Обрядность похоронно-поминального цикла у народов Северного Кавказа

Один из наименее этнографически изученных — раздел похоронно-поминальной обрядности народов Северного Кавказа. Похоронные обряды черкесов, карачаевцев и кабардинцев.
Похоронно-поминальная обрядность народов Северного Кавказа до настоящего времени остается одним из наименее этнографически изученных разделов семейной обрядности. Внимание исследователей, особенно в XX в., в значительно большей степени привлекали свадебная и детская обрядность, о чем говорит и число публикаций, посвященных этой тематике. Похоронно-поминальная обрядность, как правило, представлена лишь в работах, посвященных монографическому исследованию культуры того или иного народа. Видимо, одна из причин этого явления — тесная связь похоронно-поминальной обрядности с религией, особенно у тех народов региона, которые исповедуют ислам. Как известно, еще сравнительно недавно публикация таких материалов, особенно относящихся к современности, была затруднена или вообще невозможна. Неслучайно наиболее полно представлена в литературе похоронно-поминальная обрядность осетин, сохранившая в основном связь с языческими верованиями.
В данной статье использованы материалы, собранные во время экспедиции 1989 г. в нескольких республиках Северного Кавказа. Конечно, далеко не все стороны похоронно-поминальной обрядности представлены здесь достаточно подробно. Тем не менее, на наш взгляд, приводимый ниже полевой материал может быть использован для дальнейших исследований данной темы.

Черкесы (сел. Хабез, Адыге-Хабль)

Похороны принято устраивать на следующий день после смерти, но если ждут приезда кого-то из родственников, то по согласованию со старшими — через два-три дня. Обмывают и облачают покойного в саван те, кто умеет читать молитвы. Саван для мужчин и женщин делается одинаковым. Могилу роют соседи или родственники; для женщины — немного глубже, чем для мужчины.
О смерти человека оповещает кто-нибудь из соседей или родственников. Около покойного обязательно читают Коран, и чем больше человек это делают, тем лучше для души умершего. На похоронах обязательно присутствует эфенди. Он дает распоряжение близким прощаться с покойным и выносить его. Хоронят обычно в середине дня (14 час.). За один-два часа до этого устраивают обряд искупления грехов (деур), для которого выделяют 250–400 руб. (иногда эта сумма оговаривается в завещании, как и то, сколько следует истратить на похороны и поминки). Из этой суммы часть (по 10 руб.) причитается тем, кто обмывал покойного, и по 5 руб. раздают бедным. На похороны приходят эфенди из разных аулов и обычно через них передают деньги для бедных. В каждом ауле имеются списки беднейших жителей.
Женщины провожают похоронную процессию до ворот, на кладбище не идут. (Им разрешается посещать кладбище в день, назначенный эфенди, когда они убирают и приводят в порядок могилы близких.) Носилки с покойным нельзя ставить на землю, до кладбища их несут на плечах, сменяя друг друга. На кладбище два близких родственника спускаются в могилу и принимают покойного, которого подают им вниз на брезенте. Укладывая тело в нишу, они развязывают узлы на саване и кладут в саван по горсти земли. Нишу закрывают досками.
По возвращении с похорон устраивают угощение для приехавших издалека, но не в доме умершего (там не готовят пищу в течение трех дней), а в доме родственников (если он находится не в этом же дворе) или соседей. На похороны приходят только женатые мужчины (вообще посещать кладбище мальчикам разрешается с 12–13 лет).
Памятник на могиле ставят в головах, иногда это делается сразу же, в день похорон (нередко он представляет собой асбестовую трубу с надписью).
В знак траура мужчины не бреются (обычно в течение недели, самые близкие — до 40-го дня), женщины носят темную одежду, темные платки. Телевизор в доме, где соблюдается траур, не включают до месяца и дольше.
Так, один из наших информантов после смерти матери год не пил спиртных напитков, не посещал свадьбы и другие застолья.
Сорок дней по умершему полагается читать Коран. В течение месяца после смерти принято каждый четверг жарить в масле лепешки (локумы) и раздавать их детям. При возможности это можно делать целый год или несколько лет.
В 40-й день устраиваются многолюдные поминки, на которые приходит почти столько же человек (в том числе и из соседних сел), как в день похорон. Большую помощь семье в этот день оказывают родственники. Часть баранины раздают бедным людям в несколько соседних сел в качестве милостыни (садака). Женщины приносят кур, сладости, мужчины могут принести деньги.
Для поминального стола готовят мясо с бульоном (ляпе), заправленное зеленью, чесноком, луком; пасту; плов — рис с изюмом (его жарят с сахаром) и сливочным маслом; курятину с подливой (джедлибже); домашнюю лапшу (хингал), подаваемую с вареными яйцами, чесноком и сметаной или кислым молоком; халву и различные сладости, пирожки, жареные лепешки (локумы). В этот день обязательно кормят детей и раздают им кульки со сладостями.
Годовые поминки (илгэс сэдэкъэ) менее многолюдны, чем устраиваемые на 40-й день. По свидетельству информантов, эти поминки стали устраивать повсеместно лишь в последние 10 лет.

Карачаевцы (сел. Верхняя Теберда, хутор Дружба)

Похороны происходят в день смерти или на следующий день, если ожидают приезда родственников.
Могилу для женщины делают более глубокой, чем для мужчины. Для савана (кебин) используют отрез белой ткани (одинаковой длины для мужчин и женщин).
Принято, чтобы на похороны односельчанина (или для выражения соболезнования после похорон) приходили все взрослые члены семьи (с 17–18 лет). В доме умершего кто-нибудь из близких родственников-мужчин принимает соболезнования. Семье умершего оказывается денежная помощь (20–50 руб.). Некоторые приносят платки, которыми покрывают тело покойного. Часть этих платков оставляют в доме, часть раздают.
Перед захоронением устраивают обряд выкупа грехов покойного (деур). Часть выделенных для этого денег раздают старшие родственники в виде милостыни (садака). Деур не полагается делать для девочек, умерших до 14 лет, и мальчиков, не достигших 16 лет, поскольку в этом возрасте они считаются безгрешными.
Женщины в день похорон на кладбище не ходят. Исключение делают в тех случаях, когда кто-то из ближайших родственниц (сестра, мать) не успел проститься с покойным и приехал в тот момент, когда процессия уже находится на кладбище. Тогда женщину допускают на кладбище, мужчины отходят в сторону и дают ей возможность проститься с близким человеком. В другие дни женщинам разрешается заходить на кладбище, убирать могилы.
Существует представление, что женщина, отправляясь на кладбище, должна надеть ниже пояса не менее семи одежд (то есть ее тело ниже пояса должно быть закрыто семью слоями ткани).
После похорон устраивают поминки, особенно если покойный оговорил это в завещании. Для угощения режут барана, кур. Три дня после похорон ворота остаются открытыми; три дня из очага не должен выходить дым (то есть нельзя в доме готовить пищу). Пищу для членов семьи в эти дни приносят соседи (любые блюда, без ограничений).
В течение трех дней мужчины-родственники, соседи (с 25 лет, женатые — с 20 лет) по утрам поднимаются на кладбище, читают у могилы Коран.
На 3-й день после похорон режут корову и раздают мясо (схат). Обязательно наделяют мясом родственников и ближайших соседей, насколько хватит. По словам пожилых информантов, прежде мясо давали в первую очередь тем, кто читал Коран, и раздача мяса происходила в скромных масштабах. Так, в 1930-е годы богатые люди старались совершить этот обряд еще при жизни, но даже самые зажиточные резали овцу, а не корову, хотя скота в хозяйстве было много (например, тот, кто владел всего одной коровой, считался бедным, и ему полагалось давать милостыню). Сейчас некоторые эфенди выступают против этого обычая, так как о нем не говорится в священных книгах.
По пятницам (джума) в доме готовят жареные лепешки (локъумы) и раздают детям и соседям как поминальное угощение. Самые многолюдные поминки (несколько сот человек) устраивают на 52-й день (кемик дуа). В этот день раздают бедным милостыню-садакъа (деньги, муку, сахар), а также устраивают угощение. Стараются пригласить как можно больше детей, говорят: «Дети — святые, и если их покормишь, то у покойного грехи смываются». Угощение для детей относят и в школу. Особый почет оказывается в этот день престарелым односельчанам.
В годовщину смерти также устраивают поминки (джыл аш). Поминки устраивают только по тем умершим, что достигли совершеннолетия (те же возрастные границы, что и при обряде выкупа грехов). Если ребенок родился живым, то, как бы мало он ни прожил, в случае его смерти читают заупокойную молитву джаназу.
Для поминального угощения режут корову, барана. Готовят мясо с картошкой (шорпа), манты, пельмени (суу берек), тонкие пироги с начинкой из мяса, сыра, картошки (хычыны), несколько видов халвы (сахан халуа, чакъгъан халуа, бал халуа), варят и жарят кур. Халву приносят также соседи. На поминки готовили и различные блюда из риса (баста) — рис с изюмом, рис со сметаной, рис с айраном, рис с маслом, рис с большими кусками вареного мяса. В последние годы эти блюда не всегда готовят на поминки, так как они не пользуются популярностью и считаются непрестижными. Спиртные напитки на поминках не подают.
Траур соблюдают до 52-го дня или до года. В этот период не посещают общественных увеселений, не смотрят телевизор. Мужчины не бреются до 52-го дня.
Если по соседству с домом, соблюдающим траур, готовится свадьба, которую нельзя отложить, то у семьи просят разрешения на проведение свадьбы, которая в таком случае проходит без музыки и танцев.

Кабардинцы (сел. Урвань, Чегем)

Мужчины — близкие родственники покойного — принимают соболезнования от мужчин во дворе; женщины находятся в доме, где их и посещают пришедшие женщины. Приходящие выразить соболезнование приносят деньги (не менее 10 руб., родственники и близкие — до 200 руб.). Денежную помощь семье оказывают и сослуживцы покойного. Приносят также отрезы, шелковые платки (любого цвета, но не черные), полотенца, мыло, духи (некоторые муллы говорят, что приносить все это — грех).
Умершую женщину накрывают поверх савана платками, мужчину — буркой. Ткань на саван, а также вещи, которые следует раздать чтецам Корана, бедным и т. д., пожилые люди готовят заранее. Шелковые платки, отрезы впоследствии раздают тем, кто читает по покойному Коран, вдовам, сиротам. Читающим Коран, кроме того, посылают также нательное белье (мужчинам), ночные рубашки (женщинам), угощение.
Коран начинают читать на следующий день после погребения и читают до 40-го дня. Считается, чем больше людей читают по покойному Коран, тем лучше. Поскольку не в каждом селе можно найти человека, знающего арабскую грамоту, обращаются и в другие села. Сейчас читают Коран дома, хотя ранее это полагалось делать на кладбище.
Соболезнование семье умершего можно выразить, если не успевают до похорон, в течение всей следующей недели. Три дня в доме, где умер человек, остаются открытыми ворота: все это время близкие родственники-мужчины, принимающие соболезнования, каждый день собираются во дворе дома покойного.
Похороны обычно происходят на следующий день после смерти. Об этом стараются всех оповестить. Обычно хоронят в середине дня, примерно за час до этого (около 12 часов) в доме устраивают обряд выкупа грехов (деур), для чего выделяется от 200 до 500 руб. (в некоторых селах по решению мулл деур ограничен 200 руб.). После исполнения этого обряда покойного выносят из дома. На кладбище идут только мужчины (юноши — лет с 20, как говорят, «те, кто уже отслужил в армии»).
Если село делится на несколько кварталов-джамаатов (прежде в каждом квартале были своя мечеть и кладбище), то на похороны в своем джамаате ходят обязательно, хотя нередко посещают в подобных случаях и другие джамааты.
Единичны случаи таких новшеств, как похороны с музыкой (так хоронят только «ответственных и партийных работников») или в гробу. Не приняты цветы, траурные венки. Нишу в могиле закрывают досками, в последние годы — кирпичом. Когда остается положить последние кирпичи или последнюю доску, снимают платок, которым был покрыт покойный, и отдают его бедным.
В день похорон женщины в знак траура обязательно должны быть в платках, мужчины — в головных уборах. В последние 10–15 лет женщины стали носить в знак траура черную одежду. Прежде в период траура женщины не носили одежду без рукавов, а мужчины не брились.
В день похорон по обычаю, который сохраняется в некоторых селах и сейчас, не принято устраивать угощение. Вообще 3 дня очаг в доме не зажигают, пищу членам семьи приносят соседи. В день похорон режут корову или быка (3–4-годовалого) и раздают милостыню (садака) родственникам и бедным односельчанам (1 кг мяса, 1 кг риса, 1 кг пшена, 1 кг сахара, прежде также — по 3 м ситца). Относят продукты также в больницу, в дом престарелых, на предприятие, где работал покойный. Однако сейчас нередко вместо раздачи продуктов в день похорон устраивают угощение (пищу готовят не в доме, а во дворе) — и для мужчин, и для женщин. Режут баранов, крупный рогатый скот. Подают на стол вареное мясо, бульон с мясом, пасту, соус (щипс) с чесноком, сыр, калмыцкий чай, лимонад, жареные лепешки (гадык-эрыпщ).
Через неделю после похорон раздают одежду покойного — на память о нем. В 40-й день отдают близким вещи покойного (например, кинжал, если умер мужчина, ножницы — если умерла женщина).
В течение 40 дней каждый вечер раздают в своем квартале (в первую очередь детям, старикам, больным) жареные лепешки и конфеты (это называется жъарымэ). После 40-го дня продолжают раздавать подобное угощение (до 50-го дня обязательно, а далее по желанию) лишь в четверг вечером (марем пщыхъащхъэ). Это время считается предназначенным для раздачи поминального угощения независимо от того, как давно умер член семьи. Кроме того, чтобы покойному было хорошо (псапа), в четверг вечером дают молоко тем соседям, у которых нет коровы, можно давать жареные лепешки, конфеты, овощи и др.
В 40-й день режут быка или несколько баранов, раздают близким, родственникам, соседям мясо, круто сваренную пшенную кашу (паста), жареные лепешки и др. Угощают только тех, кто помогает готовить: подают на стол бульон, мясо, подливку, колбасу из печени с чесноком, луком и красным перцем (тхъэмщ-ыгъуныбэ) и др.
На поминки в 50-й день раздают жареные лепешки и конфеты. В этот день в дом умершего приходят только самые близкие родственники, для угощения которых режут кур. В первой половине дня (с 10 до 14 час.) в отдельной комнате несколько человек читают молитвы. После этого их угощают и дают угощение с собой.
На годовщину смерти устраивают раздачу продуктов и угощение, как в день похорон (один стол устраивают для взрослых, другой — для детей). Дети приходят с родителями или самостоятельно. В этот день режут двух быков, несколько баранов, 20–25 кур. В отдельных семьях в течение многих лет в день смерти человека (особенно молодого, безвременно погибшего) готовят поминальное угощение и раздают его соседям (кур, конфеты, жареные лепешки, лимонад и др.).
Временный памятник (с указанием имени, дат жизни) ставят на могиле в день похорон; окончательно же памятник устанавливают обычно на 40-й день. Сейчас нередко на памятнике помещают и фотографию (у стариков на могилах памятники не имеют фотографий).
Расходы на похороны и поминки составляют около 2,5–3 тыс. руб. Считается, что все деньги, принесенные в семью, обязательно должны быть потрачены на покойного.
В конце 1980-х годов практически повсеместно отмечалось оживление религиозной жизни, стремление вернуться к истокам народных традиций. Более доступным и привлекательным стало религиозное образование. Новые, образованные священнослужители, в отличие от прежних, «доморощенных», зачастую усматривали в бытовавших обрядах нарушение строгих, истинно правоверных канонов. Но, как правило, эти требования (уменьшить пышность поминок, сократить суммы, выделяемые для проведения обряда выкупа грехов умершего и т. д.) не исполнялись, поскольку общественное мнение было на стороне освященных временем традиций.
Однако материалы последних лет показывают, что тенденции изменения похоронной обрядности во многих регионах Северного Кавказа оказались стойкими: некоторые из обрядов были практически отменены или существуют в сильно модифицированном виде (деур и др.), сократилось число поминальных дней и формы их проведения и т. д. Насущным становится исследование современного состояния этой сферы семейной обрядности, и представленные в данной статье материалы помогут проследить происходящие в ней изменения.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна