Войти Версия для слабовидящих
Популярное
  • 1957
  • Драма
  • Сергей Герасимов
  • 350 мин
  • 1973
  • Драма
  • Василий Шукшин
  • 108 мин
  • 1969
  • Приключения
  • Владимир Мотыль
  • 84 мин

Поставщик сенсаций

Александр Дранков


Днем рождения российского кино принято считать 15 октября 1908 года — дату выхода на экран первого отечественного игрового фильма «Понизовая вольница». Эту «фильму» сделал чрезвычайно предприимчивый фотограф и «первый кинематографщик» Александр Осипович Дранков.

Жизнь этого человека напоминает авантюрный роман. Примечательно, что сам он отнюдь не относился к кинодеятельности как к миссии. В отличие от своего главного конкурента — Александра Ханжонкова, Дранков был бизнесменом и азартным игроком. Им двигали любопытство, тщеславие и желание самоутвердиться. В воспоминаниях о Дранкове часто встречается замечание, что в каждом начинании ему был важен яркий старт, потом же азарт шел на спад — и дело постепенно разваливалось. Наверное, эта особенность характера Дранкова — неусидчивость — и не позволила ему развернуться в Америке на все сто. Там он оказался в 1922-м.

Как многие пионеры русского cinema, после Октябрьской революции 1917 года Дранков уехал на юг, в Ялту, а оттуда бежал в Константинополь. «У, гнусный город!» — говорит о тогдашней столице Османской империи Люська, героиня булгаковской пьесы «Бег». «Ужасный город! Нестерпимый город! Душный город!» — вторит ей приват-доцент Голубков. Действительно, много обнищавших русских эмигрантов бродило тогда по Константинополю.

Булгаковские герои пытались выиграть на тараканьих бегах в заведении Артура Артуровича, но чаще спускали там последние гроши... Не с Александра ли Осиповича Дранкова списан Булгаковым «тараканий царь Артурка»? Ведь именно этим малопочтенным делом промышлял в Константинополе автор первого русского фильма, бывший владелец шикарного киноателье… Авантюрный дух помог Дранкову выкарабкаться там, где другие русские эмигранты просто шли на дно.

Впрочем, позже пришлось и ему испытать на себе настоящие тяготы голодной эмигрантской жизни — в США, куда он перебрался из Константинополя. Как большинство приезжих, начинал Дранков с самой черной работы. Как только немного разжился деньгами, купил киноустановку-передвижку, фургон и стал устраивать показы для русских эмигрантов. Естественно, такое дело не могло удовлетворить амбиции Александра Осиповича, да еще в мире, где можно выгодно продать сюжеты из «русской жизни». Дранков перебрался поближе к Голливуду и широко анонсировал свой первый американский кинопроект — фильм о романе цесаревича Николая и балерины Матильды Кшесинской. Как опытный производитель сенсаций, он понимал, что на старте нужно привлечь к делу максимальное внимание. Однако, несмотря на интерес к теме, голливудская киноиндустрия не распахнула двери перед «первым русским кинематографщиком». Взять Голливуд с наскока не удалось. Да и вообще взять его Дранкову не удалось. Остаток жизни он провел в Сан-Франциско, занимаясь тем, с чего начинал свою бурную карьеру — фотографией.

Дранков освоил фотографию еще в родном Севастополе, но быстро понял, что развернуться по-настоящему можно лишь в столице. Петербург и Москва словно ждали предприимчивого юношу. Александр Дранков почувствовал, что фото- и киносъемка — востребованный товар, а в некоторых случаях — и пропуск в «верха». Например, его фото императорской семьи (сделанные, кстати, без разрешения) так понравились Николаю II, что рисковый фотограф получил статус поставщика двора Его Императорского Величества. Чтобы иметь возможность бывать на заседаниях Государственной думы и многих других мероприятиях, требовавших аккредитации, Дранков заделался официальным фотокорреспондентом британской газеты Times и французской Illustration. К кинематографу он также отнесся как к ресурсу продвижения. «Дранков попал в число основоположников благодаря своей настойчивости и изобретательности, — пишет историк кино Нея Зоркая. — Пожалуй, не корысть, не алчность, а именно авантюризм и карьеризм были главными двигателями его карьеры». Тем не менее из истории факта не выкинешь. Александр Осипович Дранков стал автором первого русского игрового кинофильма и, кстати, первого отечественного сериала! В 1914–1915 годах в его ателье были сняты несколько фильмов из цикла «Сонька Золотая Ручка». Зрители с огромным энтузиазмом приняли этот киносериал о похождениях знаменитой одесской авантюристки — яркой, ловкой, оборотистой и обаятельной. Похожей по натуре на самого Дранкова.


СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

  • 1970
  • Драма
  • Александр Алов
  • 196 мин
  • 1988
  • Комедия, Драма
  • Владимир Бортко
  • 68 мин
  • 2012
  • Драма
  • Сергей Снежкин
  • 376 мин
Прямые трансляции вечеров Третьяковской галереи на «Культура.РФ»

Третьяковская галерея — ХХ век. Вечер джаза

Прямая трансляция 25 мая, в 19:00. Концертный зал имени П.И. Чайковского

Деревенский водевиль

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Будем помнить

С Днем Победы!

Бенефис Федора Бондарчука

Ко дню рождения актера, режиссера и продюсера

Праздник труда

Поздравляем с Первым мая

Бывалый из известного кинотрио

27 апреля - день рождения актера и режиссера Евгения Моргунова

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Российские и зарубежные фильмы будут идти до 4 июня.

Подробнее

Программа праздника на 27 мая.

Подробнее

Самые яркие фестивали лета 2017 — в подборке «Культуры.РФ».

Подробнее

Жителей и гостей города ждет более 250 мероприятий.

Подробнее

Крупнейший музыкальный форум страны на сценах Мариинского театра.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть