Войти Версия для слабовидящих

Успеть сохранить. Хотя бы — зафиксировать

Уильям Крафт Брумфилд — признанный специалист по истории русского зодчества. Уроженец американского Юга в 1970 году, готовясь посетить Советский Союз, купил первый в жизни фотоаппарат. Тогда Брумфилд наметил для себя маршруты, которые были определены литературными впечатлениями от романов Толстого и Достоевского. В ходе поездки путешественник обрел одно из главных увлечений в жизни — русскую деревянную архитектуру, попутно открыв в себе талант фотохудожника.

Вологда и Великий Устюг, Иркутск, Тобольск, Каргополь, Чита, Соловки... и еще многие и многие города Русского Севера, Урала и Сибири, где сохранились удивительные творения зодчих прошлых столетий, — далеко не полный перечень тех населенных пунктов, которые Уильям Брумфилд исходил вдоль и поперек.

После 10 лет поездок по российским городам Брумфилд начал научную деятельность как славист — специалист по русской литературе и истории ХIХ века. Он изучал русский язык в Университете Джона Хопкинса в Балтиморе, а в Беркли защитил докторскую диссертацию, преподавал в Университете Висконсина, Гарварде и Университете Вирджинии.

В 1983 году вышла первая книга исследователя «Золото в лазури: Тысячелетие русской архитектуры», иллюстрированная фотографиями автора. Спустя десять лет книжное обозрение The New York Times Book Review включило в свой сборник издание «История русской архитектуры». Кстати, пишет Брумфилд сразу на двух языках — русском и английском.
Впоследствии Брумфилд при поддержке Института Кеннана выпустил серию из четырнадцати книг «Открывая Россию». В каждом альбоме сотни авторских фотографий: архитектурное наследие старинных русских городов от Иркутска до Суздаля, от Тобольска до Смоленска. Кроме того, уже на протяжении десяти лет выходит серия книг Брумфилда об исторических местах Вологодской области (американский ученый стал настоящим летописцем Вологодчины). «Русское деревянное зодчество не только удивительно прочно, но и удивительно красиво. Вообще если говорить об архитектуре, то Россия дала миру два настоящих достижения: это конструктивизм и деревянная архитектура», — считает исследователь.

Такой вот замысловатый путь: русская литература, история, фотография, архитектура. И большой труд. Более 1100 фотографий памятников архитектуры Русского Севера Уильям Брумфилд передал Библиотеке Конгресса США, основная часть фотоархива находится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне.

В 2000 году работа ученого в области гуманитарных наук по истории России была отмечена премией Фонда Гуггенхайма, который поддерживает современное искусство. С 2002 года американский краевед является иностранным членом Российской академии архитектуры и строительных наук, с 2006 года — избран почетным членом Российской академии художеств.

В 2011 году Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям наградило ученого за многолетнюю верность культурному наследию нашей страны специальным дипломом. В 2014-м Уильям Брумфилд стал лауреатом премии академика Д.С. Лихачева «За выдающийся вклад в сохранение историко-культурного наследия России». Наследия, которое пока еще сохранилось в русской глубинке.

«АРХИТЕКТУРА НА КРАЮ ЗЕМЛИ»

Русский Север как источник вдохновения. Книга рассказывает об удивительном сочетании творения рук человеческих и завораживающей природы.

Полярный круг, Белое море и чудеса архитектуры. Немногим людям, особенно из числа иностранцев, удалось забраться в такую даль, чтобы увидеть деревянную Россию на краю земли.

Церквушки и соборы, построенные будто вчера или едва уцелевшие в столетиях. Купола Соловецкого монастыря за суровыми каменными стенами протяженностью более километра: центр духовной культуры и острог с историей в четыре столетия. Уникальный монастырь-крепость признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Уильям Брумфилд отправился к памятнику истории и архитектуры, чтобы через фотографии этот отдаленный уголок России стал ближе для его соотечественников.

Обложку новой книги украшает архангельская Кимжа. Обетные кресты у деревянных домов, бездорожье и устремленные ввысь деревянные купола. Деревня как путешествие в прошлое, где причудливо переплелись язычество, старообрядчество и православие.

Жителей деревянных теремов всего-то чуть больше ста человек. Но они бережно хранят свою историю: не так давно в Кимже началась реставрация самой северной ветряной мельницы России. Сколько деревень — столько историй. Самые интересные из них Уильям Брумфилд собирает в свои книги.

У исследователя русского зодчества в этом году своеобразный юбилей: ровно 10 лет назад вышла первая книга из серии «Архитектурное наследие в фотографиях». Это фоторассказ о самых отдаленных уголках нашей страны.

Американский ученый посвятил России 40 лет своей жизни. Тысячи фотографий памятников деревянного зодчества. Произведения искусства под открытым небом, которые хранят традиции из века в век.

ОШЕВЕНСК: ПРИЮТ ТРАДИЦИОННОЙ АРХИТЕКТУРЫ РОССИЙСКОГО СЕВЕРА

«Леса российского Севера, размеченные озерами и реками, остаются приютом для некоторых самых глубоких художественных традиций России. Несмотря на снижение численности населения и спад экономической активности, есть на Севере области, которые сохранили замечательные образцы культурного наследия.

Виды Каргополя, панорама с соборной колокольни


Один такой регион сосредоточен вокруг небольшого города Каргополя, расположенного в Архангельской области приблизительно в 900 км от Москвы. Каргополь изо всех сил пытается сберечь свое архитектурное наследие, но кризис, еще более острый, неумолимо наступает в деревнях окружающей области, известных лучшими образцами деревянного зодчества и народного творчества в России.

Хотя множество архитектурных достопримечательностей теперь существуют только на фотографиях, в пределах 100-километрового радиуса от Каргополя есть деревни, которые кажутся застывшими во времени.

Ошевенск, самая крупная и лучше всего сохранившаяся из этих деревень, находится в 40 километрах северо-западнее Каргополя на реке Чурьега. Я фотографировал здесь во время многочисленных посещений в 1998 и 1999 годах. В следующий раз я возвратился летом 2014 года и в январе 2015 года при поддержке благотворительного фонда «Наследие Севера».

В Ошевенске можно увидеть не только изящную миниатюрную часовню Святого Великомученика Георгия, но также и деревянную церковь Богоявления (1787) с восьмигранным куполом и отдельно стоящей колокольней. Это одна из самых крупных среди деревянных церквей в области Каргополя. Ее иконостас и расписанный деревянный потолок (известный как «небо» или «небеса») производят ошеломляющее впечатление своим размером и яркими цветами.


Первый раз я увидел эту сельскую сокровищницу серым днем в конце февраля 1998 года. Виктор Шелудко и его жена, друзья из Каргополя, отвезли меня по заснеженным дорогам на пожилой, но надежной «Ниве».

Въезд в Ошевенск отмечен сохранившимся каменным основанием монастыря Святого Александра Ошевенского, заложенного монахом Александром в 1453 году, в год взятия Константинополя турками-османами. Его основатель родился с именем Алексей в семье преуспевающего крестьянина, Никифора Ошевена, который поощрил духовное образование сына.

Получив после пострига в Кирилло-Белозерском монастыре имя Александр, молодой монах последовал за своим отцом к богатым землям к западу от Каргополя, которые принадлежали Новгороду, ведущему коммерческому городу средневековой России. Монастырь стал центром духовной жизни, и Александра (1427–1479) почитали как местного святого. Хотя в советское время монастырь был опустошен и заброшен, сейчас собор Успения Пресвятой Богородицы (1707) снова открыт для посетителей и паломников.


Сразу позади монастыря через реку Чурьегу перекинут деревянный мост, настоящее произведение искусства. Когда мы подъехали на «Ниве» к мосту, мы на минуту засомневались в том, что у нас получится его пересечь: шла замена сосновых бревен в основании. По узкой целой полосе этого потрясающего сооружения мы перебрались на другую сторону реки, и аромат свежесрубленной сосны проник в машину вместе с влажным воздухом.

Деревянный мост через реку Чурьегу

Ошевенск (с официальным названием Ошевенское) — достаточно крупная деревня, с 600 жителями, которые в большинстве своем сдают дома туристам на лето. Улучшение дорог и растущая мобильность населения обеспечивают поток туристов из Москвы и Санкт-Петербурга в такие традиционные сельские поселения. Также у престижного Московского архитектурного института есть летняя программа для студентов в Ошевенске.

Ошевенск, живописно расположенный вдоль речного берега, состоит из группы поселений, включая три деревни на реке. Первую деревню называют Погост, раньше это имя использовали как термин для обозначения священной земли, на которой располагались кладбище и церковь. В церкви, расположенной здесь, есть алтари, посвященные Крещению, или Богоявлению (центральное место), и Иоанну Богослову. Церковь Крещения, которую сельские жители также традиционно именуют церковью Богоявления, (Богоявление и Крещение — один и тот же православный праздник), является одним из наиболее впечатляющих образцов художественной культуры Русского Севера.

Церковь Крещения — деревянная восьмигранная церковь, построенная из крепкой сосны в 1787 году, с отдельно стоящей шатровой колокольней. Два этих строения гармонично дополняют друг друга.


Настоящим чудом кажется главный объем церкви Богоявления, один из самых крупных среди деревянных церквей Севера. В искусно выполненной резной раме иконостаса еще сохранились некоторые иконы. Церковь была закрыта в 1930-е годы, открывалась во время войны и снова была закрыта в ходе последней антирелигиозной кампании, проводимой Хрущевым. Богоявленская церковь, ныне используемая местным приходом для проведения служб, была открыта в 1990-х годах.

В течение этого длительного периода большинство икон пропало из главного иконостаса. Сохранился только верхний ряд, посвященный пророкам, эти иконы я и фотографировал. Но в октябре 2014 года церковь была разорена, и уже эти иконы были украдены. Я сфотографировал пустые места во время визита в начале января 2015 года. Осталась только великолепная рама иконостаса.

Самая впечатляющая деталь главного объема — расписанный свод, на котором все еще сохранились неповрежденные участки. Эти расписанные «небеса» — отличительная особенность церкви, сочетание искусства и конструкции, живописи и архитектуры.


Каноническая форма «небес» — многоугольник, разделенный на сегменты плоскими лучами, простирающимися от вершины стен к кольцу в центре. Лучи немного наклонены и, таким образом, создают независимую конструкцию между стенами и кольцом. Треугольники расписного «неба» размещены в раме без дополнительного крепления. Конструкция поражает тем, как хитроумно мастера использовали силу тяжести.

«Небеса» в церкви Богоявления отличаются своими размерами, они разделены на 18 сегментов, изображающих различных святых, архангелов и проповедников. В круге, в центре шатра, изображен Иисус Христос.

Церковь Богоявления Господня. Расписной потолок (небо)


В дополнение к главному алтарю позади иконостаса находятся два отдельных алтаря, посвященные Иоанну Богослову и священномученику Власию, «небеса» над ними меньшего размера, но также расписанные.

Ключница Ольга Степановна сообщила мне, что в 1990-е годы регулярные службы в церкви не проводились, но женщины деревни часто собирались здесь на песнопения по воскресеньям. Так церковь начала снова обретать свой статус. В церкви теперь идет служба во главе с отцом Киприяном, настоятелем монастыря Святого Александра Ошевенского.

Помимо церкви Богоявления, в Погосте и Ширяихе располагаются несколько бревенчатых домов в традиционном стиле с изображениями на фасаде. Зачастую декорирование носит знаковый характер — например, изображается солнце или другие символы.

В дальнем конце Ошевенска находится деревня Низ, имя которой указывает на ее положение в южной части Ошевенска. В деревне есть своя достопримечательность — миниатюрная часовня Святого Великомученика Георгия, построенная в XIX веке на небольшом возвышении, где дорога входит в деревню. У часовни есть две башни, одна из которых служит колокольней.


Хотя у часовни нет алтаря, здесь сохранились некоторые иконы. Также у часовни есть свое маленькое расписанное «небо» с восемью группами. Эти группы реставрировались в музее в Каргополе, но ребра поддержки «небес» все еще на месте, и я смог сфотографировать их.

Добраться до Ошевенска достаточно сложно, но ценность его зданий и церквей в их оригинальном местоположении. Какой бы непростой ни была дорога, местное гостеприимство и архитектурные шедевры вдохновят любого путешественника».


Текст и фотографии: Уильям Брумфилд
Прямая трансляция 25 сентября, начало в 19:00

110 лет со дня рождения Д.Д.Шостаковича

К 150-летию со дня рождения художника в Корпусе Бенуа открылась выставка.

Подробнее

К 110-летию композитора в концертном зале Чайковского и на портале «Культура.РФ» прозвучит Пятая симфония Дмитрия Шостаковича.

Подробнее

До 26 октября 2016 года в залах Российской академии художеств работает выставка художницы.

Подробнее

Поучаствовать в настоящем морском сражении, побыть воином средневековой русской дружины и примерить наряды времен Екатерины II.

Подробнее

Портал «Культура.РФ» рассказал об участниках фестиваля и их творческих экспериментах.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть