Театральные приметы и суеверия

Гвозди на сцене, семечки, рассыпанный грим, «несчастливые» пьесы — и другие суеверия театральных работников. Лучшая примета — найти гвоздь на сцене. Это значит, что в скором времени актеру предложат роль. Многие артисты даже уносят найденные гвозди с собой, считая, что так они всегда будут востребованы. У Лучано Паваротти талисманом был именно этот нехитрый предмет. Большой железный гвоздь ему подарила мама. С ним тенор ездил на все концерты.
Исаак Рабинович. Эскиз трех мужских костюмов к спектаклю «Женитьба». Около 1921 года. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Борис Мессерер. Бал. Эскиз декораций к балету Сергея Прокофьева «Золушка». Вторая половина ХХ века. Музей изобразительных искусств, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Юрий Лапшин. Эскиз к спектаклю «Мастер и Маргарита». 1990. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва
Худший знак — уронить текст пьесы во время репетиции. Согласно этой примете, роль у артиста не удастся и спектакль будет провален. Но наказания судьбы можно избежать, если быстро сесть на упавшие листы. Так, например, делает известный режиссер Марк Захаров
.
«Я не суеверный человек, но в эту примету верю. Если текст пьесы падает, я всегда на него сажусь. Не могу ничего с собой поделать»
Марк Захаров
Свои поверья есть в каждом театре. Например, во МХАТе
и в Театре Вахтангова
нельзя грызть семечки за сценой или свистеть. Все это — дурные знаки.
Гримерка является для актеров священным местом. Сюда нужно заходить только с левой ноги (а на сцену — с правой). На дверь лучше ничего не вешать: картинки забирают удачу. Нельзя рассыпать содержимое коробки с гримом и не стоит смотреть в зеркало поверх плеча коллеги. Номер личной комнаты артиста тоже имеет значение — во многих театрах отсутствует гримерка под номером 13, так как это число считается «нечистым».
У каждого актера есть свои ритуалы. Так, например, Галина Вишневская
всегда здоровалась со сценой, а Елена Образцова
носила с собой игрушечного пса Бобку.
Есть своеобразный рейтинг «несчастливых» и «счастливых» пьес. Песни из «Макбета» нельзя напевать, чтобы ненароком не вызвать нечистую силу. Кроме того, плохую энергетику якобы несут произведения Булгакова
и Гоголя
. Зато того, кто играет в «Золушке», как правило, ждет дальнейший успех в карьере.
Самое главное: никогда не желайте артисту удачи! Говорите: «Ни пуха ни пера».
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна