Войти Версия для слабовидящих

«От музыки в кино очень многое зависит»

Фотография: Олег Начинкин


Народный артист России, художественный руководитель Московской областной филармонии, один из самых востребованных современных композиторов Максим Дунаевский отмечает 70-летие.

4 декабря 2015 года в 19:00 на сцене Светлановского зала Московского международного дома музыки маэстро представит юбилейный творческий вечер. В концерте примут участие известные артисты и музыканты: народный артист России Дмитрий Харатьян, певица Ангелина Сергеева, группа «Сocktail project».

В интервью Максим Дунаевский рассказал о предстоящем концерте, о музыке в кино, о своем отношении к новым аранжировкам, а также о том, без чего не может существовать филармония.


— В 2015 году прошел ваш юбилейный тур по Подмосковью и грандиозный концерт в Зале имени Чайковского. Концерт 4 декабря в Доме музыки — это своеобразный итог тура? Или это, скорее, его логичное продолжение?

— Я бы сказал, что это концерт-эхо. Дом музыки — это прекрасный храм искусства. Я подхожу к этому концерту с особым трепетом, отдам все силы, чтобы музыкальный вечер прошел на самом высоком уровне и зрители получили удовольствие.

— Вместе с вами в программе выступят ваши постоянные партнеры по сцене — Дмитрий Харатьян и Ангелина Сергеева. Почему именно эти артисты оказались вашими партнерами? Какие качества — человеческие и профессиональные — вам импонируют в них?

— С Дмитрием Харатьяном мы познакомились еще на съемках фильма «Зеленый фургон», с Ангелиной Сергеевой — на проекте «Народный артист». Но дело здесь совсем не в длительности взаимоотношений, дружбы. Дело в таланте и профессионализме, и это самое главное. А то, что я узнал их по совместной работе, а не по случайным встречам (что тоже бывает, я этого не отвергаю), — это, конечно, большой плюс. В работе люди всегда открываются глубже. Это два прекрасных артиста, с которыми я уже много выступал, я им полностью доверяю.

— Вы исполните свои песни в сопровождении группы Cocktail Project. Хиты прозвучат в новых аранжировках. Как вы в целом относитесь к модным сегодня кавер-версиям? Бывали ли случаи, когда вам не нравились обработки ваших сочинений, вы запрещали их исполнять?

— Нет, это снобизм. Песня должна исполняться как можно чаще, даже если она попадает не к самым лучшим аранжировщикам. Я никогда не противодействую, не препятствую. Песня должна жить, пусть иногда не очень совершенно. В жизни бывают разные этапы — взлеты и падения. Если руководствоваться только самыми высокими критериями, есть риск потерять песню.

Фотография: Артем Геодакян / ТАСС


— Вы написали музыку к огромному числу кинофильмов. Какими особенными качествами, на ваш взгляд, должна обладать киномузыка?

— В кино должна быть музыка очень высокого качества. То, что музыка сегодня считается неким «саундтреком», — это серьезнейшая, невероятная системная ошибка продюсеров, режиссеров и всех, кто занимается кино. В этом названии нет ничего оскорбительного, но у нас оно приобрело значение чего-то второстепенного, сопровождающего. Поскольку я много лет прожил в Америке, я знаю, как здорово там налажен процесс. Ни один продюсер, ни один режиссер там не скажет: «Напиши мне хороший саундтрек». Так может сказать только технический человек. Творческий человек, композитор всегда будет говорить о «музыке к фильму». И это очень важно. Поэтому в американских фильмах практически всегда очень достойная музыка. Это настоящее творчество, которое привлекает и даже иногда поднимает самую среднюю картину на высокий уровень. От музыки в кино очень многое зависит. Это хорошо понимают западные продюсеры. Мы, увы, идем по какому-то совершенно своему, но жутко неудачному пути.

— Почему современные саундтреки к кино не пользуются такой народной любовью, как музыкальное сопровождение к советским фильмам? В чем заключалась магия этой музыки? Почему популярно ретро?

— Действительно, любая советская кинокартина всегда ассоциируется с музыкой, а из современных фильмов мы вряд ли вспомним хоть одну мелодию. У советских фильмов высокая степень цитирования — и сценария, и музыкальных тем. Из любой удачной картины всегда распространялись цитаты (и они до сих пор актуальны), песни становились хитами. Сегодня мы нередко копируем эти актерские образы, настолько они врезались в память. Вот и получается «эта ваша заливная рыба»... Магия как раз и заключалась в отношении к музыке как к важнейшей части фильма. Кстати, сценарная работа в кино переживает такой же кризис, как и музыка. Профессия драматурга не ценится, не поднимается на высочайший уровень. От этого и кино-то у нас нет. А ведь все это было, но осталось в прошлом!

— Есть ли у вас любимый фильм, музыку к которому написал Исаак Дунаевский?

— Он написал немного музыки к фильмам, но вся она прекрасна. Это один сплошной хит.

— Согласны ли вы с тем, что раньше вокальными данными обладала каждая вторая актриса, а сегодня никто не поет?

— Нет. Я совершенно не сомневаюсь в том, что у нас есть колоссальное количество поющих актеров и актрис. У нас целая плеяда молодых артистов, которые с успехом выступают в мюзиклах, их уровень пения очень высок. Подчас они работают лучше, чем это делали в советское время. Раньше поющие актеры снимались в музыкальных фильмах, а сегодня их нет, поэтому об этом и говорить нечего.

Фотография: Сергей Фадеичев / ТАСС


— Кого из молодых артистов вы выделяете особо? Кого по праву можно назвать звездой?

— К сожалению, я не могу никого так назвать. Есть много неплохо поющих артистов, некоторые из них достигают определенных результатов. Но чтобы кто-то взлетел, показал себя с какой-то невероятной стороны, дал что-то новое (и в репертуарном, и в вокальном плане) — такого нет.

— В этом году вы заняли пост художественного руководителя филармонии. Каковы задачи филармонии на сегодняшний день?

— Есть задача минимум — выжить в это очень непростое время. Опять наступило время, схожее с  девяностыми годами, когда филармонии закрываются, главным образом по экономическим причинам. Вместе с этим существует и задача максимум: доказать, что филармония — это основа профессионального исполнительского искусства. Во всем мире так и есть. К сожалению, у нас это приходится доказывать. Кроме того, Московская областная филармония очень остро ощущает нехватку симфонического оркестра и концертного зала. Без этого полноценная работа невозможна.

— Какие ключевые события нового сезона филармонии вы могли бы отметить?

— На текущий момент все события ключевые: это и открытие сезона концертным исполнением оперы «Иоланта» Чайковского в Большом зале Консерватории, и фестивали «Садко», «Пересекая время», и спектакль «Сказки на ночь от Кая и Герды» с Аллой Михеевой, Сергеем Друзьяком и камерным оркестром «Инструментальная капелла» в Доме музыки. Пока я не могу назвать ни одного проходного мероприятия, и это прекрасно. Филармония должна постоянно ярко заявлять о себе — совместно с дирекцией мы избрали такую политику.

Благодарим за предоставленные материалы Московскую областную филармонию.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Ко дню рождения Валентина Серова

Виртуальная галерея знаменитых работ художника

Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Пусть будет лучшим Новый год!

«Культура.РФ» поздравляет с Новым годом и Рождеством!

Семен Фарада

Формула нашей любви

Выйди скорей, Татьяна!

Советская серенада с Анатолием Кузнецовым

«Наконец сбываются все мечты…»

Счастливого Нового года!

20 января в ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается фестиваль «Пятницы в Пушкинском».

Подробнее

В выставках примут участие ведущие мировые музеи и знаменитые частные коллекционеры.

Подробнее

Мы подготовили подборку событий, посетив которые вы сможете узнать больше.

Подробнее

Читайте и выбирайте, чем заняться в январе в Москве.

Подробнее

Экспозиция «Рисунки Климта и Шиле из собрания музея Альбертина (Вена)» начнет работу осенью 2017 года.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть