый жанр музыкальных комедий. С легкого пера Дунаевского, помимо арий из «Золотой долины» (1937), «Вольного ветра» (1947), «Белой акации» (1955), гремела «Широка страна моя родная». Музыка, полная оптимизма, звучала с экранов: фильмы «Цирк»
, «Волга-Волга»
, «Весна», «Веселые ребята»
… Те же оперетты о любви, ставшие новым жанром — музыкальной кинокомедией.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна