Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Усть-вымская экспедиция

Местное коми население характеризуется большим количеством русских заимствований как в культуре, так и в языке. В тоже время здесь сохранилось много культурных «черт», которые свойственны только коми.

Евгения Аброськина.
Этнограф, бакалавр факультета истории СПбГУ.
На протяжении двух лет студентка кафедры этнографии и антропологии Евгения Аброськина проводила зимние (две недели) и летние (30 дней) полевые сезоны на территории Усть-Вымского района Республики Коми.

Основной целью исследования было изучить самоидентификацию коми, которые проживают на данной территории, рассмотреть, как влияет тесный контакт с русским населением на этническое самосознание коми. Изучение пограничных культур (на данном примере – финно-угорской и славянской, коми и русской) находится в фокусе этнографов и антропологов на протяжении длительного времени.

Данные исследования являются перспективными, потому что позволяют нам рассмотреть, каким образом изменяется культурный облик территории, какие языковые изменения происходят и т.д.

Церковь с. Айкино



Так, например, коми кухня существенно отличается от русской.

«Самовар любили, чай любили пить. А еще из наших-то коми кушаний мы треску любили готовить: берешь соленую треску, заливаешь крутым кипятком и кушаешь. Еще капусту квасили «по-коми»: кочан на 4–6 частей разрезаешь, заливаешь кипятком, деревенскую мяту добавляешь. Завтра уже кушать можешь <…> Блины на Масленицу особо не пекли, куличи на Пасху тоже не делали обычно – только яйца красили. Шаньги пекли да чериняни».

Жительница с. Айкино с шаньгами



У коми данного района сохранилась традиция варить сур (пиво):

«Сур-то да, мать-покойница варила. Возьмет такую большую бочку – тшан называется, у нее в середине дна квадратная дырка. На дно солому кладет. Бочку ошпаривала камнями. Потом ячмень пропарит в печке, на печке высушит. Потом мололи. Изки – мельница называется. Потом в чугун-то положит промолотое, водой заварит и в печку. Вытаскивает, выливает на солому, сверху кипяченой водой. Солома как фильтр была. Сверху гири опускала. Вот это месиво – юм называется, или сусло, – капает в деревянный лоток.

«Темная-темная жидкость. Сур называется, по-коми – пиво».

Во время экспедиции удалось собрать материалы и по демонологическим представлениям у коми, которые бытуют и до сих пор:

«Тетка мужа, когда маленькая была, видела домового. Потом об этом рассказывала старушке-бродяжке. Та спросила: «Какой он был?» Говорит: «С бородой». «Это хорошо, а если бы лысый был – плохо. А где видела?» – «В погребе». – «Стало быть, спрятано там что-то». А сейчас вот дом стали разбирать и камень огромный оттуда вытащили. Нам его тетка не отдала, говорит, что он деньги и удачу в дом приманивает».

«Домовой в каждом доме есть: женщина либо мужчина. Если хорошие отношения с хозяевами, то защищает».

Старая икона, с. Айкино

Особо освещалось информантами и жилищное пространство, что оно из себя представляет:
«В одной комнате обязательно печь должна стоять, в другой отдельно «голландка». Мебель деревянная. Палать, где русская печь. Тут тебе и кухня, и комната. Иконы везде висели. Перед заходом – оберег – подкова».

«У нас был дом: летник в нем и зимник. Скамейки внутри, большой стол. Печь с правой стороны. Амбар у нас еще был, баня по-черному. Хлев (повети были – дырка для коровы). Звöз – лошадь заезжала с сеном туда».

Отдельно нужно сказать и об «исторической памяти» данной территории – о лагерном прошлом, которое нельзя проигнорировать.

Местный историк, уроженец с. Айкино, вспоминает так: «В 1937 г. приехал Ульрих, он был председателем военной коллегии. Он был на пятом месте после Берии. Его избрали депутатом от Коми АССР. Вот и началось. В Нижнем Шежаме у церкви лагерь на 150 посадочных мест сделали, у хлебозавода – на 250, у Вомына – на 50 мест (женский лагерь был). 3 тысячи человек прошли, а то и больше. Что там у них – мы все знали. Родители, конечно, боялись говорить, кто там. Отвечали: «Там – сливки». Там, оказывается, были инженеры и техники, два профессора были, даже в частных домах они жили. Но страшно было. В 1942 г. болели тифом. Так они хоронили по десять человек в день, вывозили на санях по пять человек. Увозили не на кладбище, а закапывали там, где сейчас бетонный завод стоит. Летом привозили на баржах и пешим ходом утром до Микуни. Родители нас отправляли, чтоб мы им еды передали. Разные были… Поляки, немцы, китайцы. Война закончилась, и многие немцы остались».

На кладбище в с. Айкино


Местные действительно старались помогать продуктами. Также из числа местных набирали персонал для работы в лазарете или на кухне: «Мне одна бабулька рассказывала, старая-старая, что она работала в лазарете в Айкинском лагере. Так, говорит, столько младенцев похоронила. Всю жизнь об этом молчала, никогда не говорила».

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Ко дню рождения Валентина Серова

Виртуальная галерея знаменитых работ художника

Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Пусть будет лучшим Новый год!

«Культура.РФ» поздравляет с Новым годом и Рождеством!

Семен Фарада

Формула нашей любви

Выйди скорей, Татьяна!

Советская серенада с Анатолием Кузнецовым

«Наконец сбываются все мечты…»

Счастливого Нового года!

20 января в ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается фестиваль «Пятницы в Пушкинском».

Подробнее

В выставках примут участие ведущие мировые музеи и знаменитые частные коллекционеры.

Подробнее

Мы подготовили подборку событий, посетив которые вы сможете узнать больше.

Подробнее

Читайте и выбирайте, чем заняться в январе в Москве.

Подробнее

Экспозиция «Рисунки Климта и Шиле из собрания музея Альбертина (Вена)» начнет работу осенью 2017 года.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть