Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Исчезающие народы России. Кереки

С приходом современной цивилизации происходит активная ассимиляция людей разных культур.

Многие народности постепенно исчезают с лица земли. Редкие их представители пытаются сохранить и передать традиции и обычаи своего народа.

Благодаря им, история жизни коренного населения России раскрывает свои тайны – полезные и поучительные, не потерявшие своей актуальности до сих пор.

Кереки, которые называют себя анкалгакку («приморские люди») или аракыкку,– самая малочисленная народность Севера проживающая в Беринговском р-не Чукотского АО. В переписи 2010 года кереками назвали себя лишь четыре человека.

Екатерина Хаткана с дочерью Мариной

Керекский язык никогда не имел письменности и был языком общения в семье.

Сохранилось примерно 4–5 тысяч керекских слов. Для изучения народа много сделали магаданцы Владилен Леонтьев и Александр Орехов. Владилен Леонтьев общался в 1970-х годах с керекскими стариками, еще помнившими язык и прежнюю жизнь. Археолог Александр Орехов изучал древние стоянки кереков и лахтинскую культуру.

По данным 1991 года, говорящих по-керекски было всего трое: Екатерина Хаткана, Николай Етынкэу (мэйныпильгынский диалект), Иван Уваргыргын (хатырский диалект). Все они, помимо родного, владели чукотским и русским.

История непростой долгой жизни Екатерины Хатканы детально записана этнографом и фольклористом Владиленом Леонтьевым. Благодаря этому до нас дошла информация о языке, обычаях, традициях кереков. До замужества Хаткана жила в окружении кереков. В семье говорили на родном языке, соблюдали все обычаи, придерживались традиций. После смерти отца Екатерину воспитал и вырастил дядя. Условия жизни были непростые. В детстве ей несколько раз пришлось пережить страшный голод.


В возрасте 10–12 лет ее лицо украсили татуировкой. «Старшие говорили, что это надо сделать обязательно, а то после смерти, мол, плохо будет…» – поясняла Хаткана. Окончив школу, Екатерина работала учетчиком на рыбной базе. Вышла замуж за полюбившегося чукотского пастуха Вотгыргына и уехала вместе с ним в тундру, стала заниматься вместе с мужем оленеводством. Дядя хотел вернуть ее силой, браки с инородцами у кереков не одобрялись, но по новому закону никто не мог воспрепятствовать выбору молодых. Вскоре семейные союзы кереков с чукчами стали привычны. Благодаря такому повороту судьбы она в совершенстве овладела чукотским языком, научилась свободно говорить по-русски. Еще в молодые годы Хаткана начала переводить керекские и чукотские сказки для своей школьной учительницы О. Бабошиной. Именно повествовательная часть фольклора приоткрыла ученым многие представления кереков о мире, о древних обычаях и обрядах.

Хаткана воспитала шестерых своих и двух приемных детей. К детям в керекских семьях относились с особенной любовью. Усиленно опекали, исполняли все их желания. «Во всех керекских сказках все младшие дети оказываются умнее своих матерей и отцов и даже поучают их. Так, лиса Йайучананккут, прежде чем куда-либо идти, спрашивает разрешения у своей дочери Имынны, а Имынна, в свою очередь, ругает мать за обман и проделки. Младший сын Кукки вороненок Ауппали раньше всех догадывается, что лиса хитрит», – пишет В. Леонтьев в статье о фольклоре кереков. Видимо, причиной стали представления кереков о том, что родившиеся дети были их предками, вновь вернувшимися в семью. Новорожденного сына считали отцом матери. Когда рождалась дочь, говорили, что вернулась свекровь. Имена всем детям подбирались строго из имен предков по материнской линии.

В одной из переведенных Хатканой сказок есть любопытная подробность. Персонаж заяц-мужчина Милуткалик приходит к бабушке и просит у нее позволения идти на промысел. После долгих споров бабушка разрешает ему пойти в кустарник за корой. Такой сюжет наблюдается почти в любой керекской сказке. Перед совершением какого-либо поступка герой обязательно обращается за разрешением к бабушке.

Ранее писатель А.А. Ресин в своих очерках об инородцах отмечает, что в жизни «чукмарей» (так он называл кереков) большую роль играла женщина: «Женщины у этого народа имеют заметно большее значение, чем у других: они руководят всем хозяйством, принимают большое участие в торговле и на вид кажутся развитее мужчин…» Бабушка или жена распоряжалась не только продуктами, но и предваряла любой поступок мужчин советом, могла разрешить или запретить что-либо сделать.

В отличие от других народностей, у кереков сказки изобиловали диалогами. Устная передача содержания подчеркивалась интонацией. Весьма распространен был цикл сказочных сюжетов о вороне Кукки, причем в одних сказках он мог представать творцом мира, в других же его роль сводилась к образам шамана и ловкача.


Поселения кереков были известны на территории от Анадырского залива до Олюторского мыса. Жили они в землянках, укрепленных дерном и песком. В таких жилищах обычно проживало сразу несколько семей. Каждая землянка имела свой настил со спальными местами головой к восходу солнца. Все семьи пользовались размещенным по центру очагом. В теплое время года кереки переселялись в места рыбного промысла. В честь переезда устраивали торжества с защитными ритуалами. На празднествах женские танцы сопровождались «горловыми играми». Горлохрипение на вдохе и на выдохе воспроизводило звуки, схожие с голосами прибрежных птиц и морских животных. Помимо музыкальной стороны, такая своеобразная техника помогала предотвращать стресс.

Кереки занимались рыболовством, морским зверобойным и пушным промыслом, охотой на дикого оленя и горного барана, собирательством, держали упряжных собак. Считается, что именно они придумали запрягать собак цугом (попарно или по одной в ряд). Другие народы этой местности, например чукчи и эскимосы, изначально запрягали собак веером. Лишь в XIX веке они сменили свой вид упряжки на «керекский», более удобный.

Для традиционных верований кереков характерны культы предков и животных, проявлявшиеся в обрядах поминовения и благодарения.

На святилищах кереков в качестве тотема возвышался столб-охранитель и выложенные полукругом моржовые черепа. Духам предков приносили в жертву кусочки пищи. Совершали благодарственные и охранительные жертвоприношения духам животных. Шаман в ритуальных одеждах с бубном в руках произносил необходимые заклинания, в которых содержалась просьба к духам-покровителям. В этой системе верований все вокруг является живым, имеет душу и неразрывную связь друг с другом. По представлениям кереков, прошлое, настоящее и будущее во Вселенной – это единый энергетический поток. Владилен Леонтьев в книге «По земле древних кереков» основными причинами исчезновения народности называет межплеменные войны, резкое сокращение морской фауны в конце XIX века и вспышки эпидемии оспы.

Рыболовство играло первостепенную роль в пропитании кереков. Однако владение лишь примитивными способами рыбной ловли во многом ограничивало возможности промысла. Среди населения начались голод и нужда. С приходом советской власти улучшились положение и условия жизни. С этого времени кереки начали контактировать с русскоязычным населением. В землянках появились железные печи. Впервые кереки стали готовить еду непосредственно в жилище.

Во время последнего интервью для журнала «Крайний Север» Екатерина Хаткана, будучи уже в преклонном возрасте, сетовала: «А наша молодежь не торопится перенимать традиции, не знает родной язык. Все хотят жизни попроще, повеселей. Лучше бы меньше спиртного пили. От водки одно горе! Я раньше тоже не прочь была выпить, вовремя одумалась, уже много лет в рот не беру спиртного».

Народ с трехтысячелетней историей очень долго проживал в природной среде в естественной изоляции. В ХХ веке кереки переселились в рубленые избы. Стали жить отдельными семьями в нескольких поселках на Чукотке. Претерпели ассимиляцию со стороны другой малочисленной народности – чукчей.


СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Прямая трансляция 25 сентября, начало в 19:00

110 лет со дня рождения Д.Д.Шостаковича

К 150-летию со дня рождения художника в Корпусе Бенуа открылась выставка.

Подробнее

К 110-летию композитора в концертном зале Чайковского и на портале «Культура.РФ» прозвучит Пятая симфония Дмитрия Шостаковича.

Подробнее

До 26 октября 2016 года в залах Российской академии художеств работает выставка художницы.

Подробнее

Поучаствовать в настоящем морском сражении, побыть воином средневековой русской дружины и примерить наряды времен Екатерины II.

Подробнее

Портал «Культура.РФ» рассказал об участниках фестиваля и их творческих экспериментах.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть