Как Гоголь, Толстой и Бунин искали свой образ

Они сурово взирают на нас со страниц школьных учебников, обложек книг, почтовых марок и мемориальных досок. Мы узнаем их с первого взгляда — великих классиков русской литературы. Но, оказывается, не только их сочинения, но и эта запоминающаяся внешность — результат творческих поисков. Вот несколько самых резких метаморфоз. Разглядываем вместе с Софьей Багдасаровой.

Николай Гоголь

Федор Моллер.Портрет Николая Гоголя. Начало 1840-х. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Федор Моллер.Портрет Николая Гоголя. Начало 1840-х. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Приехав из провинциальной Малороссии в Петербург, он поначалу, как мог, следовал требованиям моды: коротко стригся, носил жесткий воротничок и тратил много сил на правильное повязывание галстука. Денег при этом не хватало. Костюм его, как вспоминали современники, состоял из резкой противоположности щегольства и неряшества.
На голове у Гоголя торчал хохолок волос. Он ему не нравился, и писатель отрастил длинные локоны. В довершение он отпустил усы — скрадывать длинный нос, которого Гоголь тоже стеснялся.

Иван Тургенев

Кирилл Горбунов. Портрет Ивана Тургенева. 1838. Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва
Кирилл Горбунов. Портрет Ивана Тургенева. 1838. Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва
Сын богатой помещицы, будучи студентом Московского университета, одевался и брился так же, как другие молодые люди его круга. По окончании учебы Тургенев много времени проводил за границей, он обрел литературную славу, начала складываться его репутация. Тогда же, в 1840-е, Тургенев принялся отращивать бородку и волосы. Так он больше походил на того «русского барина», каким выводил себя в сочинениях, тем более что писатель обладал большим ростом и величественной фигурой.
Добавим, что борода позволила спрятать немного безвольный подбородок. Со временем в знаменитой гриве волос появилась благородная седина — образ русского европейца окончательно сложился.

Лев Толстой

Лев Толстой. 1856 год. Фотография: Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва
Лев Толстой. 1856 год. Фотография: Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва
Артиллерийский офицер, находясь на военной службе, разумеется, следовал официальным предписаниям касательно растительности на лице. А аккуратную стрижку и гладко выбритое лицо любят в армии и сегодня. В Российской же империи внешность офицера тем более регулировалась множеством правил.
Зато, уйдя в отставку, Лев Толстой незамедлительно принялся отращивать свою бороду — одну из самых знаменитых в русской культуре. Вдобавок в ту эпоху это было знаком бунта против государственного диктата. Сменил Толстой и гардероб: «крестьянская простота» одежд графа в ту эпоху была весьма эпатажной.

Федор Достоевский

Константин Трутовский. Портрет Федора Достоевского. 1847. Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва
Константин Трутовский. Портрет Федора Достоевского. 1847. Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва
Выпускник Инженерного училища 1841 года, произведенный в полевые инженер-прапорщики, Достоевский, разумеется, также выполнял приказ о бритье военных. Через несколько лет он был арестован по делу петрашевцев и сослан на каторгу. В Сибири по условиям приговора ему пришлось служить солдатом, потом унтер-офицером — и все время стричься по линейке.
После того как Достоевский получил помилование и возвратился в Европейскую Россию, мы видим его уже в привычном облике. Волосы, которые он сильно помадил и тщательно приглаживал, по воспоминаниям современников, были у него беловатые, чрезвычайно тонкие и начинающие убегать со лба. И как многие лысеющие мужчины, он решил уравновесить эту потерю бородой.
Писатель следил за своей внешностью и очень огорчался, что бородка у него растет жидкой — чем его дразнили юные племянницы. Борода не превратила его в «барина» или «крестьянина», а придала ему какие-то евангельские страдальческие черты, которые вполне сочетались с общим настроением его произведений. Еще у Достоевского какое-то время был разный цвет глаз: поранив один во время приступа эпилепсии, он лечил его атропином, поэтому тот был у него черным, со зрачком во весь глаз, а второй — карим.

Иван Бунин

Евгений Буковецкий. Портрет Ивана Бунина. 1900. Музей И.А. Бунина, Орел
Евгений Буковецкий. Портрет Ивана Бунина. 1900. Музей И.А. Бунина, Орел
Дворянин и сноб, до революции Бунин успел попасть в литературные круги Серебряного века, получить две Пушкинские премии и звание почетного академика. Его любили дамы — и он любил их. На снимках тех лет писатель смотрится франтом: эспаньолка, щегольские усы, изящно сшитый костюм…
Двадцатые годы стали переломными не только для России, но и для прочих стран, переживших Первую мировую войну. Закончилась «прекрасная эпоха» — время томных дам в корсетах и изысканных кавалеров с эспаньолками. Начались «ревущие двадцатые»: мужчины стали суровыми и принялись чисто бриться. Писатель, оказавшись в эмиграции, поддался всеобщему настроению — и его облику это явно пошло на пользу. Чеканные черты больше не скрывала старомодная растительность: перед нами теперь сильное мужское лицо — вполне соответствующее прозе Бунина.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна