Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр
Популярное

Культурный гид по Смоленску

Город-герой Смоленск — один из древнейших русских городов, основанный в 863 году. Смоленск старше Москвы и является ровесником Великого Новгорода и Киева. О его богатой истории напоминают старинные храмы, крепостная башня и земляной оборонительный ров, сохранившиеся по сей день.

Сегодня в Смоленске гармонично сочетается природное и культурное наследие с современной, индустриальной жизнью.


Поделиться


Громовая — одна из самых красивых башен Смоленской крепостной стены, возведенная зодчим Федором Конем. Первая из башен крепости, восстановленная в своем первоначальном виде. Посетители могут увидеть уникальный внутренний интерьер башни, пройтись по ее узким крутым лестницам и полюбоваться деревянным шатром изнутри.

На втором ярусе башни открыта экспозиция, рассказывающая о строительстве Смоленской крепостной стены и о героической обороне города в период Смутного времени в 1609–1611 годах. Выставку составляют подлинные предметы конца XVI — начала XVII века из фондов Смоленского музея-заповедника, большинство из которых выставляются впервые.

Третий ярус башни занимает выставка «Грюнвальдская битва. 600 лет спустя». Представленные экспонаты - исторические реконструкции доспехов и оружия воинов Смоленского княжества, Золотой Орды, Великого Литовского княжества и рыцарей Тевтонского ордена.

Четвертый ярус — лучшая смотровая площадка города. В выходные дни здесь можно стать зрителем показательных выступлений, проводимых историческим театром «Порубежье».


С незапамятных времен на Смоленской земле занимаются возделыванием, переработкой и ткачеством льна. Когда-то пряли вручную, потом — на самопрялках, теперь — на мощных станках-автоматах. Вполне закономерным стало создание в Смоленске отдела музея-заповедника «Смоленский лен».

Здесь богато и ярко представлена история развития льноводства на Смоленщине. Уникальную экспозицию называют гимном «северному шелку». В нее вошли пахотные орудия, подлинные орудия возделывания и обработки льна, богатая коллекция смоленского костюма с поясами и головными уборами — «андараки», «саяны», «сорококлины», вышивки, набойка, кружево, раскрывающие красочный мир народного искусства.

Посетители музея могут научиться плести пояса на «достечках» и «бердышках», своими руками изготовить куклу в национальном костюме, принять участие в обрядовых праздниках.

В настоящее время музей располагается в Никольской башне Смоленской крепостной стены.


Это великолепно выстроенное трехэтажное здание, обладающее дворцовой представительностью, по праву считается одним из самых красивых в Смоленске. Здание галереи — памятник гражданской архитектуры XIX века, бывшее Александровское училище.

Проектировали здание архитекторы М.Ф. Мейшер и О.Ф. Хартен. Оно роскошно не только снаружи, но и изнутри: до наших дней сохранилась трехмаршевая парадная лестница с ажурными чугунными ступенями.

Экспозиция Художественной галереи обширна и разнообразна по своему составу. Значительным разделом является коллекция древнерусского искусства княгини М.К. Тенишевой, представленная иконами XV–XIX веков. Гордость собрания — произведения В.А. Тропинина, И.К. Айвазовского, А.И. Куинджи, В.А. Серова, И.Е. Репина, К.А. Коровина, А.Н. Бенуа, Л.С. Поповой и других мастеров русского искусства. Любители по достоинству оценят отечественную живопись и скульптуру XX века. Этот период представляют в том числе и смоленские художники.


На обоих берегах Днепра в 13 км к западу от Смоленска расположился Гнёздовский комплекс археологических памятников — курганный могильник, когда-то насчитывавший 3500–4000 курганов и несколько поселений, в том числе укрепленных, общая площадь которых составляла более 30 га.

К настоящему времени сохранилось около 1500 курганов и одно поселение, что объясняется в значительной мере расположением комплекса в зоне активной хозяйственной и строительной деятельности растущего города. Это крупнейший на территории России и Европы комплекс археологических памятников, относящихся к периоду образования древнерусского государства, — его площадь составляет чуть более 200 га.

Гнёздово — это название много значит для тех, кого интересует история России, кто бережно и с уважением относится к ее памятникам.


Объединенный мемориальный музей Ю.А. Гагарина — один из ведущих российских музеев космического профиля.

В музейное объединение входят: Дом-музей школьных лет Ю.А. Гагарина, где прошло детство будущего космонавта; Дом-музей родителей Ю.А. Гагарина — последнее место в Гжатске, которое посетил Юрий Алексеевич перед гибелью, по соседству в стеклянном павильоне автомобиль «Волга», принадлежавший ему; Дом космонавтов, где развернута биографическая экспозиция «Слово о сыне»; музей «Игры Юрия Гагарина»; в селе Клушино Дом-музей семьи Гагариных — колыбель раннего детства Юрия Гагарина, рядом — колодец, известный в России как «гагаринский»; Музей первого полета открыт в апреле 2011 года.

Основу экспозиции составляет космическая техника, имеющая непосредственное отношение к первому космическому полету с человеком на борту; галерея, являющаяся уникальным собранием художественных произведений на космическую тему; Историко-краеведческий музей, экспозиции которого раскрывают славную самобытную историю Гжатской земли с древнейших времен до наших дней; интерактивная экспозиция «Изба-чайная».


В 1943 году Александр Твардовский приехал в Смоленск в качестве военного корреспондента газеты «Красноармейская правда» Западного фронта. Небольшое помещение с обстановкой 50–60-х годов прошлого века тесно связано с жизнью и творчеством великого поэта и имеет богатую историю, соприкоснуться с которой очень легко: достаточно переступить порог музея.

Поэт жил здесь с сентября 1943 года по март 1944-го. Здесь он создал поэму «Дом у дороги», отдельные главы «Василия Теркина» и «За далью — даль»; сюда к Твардовскому приезжали фронтовые друзья — художник Орест Верейский и писатель Евгений Воробьев. В ноябре 1990 года квартира А.Т. Твардовского стала музеем, созданным в память о пребывании поэта в Смоленске. Помимо обстановки, бережно сохраненной сестрами Александра Трифоновича, в экспозиции представлены разные издания книг поэта, фотографии, письма, рисунки О. Верейского. В музее-квартире проводятся литературные встречи, вечера.


Музей-усадьба Михаила Глинки в селе Новоспасском Смоленской области — единственный мемориальный музей великого композитора, основоположника русской классической музыки. Здесь, в имении отца, прошли первые 12 лет жизни Глинки; став взрослым, он тоже много раз посещал усадьбу.

В Новоспасском Глинка написал многие сцены «Ивана Сусанина». Здесь складывались в воображении композитора фрагменты оперы «Руслан и Людмила» — на партитуре арии Руслана имеется авторская пометка: «1 сентября 1840 г. Новоспасское». В деревне он услышал свадебную величальную песню «Из-за гор, гор высоких», мелодией которой начинается знаменитая «Камаринская». В Новоспасском было создано много романсов и фортепианных пьес.

В просторном доме размещена музейная экспозиция, рассказывающая о жизни и творческой деятельности композитора. Ее основу составили переданные родственниками подлинные предметы из родового дома в Новоспасском, мемориальные вещи, принадлежавшие Михаилу Глинке.

Поделиться


Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор) — кафедральный собор Смоленско-Калининградской епархии Русской православной церкви. Он находится в центральной части Смоленска на Соборной горе. Возведен в память о героической обороне города в 1609–1611 годах на месте одноименного собора XII века. Первоначально собор был заложен в 1101 году по распоряжению Владимира Мономаха и стал первым памятником монументального зодчества на территории Смоленска.

Летопись сообщает, что «в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью».

Полностью собор был достроен в 1772 году. В нем до 1941 года хранился первообраз Смоленской иконы Божией Матери, но после оккупации города немецкими войсками образ бесследно пропал. Здесь же находятся мощи Меркурия Смоленского.


Собор Вознесенского монастыря построен в 1697 году «по личному указу Петра I» (так написано на мемориальной доске), а по легенде — и по его чертежам. Сейчас в соборе располагается выставочный зал. В начале XVIII века благоустройству монастыря особенно содействовала игуменья Марфа Рыдванская.

Во время путешествия императрицы Екатерины II в 1787 году было пожертвовано этому монастырю 1000 рублей, и на эту сумму устроен, в память благотворительницы, другой престол нижнего храма во имя великомученицы Екатерины.

В настоящее время монастырь имеет два отдельно стоящих храма: один главный в два этажа, в верхнем — престол в память Вознесения Господня, в нижнем во имя Сергия Радонежского, с двумя приделами во имя великомученицы Екатерины и Сретения Господня. При соборном храме есть каменная колокольня.


Петропавловский храм — самый древний из сохранившихся храмов Смоленска. Воздвигнут в 1146 году при Ростиславе (в крещении Михаиле) Мстиславовиче Набожном, внуке Владимира Мономаха (1120–60-е годы), на малонаселенном месте левого пустынного низменного берега Днепра, называемого «Тетеревник», где располагалась загородная резиденция и жила княжеская дружина, охотники и слуги. Храм был освящен Симеоном, первым епископом Смоленским (по другой версии — Мануилом Греком).

В 1962–1963 годах к празднованию 1100-летия города П.Д. Барановский и группа сотрудников Смоленских реставрационных мастерских вернула храму Петра и Павла первоначальный облик. Были обнаружены росписи ХII века. Богослужение в храме восстановлено с 1991 года. 3 мая 1993 года храм посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. В 1996 году состоялась юбилейная научная конференция, посвященная 850-летию храма.

В 1997 году в храм была принесена икона Иверской Божией Матери Афонского письма.


Наиболее известный памятник древнерусского зодчества Смоленска. Каменный столпообразный храм XII века расположен на западной окраине Старого города, окруженного крепостными стенами. Он возвышается у края холма, на берегу реки Смядынь — в месте ее впадения в Днепр, где сходились военные и торговые пути с Северных (Свирских) земель.

Здание отличается от сложившейся во второй половине XII века архитектурной школы Смоленска, основанной на византийских и южнорусских традициях. В основе решения лежит полоцкая архитектурная традиция. Ее влияние связывается с походом Давида Ростиславича в 1186 году на Полоцк во главе союзных войск, завершившимся мирным договором и подчинением Полоцка Смоленску. Черты полоцкой архитектурной школы переосмыслены в духе смоленской архитектуры: так, боковые притворы полностью открываются внутрь храма и не отделяются от него перемычками-порталами, как в полоцких храмах.

В 1990 году храм передан Смоленской и Вяземской епархии. Начата реставрация, по проекту которой он обрел внешний облик и интерьер XII века. Богослужение возобновлено в 1991 году.

Поделиться


По сохранившимся в областном архиве документам Смоленск входит в число первых городов, где появился свой театр.

В вихре революционных событий, в ноябре 1919 года, Смоленский театр реорганизовали в Государственный театр драмы и оперы. Первый сезон открылся комедией «Ревизор» Н.В. Гоголя.

За всю свою историю существования театр имел много славных страниц, связанных с легендарными именами. Здесь играла Ф.Г. Раневская. В 1960–70-е годы труппа пополнилась выпускниками Школы-студии МХАТ и Ленинградского театрального института. В театре продолжают работать народные артисты РСФСР С.А. Чередников, А.А. Юкляевский, заслуженные артисты РСФСР К.К. Завистовский, В.М. Кабанов, Г.А. Завистовская, Н.П. Шошенкова, В.И. Макаров.

Нынешнее здание театра было построено в 1939 году. Монументальное сооружение своего времени создали по проекту московского архитектора С.А. Ильинской.


Смоленский театр кукол существует с 1937 года. Он открылся спектаклем «Наш цирк». С 1955 по 1971 год его возглавлял главный режиссер Д.Н. Светильников — именем этого выдающегося деятеля культуры впоследствии и был назван Театр кукол. На сегодняшний день Смоленский театр кукол — это место, куда с удовольствием приходят как самые маленькие, так и взрослые зрители. Первая премьера постановки для взрослых «Король-Олень» по пьесе К. Гоцци состоялась в 1955 году.

Каждый новый сезон Смоленский театр кукол отмечает новыми интересными постановками. Он постоянно расширяет свой репертуар и стремится радовать своих зрителей чудесными сказочными представлениями. Мир кукольного театра — это мир сказки и мир детства, в которое мечтает вернуться каждый взрослый человек.

Открытие нового здания состоялось 19 сентября 2013 года.

Поделиться
«Я родился и вырос на Смоленщине. И хотя я прожил там в общей сложности меньше, чем в других местах, земля Смоленская и до сих пор остается для меня самой близкой, самой родной. И это не потому, что я меньше люблю ту большую, великую землю, которую все мы называем своей матерью — Родиной — Родиной с большой буквы… Дело тут, по-видимому, в другом. Места, где я родился и вырос, кажутся мне самыми родными и незабываемыми потому, что там как бы осталась часть моей жизни, часть меня самого. Там — в этих смоленских местах — родилось и возникло то, что потом стало целью моей жизни, — возникла моя поэзия. Это она, Смоленская земля, дала мне свои думы, свои напевы, свои слова, свои краски».

Михаил Исаковский — русский поэт, создатель современной народной песни



Жители смоленских окраин хранят и помнят свои обряды. Их быт пропитан духом самобытной старины. Сельчане охотно делятся сложившимися премудростями жизни, проникновенно звучат голоса пожилых исполнительниц.

В Святки в Глинковском районе Смоленской области было принято собираться по избам — на вечеринки или игрища. Как поется в хороводной песне, записанной в деревне Белый Холм, «как у Святки бувают игрища». Эти традиционные собрания играли важную роль в жизни сельской общины: на них происходило знакомство и общение молодежи предбрачного возраста. Девушки и парни — обязательные участники вечеринок — водили под песни хороводы, играли в игры и танцевали. Сюда приглашали гармониста, который своей игрой сопровождал танцы. В качестве зрителей здесь могли присутствовать замужние женщины и женатые мужчины.

Хороводные песни с выбором пары зачастую заканчивались поцелуем. По сути, они выполняли функцию «припевания» парней и девушек друг к другу.

Очевидно, что глинковские зимние хороводы имеют брачную направленность, что не случайно. В святочный период повсеместно проходили массовые сватовства, а в следующий за ним мясоед игрались свадьбы. Вечеринки, на которые могла приезжать молодежь из других деревень, часто служили местом выбора невест. Эту ситуацию воспроизводят тексты хороводных песен.

В свадебном ритуале деревни Петрищево — предсвадебные встречи представителей двух родов (сваты, двора глядеть, перепоины), обряды прощания невесты с подругами (девичник) и ее обряжение, одаривание невесты и жениха своими родственниками на кашу, выкупы невесты и ее атрибутов, завязывание молодухой в доме жениха.

По приезде жениху не давали войти в дом невесты, не подпускали к столу и к самой невесте, требуя выкупа, а представители двух родов начинали «дражниться» — петь корилки: «Придуть, молодую ж надо выкупить, жениха ж к ей не пускають. Ну, жаних там и конфеты, и водки, даже и денег которыи дають бояркам етым, девкам. Ну, и песни. Кто кого перябрешить»; «Тыи ж сватьти, как собаки, лають. А мы ж тоже ня упустим, у нявести. Там усё ходить, уся тая хата ходанём. Это они так ругаются. Общем, каждый свайго хочить возвяличить. Тот харош, а мой лучши. Ну, вот и поють тады, кто што знаить».

В это же время крестные жениха и невесты мерились «баславеньем» — булками, заранее ими испеченными и принесенными на свадьбу: «Тады как сойдутся две — женихова хрёстная и яе хрёстная — и вот: «Чия булка лучши? Во мой, во моя хрестница во какая» — ну а тая своё».


Церковный тропарь Пасхи «Христос воскресе» стал на Смоленщине музыкальным знаком пасхального сезона и вобрал в себя черты местного песенного фольклора. Обиходное песнопение русского православного богослужения существует не только в богослужебной, но и в народной певческой практике, что зафиксировано фольклорными экспедициями РАМ им. Гнесиных в 80–90-е годы XX века.

Тропарь Пасхи прочно вошел в календарные обряды пасхальной недели, Радуницы, Дня жен-мироносиц, Егорьева дня, Вознесенья, а также в похоронный обряд. Тропарь Пасхи «Христос воскресе» — обиходное песнопение православного богослужения — бытует не только в церковной, но и в народной музыкальной практике. Народные версии тропаря фиксировались на этой территории систематически. В целом сделано около полутора сотен звукозаписей тропаря в народной интерпретации, а также бесед с народными исполнителями об условиях его звучания.

Мастер комедии

Михаил Кокшенов и его роли

Лучшая травести советского кино

В день рождения Надежды Румянцевой

«Журавли» Расула Гамзатова

Песня, которую нужно услышать

Король, Доцент, чатланин и другие

Самые яркие образы Евгения Леонова в одном ролике

Курс подготовки космонавтов от Сергея Гармаша

Вспоминаем колоритного мультгероя, озвученного любимым актером

«Фильм, фильм, фильм...»

Поздравляем с Днем российского кино

«Очень приятно. Фаина Раневская»

120 лет со дня рождения одной из самых известных актрис XX века

Капустник киногероев Табакова

В честь дня рождения Олега Павловича

Выставка с таким названием проходит в РОСФОТО.

Подробнее

Посмотреть мультфильм можно на портале «Культура.РФ».

Подробнее

Освоить азы колокольного искусства, изучить традиционные осенние обряды и послушать песни народов мира.

Подробнее

К 150-летию со дня рождения художника в Корпусе Бенуа открылась выставка.

Подробнее

В этом сезоне сочинения Дмитрия Шостаковича войдут в программу многих концертов Московской филармонии.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть