Нежить и нечисть на картинах русских художников

Какими воображали обитателей потустороннего мира русские художники? Вспоминаем с Софьей Багдасаровой.
Традиция изображения инфернального в России была развита слабо. Это в Западной Европе еще со времен Средних веков
храмы расписывали огромными фресками, на которых побежденного Сатану можно было разглядеть во всех подробностях. А в иллюминированных рукописях тонким пером рисовали дьявола у ложа умирающего, притаившегося, чтобы забрать душу, вылетающую из уст. Позже там творили Босх и его последователи, причем их картины покупали короли. На Руси же чертей мы найдем лишь на таких иконах, как «Страшный суд», «Архангел Михаил», «Никита Бесогон», да в лубке.

Литература ужасов

Ситуация менялась медленно: весь XVIII век Российская империя хоть и оглядывалась на Запад, но не в этом. Впрочем, и в самой Европе было не до нечисти: на дворе царил век Разума и Просвещения. Все изменилось лишь к концу столетия, когда наступила эпоха сентиментализма и романтизма, а в моду вошли готические романы и страшные картины.
Но таких завораживающих мастеров ужаса, как Гойя, Уильям Блейк
и Генрих Фюсли, в России конца XVIII — первой половины XIX века не появилось. Ужас и нечистая сила проникли только в литературу — зато и к Пушкину
, и к Гоголю
. Иллюстрировали их в ту пору, впрочем, несмело: неужели бдили цензура и Синод? Лучшие иллюстрации появятся к концу века.
Константин Коровин. Сон Татьяны. Иллюстрация к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». 1899
Александр Бенуа. За ним повсюду Всадник медный. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». 1905
Михаил Микешин. Ведьма на Хоме Бруте. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Вий». 1882

Под прикрытием академизма

Среди прочих концепций, подхваченных Россией в послепетровское время, была иерархия жанров. Почетнее всего было писать картины в высоком жанре, то есть на какой-нибудь величественный исторический или мифологический сюжет. Все остальное считалось жанром низким. Столь суровый диктат Академий художеств привел в 1863 году во Франции к «Салону отверженных» и рождению солнечных импрессионистов, а в России — к «Бунту четырнадцати» и появлению на свет мрачноватых передвижников (отметьте разницу в национальных характерах).
Русским художникам той эпохи писать картины на потусторонние и сказочные сюжеты, наверное, хотелось, только было не очень понятно как. Да и публика еще не была готова к смелым экспериментам. Поэтому если живописец и обращался за вдохновением к гоголевской повести «Майская ночь, или Утопленница», то все равно получалось как-то академично и салонно. Как и сто лет назад, когда Антон Лосенко писал «Владимира и Рогнеду»: театральные жесты и костюмы, будто взятые из оперной костюмерной. Поэтому призраки умученных бояр, являвшиеся Ивану Грозному
, получались похожими на европейских рыцарей — тех самых, которые и Питера Джексона в «Возвращении короля» вдохновляли.
Михаил Клодт. Ивану Грозному являются тени им убитых. Ставропольский музей изобразительных искусств
Иван Крамской. Русалки. 1871. Государственная Третьяковская галерея
Илья Репин. Садко. 1876. Государственный Русский музей

Древнерусское — значит, модное

Во второй половине XIX века повсеместно воцарился историзм: все страны начали оглядываться на свое прошлое. В Англии, например, прерафаэлиты стали воспевать рыцарей Круглого стола, в Испании вспомнили об арабском наследии, а во Франции с удовольствием воскресили рококо. «Играли в древность» и в Российской империи: вокруг Московского Кремля
выросли «теремки» ГУМа, Исторического музея 
и Думы (Музей Отечественной войны 1812 года
). И даже храм Спаса на Крови 
в Санкт-Петербурге — место убийства императора — возвели не величественным и захватывающим дух, а затейливым, под собор Василия Блаженного
.
Художники с пылом взялись за сказки и былины
. Лучше всего это получалось, конечно, у Васнецова в живописи и у Билибина в книжной графике. В отличие от мастеров академизма, у которых древнерусские витязи выходили теми же Ахиллами да Патроклами, только среди березок, теперь в чести было внимание к деталям. Да и ученые стали помогать: устраивали множество этнографических и археологических 
экспедиций, публиковали описания сохранившихся сокровищ и дворцов
, печатали копии с древнерусских миниатюр. Картины и рисунки получались сказочно красивыми, ведь седая старина — это так романтично! Характерная примета конца эпохи любования: Билибин в эмиграции в 1930-х годах рисует нечисть совсем по-другому — теперь она по-настоящему мрачна и пугающа.
Иван Билибин. Баба-яга. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1900
Виктор Васнецов. Баба-яга. 1917. Дом-музей В.М. Васнецова
Виктор Васнецов. Кощей Бессмертный. 1926-27. Дом-музей В.М. Васнецова
Иван Билибин. Домовой. 1934

Миражи серебряного века

Началась самая фантастическая эпоха в русском искусстве
. Смелости хватало на все, сюжеты были самые разнообразные. Процитируем воспоминания Александра Вертинского (в них, кажется, есть немного про общую атмосферу инфернального безумия): «Продавался кокаин сперва открыто в аптеках, в запечатанных коричневых баночках, по одному грамму. <…> Кокаин был проклятием нашей молодости. Им увлекались многие. Актеры носили в жилетном кармане пузырьки и «заряжались» перед каждым выходом на сцену. Актрисы носили кокаин в пудреницах. Поэты, художники перебивались случайными понюшками, одолженными у других, ибо на свой кокаин чаще всего не было денег».
Русские сказки
и побасенки внезапно оказались полными мрачных и завораживающих образов. Домовые ходили ночью по комнатам и трогали купчих мягкими пушистыми лапами. Античный Пан оказывался похожим на лешего с мохнатыми ушами. Даже черт в шутовском балагане Петрушки — казалось бы, обычный ряженый, но умеет летать. Художники экспериментировали с сюжетами и изобразительными средствами, совсем забыв про реализм. Общее настроение мистицизма одних привело к идеям Блаватской и Рериха
, других — к предчувствию появления на Патриарших незнакомца
с фамилией из гётевского «Фауста»
.
Михаил Врубель. Пан. 1899. Государственная Третьяковская галерея
Борис Кустодиев. Купчиха и домовой. 1922
Александр Бенуа. Эскиз декорации к балету И.Ф. Стравинского «Петрушка». 1911
Александр Бенуа. Эскиз костюма к балету И.Ф. Стравинского Петрушка». 1957

Бонус: в провинции, у моря

Великое княжество Финляндское входило в состав Российской империи с 1809 по 1917 год. Поэтому финского художника Хуго Симберга с чистой совестью можно записать в россияне (тем более что он умер ровно в 1917-м). Уж больно хочется показать его удивительные картины со скандинавскими дьяволятами, так похожими на наших родных чертиков. Написанные в самом конце XIX века, они — прекрасный пример европейского символизма, который не стеснялся показывать свое бессознательное и считал, что примитивизм — это прекрасный способ создания художественных эффектов. Схожее инфернальное безумие мы найдем и у его учителя — финского художника Аксели Галлен-Каллелы, который начинал с иллюстраций к эпосу «Калевала» во вполне билибинском стиле.
Хуго Симберг. Хоровод. 1898. Галерея «Атенеум», Хельсинки
Хуго Симберг. Черт у котла. 1897. Галерея «Атенеум», Хельсинки
Аксели Галлен-Каллела. Защита Сампо. 1896. Художественный музей Турку
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна