«Боюсь порядочных женщин и возвышенных чувств»: Пушкин о любви

В письмах
Александр Пушкин
зачастую иронично высказывался о любовных связях
, женитьбе и супружестве. Опыт в отношениях поэт имел богатый: он влюблялся, кружил головы женщинам, посвящал им стихи и вообще слыл дамским угодником, хотя, по воспоминаниям современников, и не отличался эффектной внешностью.
Читайте, что поэт думал о семье, кокетстве, «ремесле мужа» и прочих вопросах романтических и семейных отношений.

О порядочных женщинах и возвышенных чувствах

Виктор Прибыловский. Александр Пушкин в Болдино (фрагмент). 1958. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Александр Коноплев. Стол с гусиным пером и подсвечником. Иллюстрация к повести Александра Пушкина «Пиковая дама» (фрагмент). 1982–1985. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Неизвестный художник. Елизавета Хитрово. Фрагмент открытки. 1982 год. Ковровский историко-мемориальный музей, Ковров, Владимирская область
Боже мой, сударыня, бросая слова на ветер, я был далек от мысли вкладывать в них какие-нибудь неподобающие намеки. Но все вы таковы, и вот почему я больше всего на свете боюсь порядочных женщин и возвышенных чувств. Да здравствуют гризетки! С ними гораздо проще и удобнее.
Елизавете Хитрово
Дочь военачальника Михаила Кутузова
Елизавета Хитрово была старше Пушкина на 16 лет и на момент знакомства с поэтом уже много лет как овдовела. Дама питала к Пушкину сильные чувства, которые в письмах называла «самой нежной, страстной дружбой».
Поэт часто бывал в салоне Хитрово в Санкт-Петербурге, слушал рассказы о том времени, когда она сопровождала отца в военных походах. Пушкин насмешливо относился к этой страсти, иронично называл Хитрово «Лизой голенькой» за любовь к декольтированным платьям с открытыми плечами. Внимание вдовы тяготило писателя, он редко соглашался на встречи, но дама посылала ему множество писем. Хитрово участвовала в его делах, улаживала вопросы службы и даже оказывала протекцию в свете его жене Наталье Гончаровой.
В одном из писем Пушкин иронично сетовал на порядочных женщин, а также объяснял, почему не приходит к своей собеседнице: «…очень занят, могу выходить из дому лишь поздно вечером, и мне надо повидать тысячу людей…» И тут же пускался в откровенности: «Я имею несчастье состоять в связи с остроумной, болезненной и страстной особой, которая доводит меня до бешенства, хоть я и люблю ее всем сердцем».

О «ремесле мужа»

Орест Кипренский и неизвестный соавтор. Фрагмент открытки с портретом А.С. Пушкина и стихотворением «К Чаадаеву». 1899. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Неизвестный художник. Александр Пушкин и Анна Керн. Фрагмент открытки из набора «Александр Сергеевич Пушкин». 1987. Краеведческий музей-усадьба князей Юсуповых, поселок Ракитное, Белгородская область
Неизвестный художник. Портрет Анны Керн (фрагмент). 1830-е. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Скажите, однако, что он сделал вам, этот бедный муж? Уж не ревнует ли он часом? Что ж, клянусь вам, он не был бы неправ; вы не умеете или (что еще хуже) не хотите щадить людей. Хорошенькая женщина, конечно, вольна… быть вольной. Боже мой, я не собираюсь читать вам нравоучения, но всё же следует уважать мужа, — иначе никто не захочет состоять в мужьях. Не принижайте слишком это ремесло, оно необходимо на свете.
Анне Керн
Анну Керн выдали замуж в 17 лет за генерала, которому на тот момент перевалило за 50. Брак не был счастливым, Керн переезжала с мужем от гарнизона к гарнизону, вскоре стала заводить романы. Пушкин близко познакомился с ней в имении Тригорском, куда она приехала к родственникам. Усадьба поэта
находилась в соседнем Михайловском, а у хозяйки Тригорского Прасковьи Осиповой он часто бывал. Чтобы прервать связь племянницы с Пушкиным, Осипова насильно увезла ее к мужу в Ригу.
После этого между Пушкиным и Керн завязалась переписка. В одном из писем он даже иронично просил ее уважать мужа и не принижать это ремесло и следом добавлял: «Постарайтесь же хотя мало-мальски приноровиться к этому проклятому господину Керну».

О главном в хорошеньких женщинах

Герман Мелентьев. Портрет Александра Пушкина (фрагмент) 1937. Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кунгур, Пермский край
Анатолий Иткин. Пушкин и бырышня. Иллюстрация к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (фрагмент). 2009. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Евгений Синилов. Анна Керн в Риге (фрагмент). 1991. Городской исторический музей, Горячий Ключ, Краснодарский край
Вы уверяете, что я не знаю вашего характера. А какое мне до него дело? очень он мне нужен — разве у хорошеньких женщин должен быть характер? главное — это глаза, зубы, ручки и ножки — (я прибавил бы еще — сердце, но ваша кузина очень уж затаскала это слово).
Анне Керн
В это письме упоминается кузина Анны Керн — Анна Вульф, близкая подруга поэта. Они познакомились, когда Пушкин только окончил лицей
и гостил у родителей в Михайловском. Вульф была ровесницей писателя, разбиралась в поэзии. Пушкин поначалу увлекся ей, но ответных чувств не получил и вскоре остыл, однако посвятил Анне Вульф несколько стихотворений.

Об успехе у женщин

Николай Ульянов. Пушкин за рабочим столом. Из серии «Пушкин в жизни» (фрагмент). 1936–1937. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Сергей Бальзамов. Пушкин читает стихи (фрагмент). 1964. Картинная галерея городского округа Красноармейск, Красноармейск, Московская область
Неизвестный художник. Портрет Льва Пушкина (фрагмент). 1848. Всероссийский музей А.С. Пушкина Санкт-Петербург
Замечу только, что чем меньше любим мы женщину, тем вернее можем овладеть ею. Однако забава эта достойна старой обезьяны восемнадцатого столетия.
Льву Пушкину
Лев Пушкин был младшим братом поэта и его литературным секретарем. Братья вели переписку, из писем следует, что Лев был влюбчив и обсуждал со старшим братом сердечные дела. Цитата из письма вторит строкам «Чем меньше женщину мы любим, / Тем легче нравимся мы ей» из романа «Евгений Онегин»
. В письме брату Пушкин также давал самые разные жизненные наставления: о дружбе, карьере, отношениях с окружающими.

О семейственности

Александр Пруцких. Пушкин с пером (фрагмент). 1949. Челябинский государственный музей изобразительных искусств, Челябинск
Николай Ульянов. Пушкин с женой на балу (фрагмент). 1-я половина XX века. Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля, Москва
Владимир Гау. Наталья Пушкина (урожденная Гончарова) (фрагмент). 1842–1843. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Мое мнение: семья должна быть одна под одной кровлей: муж, жена, дети, покамест малы; родители, когда уже престарелы; а то хлопот не наберешься и семейственного спокойствия не будет.
Наталье Пушкиной
Наталья Гончарова в 1831 году стала супругой поэта. Они познакомились на балу, когда Гончаровой было 16 лет, в воспоминаниях Пушкин отмечал: «Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова моя закружилась». Вскоре он попросил руки Гончаровой у ее родных, но получил неопределенный ответ, так как для нее искали более состоятельного и благонадежного жениха. Но свадьба все же состоялась, в браке родилось четверо детей.

О кокетстве и семейном благополучии

Петр Садков. Александр Пушкин и Наталья Гончарова в Царском Селе (фрагмент). 1987. Сальский музей им. В.К. Нечитайло, Сальск, Ростовская область
Модест Дурнов. Пушкин и Гончарова (фрагмент). 1920-е. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Семен Эрбер. Невский проспект в эпоху Пушкина. Слева: Александр Пушкин и Наталья Гончарова (фрагмент). Конец XIX века. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Повторю тебе помягче, что кокетство ни к чему доброму не ведет; и хоть оно имеет свои приятности, но ничто так скоро не лишает молодой женщины того, без чего нет ни семейственного благополучия, ни спокойствия в отношениях к свету: уважения. Радоваться своими победами тебе нечего.
Наталье Пушкиной
Современники отмечали красоту Натальи Гончаровой. Драматург Владимир Соллогуб писал: «Никогда не видывал такую законченность классически правильных черт и стана. Ростом высокая, с баснословно тонкой талией, при роскошно развитых плечах и груди, ее маленькая головка, как лилия на стебле, колыхалась и грациозно поворачивалась на тонкой шее; такого красивого и правильного профиля не видел никогда более».
В обществе Гончарову также почитали одной из первых красавиц Петербурга, она часто бывала на балах и приемах, мужчины окружали ее вниманием. Об этом и писал Пушкин супруге в письмах, призывая умерить кокетство.

О возрасте женитьбы

Неизвестный художник. Портрет Александра Пушкина (фрагмент). 2-я половина XIX века. Государственный исторический музей, Москва
Елена Шегаль. Пушкин читает послание декабристам (фрагмент). 1948. Курганский областной художественный музей им. Г.А. Травникова, Курган
Александр Курзанов. Фрагмент открытки с репродукцией картины «Герой Бородинской битвы Кривцов Николай Иванович». 2000-е. Карасукский краеведческий музей, Карасук, Новосибирская область
Мы не так-то легки на подъем. Ты без ноги, а я женат. Женат — или почти. Все, что бы ты мог сказать мне в пользу холостой жизни и противу женитьбы, — все уже мною передумано. <…> Мне за 30 лет. В тридцать лет люди обыкновенно женятся — я поступаю как люди и, вероятно, не буду в том раскаиваться.
Николаю Кривцову
Николай Кривцов служил губернатором нескольких провинций России, был приятелем Пушкина. Герой войны, в одном из Заграничных походов он в бою лишился ноги. В Англии для Кривцова изготовили протез, с которым он мог даже танцевать. Пушкин был дружен с чиновником, это письмо он написал за неделю до своей женитьбы. Поэт рассказывал о своих сомнениях и опасениях перед свадьбой: «Будущность является мне не в розах, но в строгой наготе своей. Горести не удивят меня: они входят в мои домашние расчеты. Всякая радость будет мне неожиданностью».

О браке

Евгений Устинов. Пушкин и Баратынский (фрагмент). 1986. Тамбовская областная картинная галерея, Тамбов
Неизвестный художник. Василий Жуковский, Александр Пушкин, Петр Вяземский. Фрагмент открытки из набора «Александр Сергеевич Пушкин». 1987. Краеведческий музей-усадьба князей Юсуповых, поселок Ракитное, Белгородская область
Леонид Фейнберг. Александр Пушкин и Петр Вяземский. Фрагмент листа из серии «Пушкин и его современники». 1974. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Правда ли, что Баратынский
женится? Боюсь за его ум. Законная <…> (здесь опущено грубое слово. — Прим. ред.) — род теплой шапки с ушами. Голова вся в нее уходит. Ты, может быть, исключение. Но и тут я уверен, что ты гораздо был бы умнее, если лет еще 10 был холостой. Брак холостит душу.
Поэт, критик и государственный деятель Петр Вяземский считался мастером эпиграмм — небольших сатирических стихотворений, в которых высмеивались люди и события. С Пушкиным его связывала тесная дружба, они вместе входили в литературный кружок «Арзамас». Вяземский женился в 19 лет, на что указывает автор. В письме упоминается поэт и переводчик Евгений Баратынский — еще один близкий друг Пушкина. Письмо датировано 1826 годом, как раз тогда Баратынский женился.

О русской семье

Михаил Родионов. Портрет Александра Пушкина (фрагмент). 1951. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Георгий Туганов. Иллюстрация к повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» (фрагмент). 1929. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов
Павел Громушкин. Портрет Александра Пушкина (фрагмент). 1974. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Вообще несчастие жизни семейной есть отличительная черта во нравах русского народа. Шлюсь на русские песни: обыкновенное их содержание — или жалобы красавицы, выданной замуж насильно
, или упреки молодого мужа постылой жене. Свадебные песни наши унылы, как вой похоронный. Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли вышла она замуж? «По страсти, — отвечала старуха, — я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь». Таковые страсти обыкновенны.
Александр Пушкин. «Путешествие из Москвы в Петербург»
Над «Путешествием из Москвы в Петербург» Пушкин работал в 1833–1835 годах, оно осталось неоконченным. Произведение впервые опубликовали только после смерти автора. «Путешествие…» — размышления о проблемах общества, крепостном праве, политике, экономических изменениях, а также о нравах русского народа. Одна из тем — несчастная семейная жизнь и случаи, когда крестьянок выдавали замуж против их воли.

Автор: Маргарита Ковынева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна