Войти Версия для слабовидящих
Популярное

По пути тутового шелкопряда

Протяженность Великого шелкового пути – 12 тысяч километров, возраст – два тысячелетия, география культурных связей – от Китая до Ближнего Востока, Индии и Европы. Основной маршрут пролегал через Северный Афганистан, Среднюю Азию, Иран, Южный Азербайджан и Армению, Малую Азию и Левант. Другой маршрут шел через территорию, именуемую Центральной Евразией, – Алтай, казахские степи, Нижнее Поволжье, Приуралье, Кавказ, Среднюю Азию и Южную Сибирь.

Великий путь, названный с легкой руки венецианского купца Марко Поло шелковым (шелк в то время считался тканью поистине драгоценной и ценился на вес золота), помогал распространять не только товары, но и предметы искусства, технические новинки и даже религиозные учения.

Великий шелковый путь – место встречи цивилизаций Востока и Запада. Сколь глубоки их взаимные влияния, поможет узнать выставка «Традиционная культура Центральной Евразии: наследие Шелкового пути» в Национальном музее Республики Башкортостан. В экспозиции – более 400 предметов из собрания Российского этнографического музея. Выставка предлагает зрителю совершить собственное небольшое путешествие по знойным барханам Шелкового пути и окунуться в атмосферу караванной торговли, почувствовать себя продавцом или покупателем восточного базара.



Тематически экспозиция поделена на несколько разделов: «Дорога», «Торговля и ремесло», «Властная элита», «Религия», «Костюм». Все вместе они создают единый образ торгово-культурного феномена под названием «Шелковый путь». Традиционно караван верблюдов сопровождали вооруженные конные всадники, охранявшие товар от грабителей. Седла, представленные в экспозиции, не просто сиденья для верховой езды, а предмет престижа, с художественной росписью, инкрустацией из кости или полудрагоценных камней. В качестве вьючного транспорта часто использовали ослов и мулов. Их походное снаряжение – узда, мягкое седло, подпруга и яремная подушка для защиты шеи. Последняя, как правило, была из войлока, покрытого нарядной тканью с украшением в виде раковин каури. Древнейший вид транспорта – двух- или четырехколесная арба, везущая разного рода багаж: вьюки, мешки, футляры и переметные сумы – для каждого вида товара была определенная тара.

Следующая остановка – город или крупные поселения, главные пункты остановок каравана. А в городах – ярмарки и базары, не просто центры торговли, но центры общественной и культурной жизни. Здесь гости музея узнают, что за пределами Кавказа хорошо шли азербайджанские, армянские или дагестанские ковры, что Казань славилась кожаной узорной обувью, головными уборами с золотой вышивкой и ювелирными украшениями, выполненными в техники «бугорчатой» филиграни. В Южной Сибири особым спросом пользовались парча, шелк и хлопок, трубки и кисеты для табака, парадное конское убранство, чай, кораллы, раковины и перламутр для украшения различных изделий.

Великий шелковый путь способствовал развитию государственности и становлению элит разных стран. На выставке – импровизированный походный шатер бухарского эмира с коврами, одеждой и утварью. Сарупо – костюм сановника Бухарского эмирата – включал в себя головной убор, халат и обувь. Его шили из самых дорогих материалов – шелка и бархата. А украшенный золотом так называемый верхний халат принадлежал эмиру и надевался лишь по случаю коронации. Особое место на выставке занимают пояса. Долгое время этот атрибут одежды считался не просто частью костюма, на котором крепилось оружие – сабля или кинжал, а указывал социальный статус его владельца. Камарбанд и тагбанд – парадные пояса, богато украшенные позолотой или серебром.


В продолжение темы костюмов на выставке представлены и другие одеяния народов Центральной Евразии, в основе которых тюркский костюм. Такой костюм для обоих полов имел общую основу – рубаху, штаны, длиннополый халат или короткополый бешмет, пояс, головной убор и обувь. Безусловно, для повседневной жизни использовали ткани поскромнее. Но для праздничных выходов наряды шили из плотного красного шелка – кетени, кстати, собственного производства. Декор такого костюма – золотая вышивка или нашивные украшения – монеты, бляшки, раковины каури. Особенно красивы женские головные уборы тюркских народов: это и чалмы, которые носили узбеки, казахи и киргизы, и тяжелые шлемовидные уборы, которыми украшали головы чуваши и башкиры, и массивные меховые шапки хакасов и якутов.

Монгольский мир на выставке отражен бурятскими и калмыцкими костюмами. Богатый халат из узорчатого шелка с изображением пятипалого дракона, символа императорской власти в Китае, теперь просто указывал на высокий статус своего владельца – бурята. Астраханский же калмык носил бишмит по образцу кавказской черкески – короткополый и приталенный с узкими патронными карманами на груди. А вот женский калмыцкий наряд сохранил традиционные монгольские черты – безрукавку чегдык, которую надевали поверх халата.

Импорт восточных тканей через Кавказ обусловил появление такого элемента женского костюма, как покрывало для волос. Нормы кавказского этикета обязывали носить платки и шали в сочетании с большим количеством металлических украшений.

Традиционные костюмы, представленные на выставке, отражают не только материальную, но и духовную культуру народов Центральной Евразии. В древности главным мировоззрением традиционных восточных обществ был шаманизм. На выставке его олицетворяют атрибуты для камлания: бубен с колотушкой, различные подвески и амулеты. Позднее Шелковый путь принес буддизм в Южную и Восточную Сибирь, христианство на Кавказ, ислам в Среднюю Азию и Поволжье. Указы, подписанные рукой императрицы Елизаветы, а позже – Екатерины II, закрепили за буддизмом и исламом официальный статус этих конфессий и признание на территории России.

Благодарим Национальный музей Республики Башкортостан за предоставленные материалы.
Прямые трансляции вечеров Третьяковской галереи на «Культура.РФ»

Вениамин Смехов, Александр Филиппенко и Елена Коренева помогают разобраться в искусстве

Спектакли, выставки и мастер-классы.

Подробнее

Мистерии, поэтические чтения и концерты живой музыки.

Подробнее

В Москве покажут первую полномасштабную выставку, посвященную революции.

Подробнее

Проект «Ваш ХХ век» увидит вся страна.

Подробнее

Свои программы представят площадки от Калининграда до Камчатки.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть