Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр
Популярное

«Цвети, моя Назрань…»

«В Назрани больше нет лачуг — / Одни дворцы встают вокруг. / Мой город — райский уголок, / А не районный городок».

«Эту землю стыдно попирать ногами — / Так она прекрасна, так она добра! / Даже самый скромный, самый серый камень — / Драгоценный: вечность он в себя вобрал! / Здесь бывали битвы, здесь кинжал точили, / Но точить любили не кинжал, а плуг. / Враг бежал отсюда и взмывала илли, / Если в горской сакле появлялся друг. / Не кинжальным блеском край гордился отчий — / Он гордился блеском вековых вершин. / Мудростью старейшин, мастерством рабочих, / Красотою женщин, мужеством мужчин».

«Приезжайте к нам, гости, почаще, пожалуйста, / Чтоб несчастья нас посещали пореже. / И зимою и летом — добро пожаловать: / В Назрани умеют встречать приезжих!» (Гирихан Гагиев).

Ингуши называют Назрань «Нана-Наьсаре» — Мать-Назрань. На ее землях люди проживают с античных времен, первые поселения появились здесь в 40-м тысячелетии до н. э. Приглашаем виртуально познакомиться с древнейшими историческими памятниками и современными культурными объектами города.



Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник — один из самых больших музеев в России. На его территории сосредоточено около пяти тысяч археологических и архитектурных комплексов. Это подлинные шедевры многогранной культуры ингушского народа (от эпохи бронзы до конца позднего Средневековья). Наиболее значительные из них — храмы Алби-Ерды, Тхаба-Ерды, замковый комплекс Вовнушки, архитектурные комплексы Хамхи, Таргим, Эгикал и другие.

Ингушские башни уникальны по своей архитектуре. Они тянутся к небу сотни лет. Памятники говорят о мастерстве древних зодчих, об обычаях и традициях горцев, о людях, прославивших когда-то этот прекрасный край. Как писал исследователь Е. Крупнов: «Ингушские башни для своего времени были подлинным чудом человеческого гения, как для нашего столетия — новые шаги человека в небо».


Склепы, святилища и мавзолей в комплексе Джейрахско-ассинского историко-архитектурного и природного музея-заповедника — объекты XV века.

Находящийся неподалеку от Назрани мавзолей Борга-Каш — древнейший мусульманский памятник Ингушетии. Изначально его внутреннее убранство отличалось живописными орнаментами и надписями, но лишь немногие из них дошли до наших дней. Сохранившиеся на стенах надписи гласят, что он был построен в 1405–1406 годах. Другая надпись сообщает о том, что здесь был похоронен Бексултан, сын Худайнада, из селения Яндырское. В стародавние времена об этом знатном человеке складывались легенды, в которых его называли храбрым воином, трагически погибшим в битве с разбойниками.

Местные жители с давних пор замечали, как быстро исцеляются раненые или больные животные, пьющие воду из находящегося здесь Серебряного источника.


Название крепости Вовнушки в переводе на русский язык звучит как «место военных башен». Архитектурный и военный памятник получил его от одноименного села, располагающегося на территории Республики Ингушетия. Это крепкое военное сооружение являлось родовым поместьем и было возведено на средства старого ингушского рода Оздоевых.

Впервые Вовнушки как тактически важный объект упоминаются в хронике XVIII века. Находящееся неподалеку от него Ассинское ущелье было ближайшим переходом через Кавказские горы. Пролегающий путь был не только военным, но и торговым. При нападении бандитов и грабителей торговцы укрывались в Вовнушках, а за предоставленное убежище продавали их жителям товары по более низким ценам.


Древний христианский храм у аула Хайрах в Республике Ингушетия находится неподалеку от грузинской границы. Он возводился грузинскими мастерами, предположительно, в конце X — начале XI века, а в XV–XVI веках был частично перестроен ингушскими зодчими. Наибольший интерес представляет богатый скульптурный декор храма, вероятно относящийся к XII–XIII векам.

В среде ученых нет единого мнения относительно названия памятника. Одни исследователи переводят с ингушского ТкъобIa-Ерды как «Наша вера» или «Храм веры», другие склоняются к значению названия «Две тысячи святых». Третья группа учёных настаивает, что Тхаба-Ерды — это искаженное от Тома-Ерды, то есть храм Святого Фомы.

Первое за более чем сто лет православное богослужение в храме состоялось 10 ноября 2012 года.


Ингушский музей краеведения им. Т.Х. Мальсагова — главный музей в области истории и культуры Республики Ингушетия. В 1972 году его основал Туган Мальсагов как народный музей «Боевой и трудовой славы». А в 1990 году музею было присвоено имя основателя. Роль Тугана Хаджимоховича в сохранении памяти об участниках Великой Отечественной войны отмечена высокой наградой — орденом «За заслуги» (посмертно).

Сегодня музей имеет два филиала: Музей им. Г. Ахриева в селе Фуртоуг и Музей им. С. Орджоникидзе в селе Мужичи. Помимо краеведения, он осуществляет научную, просветительную и образовательную деятельность. В нем располагаются залы «Великая Отечественная война», «Зал героев», «Археология», «Этнография», «Зал государственности» и «Духовный зал».


Мемориальный дом-музей Г.С. Ахриева расположен в живописном месте, в горах Ингушетии. Его экспозиции рассказывают о детстве и революционной деятельности Гапура Саидовича Ахриева (1890–1920). Уроженец села Фуртоуг — Герой Гражданской войны и отдавший свою жизнь во имя благополучия ингушского народа. Поблизости от музея располагаются историко-архитектурные памятники V–VIII веков, а также колоритные виды природы: горные луга, пещеры, быстрые реки и водопады.

Среди экспонатов музея — ценные коллекции войлочных ковров — истангов, а также медной и деревянной посуды. Другие материалы посвящены борьбе рабочих с контрреволюцией.


С 1940–1992 годов Музей С. Орджоникидзе находился в доме, в котором непосредственно проживал чрезвычайный комиссар Юга России Серго, во дворе жителя села Мужичи Магомета Хакиева. В нем долгие годы экспонировались личные вещи Серго, ценные документы об исторических событиях на Северном Кавказе 1918–1919 годов. В конце 1993 года экспонаты переместили в сельский Дом культуры. Сегодня здесь представлен основной материал, посвященный революционному периоду в Ингушетии и деятельности Серго Орджоникидзе на Северном Кавказе.

За революционную деятельность Орджоникидзе не раз подвергался арестам и ссылкам, много лет провел в тюрьмах. В годы Гражданской войны он был видным политическим руководителем в войсках Красной армии. Годы установления советской власти на Кавказе связаны с его именем.


Первый народный театр появился в Ингушетии в начале 20-х годов с подачи интеллигенции и талантливой молодежи. Одними из них были поэтесса Фатима Мальсагова, основоположник ингушской письменности Заурбек Мальсагов, молодые А-Х. Гойгов и И. Базоркин. Почти за 80 лет своего становления театр прошел путь от драмкружка до театральной студии, а со дня образования ЧИАССР в 1934 году и вовсе был закрыт. Ингушский государственный театр был создан в 1978 году ценой огромных усилий коллективов театра и Союза театральных деятелей РСФСР. Десять лет потребовалось творческому составу, чтобы получить статус отдельного национального театра.

В 2009 году состоялась премьера народной драмы-спектакля «Падение Жанхота» по пьесе С. Чахкиева, который на фестивале «Золотая маска» получил высокую оценку критиков. Были отмечены работы главных исполнителей — Муртаза Озиева, Ахмеда Евлоева и Махмуда Нальгиева.


В 1998 году выпускники Высшего театрального училища им. Б.В. Щукина основали театр-студию «Современник». Позже его состав пополнился выпускниками РАТИ (ГИТИС), СПБГИТИ (ЛГИТМИК), Ярославского, Воронежского, Краснодарского и других театральных вузов страны. В 2005 году театр-студию «Современник» преобразовали в Русский государственный музыкально-драматический театр Республики Ингушетия.

Самый молодой театр Республики Ингушетия уже в 2000 году ярко заявил о себе золотой медалью на I Дельфийских играх в Москве. Актеры театра неоднократно становились лауреатами и победителями различных международных, всероссийских и региональных театральных фестивалей и конкурсов.


Чечено-Ингушский театр кукол был создан в 1938 году. С самого начала на его базе были образованы две группы — русская и чеченская, а в 1969 году по инициативе нового директора театра Бека Абадиева была создана ингушская группа. В мае 1993 года был официально зарегистрирован Театр кукол Республики Ингушетия, а в 1997 году он был реорганизован в Ингушский театр юного зрителя.

Сегодня на сцене Театра юного зрителя работают выпускники Ярославского государственного театрального института им. Волкова. Коллектив театра во главе с руководителем М.М.-Г. Хадзиевым стал инициатором и организатором конкурса «Утренняя звезда» в Республике Ингушетия.
Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть