Экспедиция в Новоторжский район Тверской области

Студенческая экспедиция по изучению календарной обрядности и праздников жителей Новоторжского района Тверской области. Традиционно на кафедре этнографии и антропологии института истории СПбГУ запланированы летние этнографические практики для студентов. Основная идея данных экспедиций — научить юных этнографов главному методу этнографии — полевому.
Евгения Аброськина, этнограф, бакалавр факультета истории СПбГУ
В советский период спектр кафедральных экспедиций распространялся на Сибирь, Кавказ, Поволжье. Но после перестройки акцент изучения сместился на близлежащие территории, началось планомерное изучение Северо-Запада России. В рамках данной программы проводилось и проводится изучение Ленинградской, Псковской, Новгородской и Тверской областей.
На протяжении нескольких лет проводились планомерные исследования в Новоторжском районе Тверской области. Экспедиция 2011 г. началась 30 июня и закончилась 31 июля. Основной целью экспедиции было провести этнографические исследования при помощи общения с населением. Акцент сбора материала делался на некие «остатки старины»: изучение календарной обрядности, демонологии и т. д. Но в процессе проведения экспедиции этот акцент, конечно, сместился, но об этом ниже.
В экспедиции участвовали студенты первого и третьего курсов кафедры этнографии, а также студенты первого и второго курсов кафедры исторического регионоведения. Первую неделю студенты были расселены на территории историко-этнографического музея г. Торжка. За эту неделю студенты перечитывали монографии по этнографии русских, составляли вопросники, корректировали цели и задачи своих полевых исследований при помощи советов руководителей экспедиции (старшего преподавателя кафедры и ассистента). Когда подготовительный этап экспедиции был завершен, был произведен переезд на территорию музея деревянного зодчества Василёво (на месте Большесвятцовского сельского поселения).
Стоит сказать подробнее об этом месте. Василёво является усадьбой (XVIII–XIX вв.) на берегу реки Тверцы, а в 1976 г. на месте усадьбы был создан этнографический музей под открытым небом. Из разных районов Тверской области сюда были перевезены шедевры деревянного зодчества XVIII — начала XIX в. В экспозицию музея входит около двух десятков памятников деревянной архитектуры.
На протяжении оставшегося времени проходило изучение окрестных деревень, порой протяженность маршрутов достигала 10 км по берегу р. Тверцы. Изучались право- и левобережные поселения.
Население окрестных деревень относилось к студентам весьма дружелюбно, активно шло на контакт. Помимо стандартного общения со старожилами деревни удавалось пообщаться с работниками местной церкви в д. Прутня, которая является своего рода центром для всех окрестных деревень. Местный священник рассказывал студентам о том, как проводятся разнообразные церковные праздники.
Местные старожилы с удовольствием рассказывали о своем детстве, о том, как колядовали, как проводили свадьбы, как отмечались светские праздники, как посещали местный клуб и танцы:
«На Егория с вербой и иконами ходили. Выбирали пастуха, причащали его. Старики в церковь ходили босиком, там обувались. В Масленицу на лошадях катались, в возках. В Большой Киселёнке были гулянья, даже из Торжка приезжали. Все религиозные праздники вся деревня всегда справляла! Колядовали, ряженые ходили. Раньше разрешалось звонить в колокола на Пасху».
«Отмечали праздники посева, выпаса. Религиозные праздники отмечали по-домашнему. В церковь ходили. Не гадали. Справляли Масленицу (в д. Крюково). Чучело не жгли, ходили на речку, жгли костры вдалеке от построек».

Стоит особо отметить, что в связи с тем, что рядом, подо Ржевом, проходили бои, а сам Торжок активно подвергался бомбардировкам, то этот исторический пласт постоянно поднимался и обсуждался практически во всех интервью, которые удалось собрать:
«В семье было пять человек. Отец и брат погибли. В октябре 1941 г. пошла учиться. До 13 октября налетели немцы в Торжок, разбомбили весь. Погибло 4 тысячи человек. На 1942 г. — повестка в военкомат. Собрали и заставили писать заявления о добровольной отправке на фронт. Повезли подо Ржев. Я была регулировщиком (сопровождали части на фронт, раненых в госпитали). Стояла на посту — подъехал генерал (через неделю дали звание младшего сержанта). Спали в землянках. За всю войну не раздевались. Одежда: шапка-ушанка, брюки ватные, портянки, шуба для поста, валенки. Я участница 2-го Прибалтийского фронта — соединенный с 3-м Белорусским под командованием Говорова. Дошла до Латвии (до Риги) в августе 1945 г.».
В целом за весь период экспедиции были собраны материалы по культурным изменениям в период становления советской власти и Великой Отечественной войны. Очень четко по данным результатов экспедиции прослеживается, как от традиционного посещения церкви и празднования различных церковных праздников происходит переход к советской обрядности и наоборот:
«До войны в передней висели портреты Ленина и Сталина. Мама во время войны повесила на их место иконы»
На мой взгляд, подобные экспедиции не только являются хорошим начинанием для молодых студентов-этнографов, но и помогают заполнить лакуны отечественной этнографии: собрать материалы касательно советского периода в деревне, который до недавнего времени не привлекал внимания исследователей.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна