История чайных на ВДНХ

Специальные места, где можно было выпить чаю и перекусить, появились в России еще до революции
и пользовались популярностью как у крестьян, так и у дворян. В советские годы в чайных можно было не только отдохнуть за горячим напитком, но и пообедать, послушать концерт и даже переночевать. На Выставке достижений народного хозяйства
подобные заведения обрели новую жизнь — стали первоклассными местами, где вновь закипели самовары, зарумянились баранки, а обстановка напоминала идеализированные русские интерьеры с деревянной резьбой и росписями
. Мы прочитали книгу Василия Хорста «Отдых и еда на ВДНХ» и рассказываем, какими были выставочные чайные, как они менялись и что в них пробовали гости.
Выставка достижений народного хозяйства. Москва. Фотография предоставлена издательством «Бослен»
Узбекская чайхана. Выставка достижений народного хозяйства. Москва. Фотография: <a href="https://vdnh.ru/places/uzbekskaya-chaykhana_old/#gallery-2" target="_blank" rel="noopener">vdnh.ru</a>
Выставка достижений народного хозяйства. Москва. Фотография предоставлена издательством «Бослен»

Чайные в СССР

Чайные
 — недорогие городские закусочные — возникли еще во времена Российской империи. После революции
, в первые годы СССР, эти заведения не стали закрывать, в отличие от более дорогих и буржуазных.
У советских чайных было несколько особенностей. Во-первых, многие из них работали круглосуточно. Во-вторых, блюд там подавали немного: супов в меню не было вообще, а закусок и бутербродов готовили не больше шести видов. В-третьих, эти заведения общепита стали повсеместно открывать не только в крупных городах, но и в глубинке, например в деревнях. При некоторых чайных держали одну-две общие комнаты с койками — мужскую и женскую. До войны в них можно было остановиться всего за рубль в сутки. Еще 50 копеек с постояльцев брали, если они хотели «припарковать» лошадь на заднем дворе. Для сравнения, в 1930-е годы около рубля стоила в разных регионах буханка хлеба, студенческая стипендия составляла 120 рублей, столько же получали люди младших рабочих специальностей, а вот квалифицированному шахтеру могли платить до 1000 рублей
.
Также в чайных организовывали культурный досуг: здесь можно было поиграть в настольные игры, послушать патефон, почитать свежую газету и даже побывать на выступлении артистов. Заведения пользовались спросом, к 1940 году в деревнях работало больше 2000 простых чайных и 600 — с койками.

Чайная №1

На первых Всесоюзных сельскохозяйственных выставках 1939–1941 годов работала одна чайная, и назвали ее просто — «№1». Заведение разместилось у Главной аллеи. Здание не походило ни на более поздние чайные в русском стиле, ни на деревенские чайные того времени. Архитектор Анатолий Жуков и сотрудники его мастерской спроектировали симметричное двухъярусное строение. Первый ярус украсили сеткой небольших окон в квадратных переплетах. Над ними разместили цветочные орнаменты в русском стиле. Второй ярус облицевали белой плиткой — она выглядела как крупные белые квадраты. В центре находилось крыльцо с колоннами и эмблемой Треста ресторанов Москвы. А крышу украшала крупная рекламная конструкция из папье-маше в виде бокала, вазы с фруктами и сервиза — доливного и заварочного чайников, чашки, молочника.
В чайной №1 можно было съесть горячий завтрак, обед и ужин и, конечно, выпить чаю. Его подавали особым образом — «па́рами», то есть использовали чайники с заваркой и кипятком.

Чайная №2 — ресторан «Лето»

С июля 1941 до 1954 года ВДНХ не работала. Многие здания обветшали, их перестраивали или сносили и строили новые. Так поступили и с чайной №1. Чтобы возвести новую, объявили архитектурный конкурс. В нем участвовали два проекта Леонида Мариновского. Архитектор предложил павильон с высокой колоннадой на втором ярусе и здание, похожее на небольшую дореволюционную усадьбу — с верандой на втором этаже, ее накрывала деревянная треугольная крыша.
В итоговый проект вошли детали из обоих предложений. В павильоне Мариновского сочетались мотивы итальянской архитектуры — легкие высокие колонны, террасы, квадратные уплощенные крыши — и «русский» узорчатый декор. Здание состояло из центральной части и двух крыльев, имело два яруса. Центр напоминал античный храм с лаконичным прямоугольным первым этажом, порталом и колоннадой над ним. Белые колонны украсили красным орнаментом — он отсылал к мотивам русских вышивок. А между ними установили деревянные резные панно, которые изображали плодовые деревья, корзины и кувшины с подсолнухами. Деревянный декор разместили и над колоннами. Украшения напоминали «гребешки» в традиционных зажиточных русских домах. На центральном фронтоне находился барельеф — заварочный сервиз.
Большое здание чайной №2 — почти 2000 квадратных метров — вмещало зимний и летний зал, крытые веранды, небольшие места для гостей в башнях-беседках. Основной зал — зимний — декорировали лепниной и хрустальными люстрами.
Заведение обслуживалось по высшему стандарту. Вскоре его переименовали в ресторан «Лето». В 1950-е годы там подавали салат из дичи, икру, закуски из лосося и осетрины, мясные кулебяки
, окрошку, солянку, борщ. На второе гости могли заказать рябчиков в сметане, телячий эскалоп, жаренную с яблоками утку. Пили здесь чай с лимоном, кофе по-турецки, фруктовые воды, шампанское, армянский коньяк. Когда в 1970-х годах в СССР возник особенный интерес к русским традициям, ресторан стал проводить чаепития с самоваром и баранками. Полноценный обед в «Лете» стоил не меньше 10 рублей — когда в других заведениях поесть можно было на сумму от рубля до трех.
Бывшая чайная, она же ресторан «Лето», работала до конца 1980-х годов. В этот период руководство ВДНХ
решило заменить его на кафе быстрого обслуживания. «Лето» закрыли на переделку. Открыться до образования нового государства, Российской Федерации, заведение не успело. В 1993 году в здании начал работать ресторан «Астория», а в начале 2010-х место окончательно закрылось. Сейчас бывшую чайную №2 реконструируют — ей возвращают первозданный вид.

Чайная «Лебедь»

Чайную «Лебедь», которая встречала гостей в тихой зеленой зоне рядом с павильоном «Космос» и ракетой «Восток», автор книги «Отдых и еда на ВДНХ» Василий Хорст назвал «самым ярким образцом идиллического русского стиля в выставочной архитектуре». Место открылось позже, чем другие крупные заведения ВДНХ, — в 1950-е годы. На первых довоенных выставках у «Лебедя» не было предшественников.
Проект здания создал архитектор Виктор Калинин. Одноэтажное белое строение походило на большую крестьянскую избу
 — крепкую, приземистую и лаконичную. Крупный деревянный фронтон украшала резьба: пара лебедей, окруженных цветочным орнаментом. Фронтон опирался на две колонны, их декор тоже имитировал затейливую резьбу по дереву. Входная дверь — полукруглая расписная арка — напоминала парадные ворота старинных палат, а вывеска походила на нарядное полотенце-рушник. Интерьер представлял идеализированную русскую чайную — с большим количеством дерева, резьбой, массивными буфетами.
Здание «Лебедя» занимало небольшую площадь, 160 квадратных метров. Основной зал мог принять около 60 гостей, зато терраса вмещала 96 человек. В первые годы в «Лебеде» подавали холодные закуски, супы, мясо и рыбу с гарнирами. На верандах заваривали чай в самоваре и предлагали к нему баранки, пироги, мед.
В 1980-е меню описывали так: «…три варианта салатов, все с зеленью, причем не пожелтевшей, как в лучшем случае предложат в другом месте. Ветчина (наисвежайшая, розовенькая), сыр, рыба под маринадом (действительно маринад, а не чайная ложка приправы), суп куриный (не из пакетика!)». Подавать самовары и бублики перестали, их заменили блинчики с вареньем
.
После 1991 года «Лебедь» продолжал работать, но не пользовался спросом — сказалось расположение в стороне от основных павильонов и аллей. В 2010-е годы здание разрушили. В наши дни на его месте построили практически точную копию: воссоздали общие формы чайной и резные деревянные украшения. Однако сегодня заведение не работает.

Автор: Тата Боева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна