«В чудесном городе Петровом»: Петербург в лирике Анны Ахматовой

«Сырое великолепие парков» Царского Села
, авангардное кафе «Бродячая собака»
, «знаменитая кровля» Фонтанного дома
и тюрьма «Кресты» — вспоминаем известные петербургские места, которые описывала в своей лирике Анна Ахматова
.

Царское Село

Анна Ахматова. Ленинград, 1926–1928 годы. Фотография: Павел Лукницкий / Репродукция Фотохроники ТАСС
Поэт Николай Гумилев и Анна Ахматова с сыном Левой. 1915 год. Фотография: ИТАР-ТАСС
Анна Ахматова на балконе у художников Дмитрия Кардовского и Ольги Делла-Вос-Кардовской. Царское Село, 1915 год. Фотография: Российский государственный архив литературы и искусства, Москва
Анна Ахматова
жила в Царском Селе
вместе с родителями с 1890 года. Здесь она провела свое детство, позже возвращалась сюда и в юности — в 1911–1916 годах.
В автобиографической заметке «Коротко о себе» Ахматова писала: «Мои первые воспоминания — царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал…» Эти впечатления отразились в стихотворении «Царскосельская ода»
, в цикле «В Царском Селе».
«Настоящую оду
Нашептало… Постой,
Царскосельскую одурь
Прячу в ящик пустой,
В роковую шкатулку,
В кипарисный ларец,
А тому переулку
Наступает конец.
Здесь не Темник, не Шуя —
Город парков и зал,
Но тебя опишу я,
Как свой Витебск — Шагал»
Анна Ахматова. Отрывок из стихотворения «Царскосельская ода»
Именно здесь она познакомилась с Николаем Гумилевым
, которому посвятила стихотворение «В ремешках пенал и книги были…»
. Анна Ахматова училась в Мариинской женской гимназии (ныне — Царскосельская гимназия искусств им. А.А. Ахматовой), Николай Гумилев — в Николаевской Царскосельской гимназии. Здания — они сохранились до нашего времени — располагаются недалеко друг от друга. Впервые Ахматова и Гумилев встретились в 1904 году в Сочельник у Гостиного двора.
Мы вышли из дому, Аня и я с моим младшим братом Сережей, прикупить какие-то украшения для елки, которая у нас всегда бывала в первый день Рождества
. Был чудесный солнечный день. Около Гостиного двора мы встретились с «мальчиками Гумилёвыми»: Митей, старшим, — он учился в Морском кадетском корпусе — и с братом его Колей — гимназистом императорской Николаевской гимназии.
Валерия Срезневская, подруга Анны Ахматовой. Из очерка «Дафнис и Хлоя»
В 1910 году Анна Ахматова и Николай Гумилев обвенчались, спустя два года у них родился сын — Лев Гумилев. Однако отношения молодых супругов вскоре разладились. Развелись они в 1918 году — когда новая власть разрешила после развода вновь вступать в браки.

«Бродячая собака»

Натан Альтман. Портрет Анны Ахматовой (фрагмент). 1914. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Посетители литературного кафе «Бродячая собака». Санкт-Петербург, 1914 год. Фотография: Карл Булла / Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга
Анна Ахматова. 1936 год. Фотография: Лев Горнунг / репродукция ИТАР-ТАСС
В 1910-е годы Анна Ахматова начала входить в литературный круг Петербурга. Она публиковалась в журналах, стала участником поэтического объединения «Цех поэтов», в 1912 году вышел ее первый сборник «Вечер», который сделал ее известной. Именно образ Ахматовой этого периода, Ахматовой в «ложноклассической шали» — портрет
работы Натана Альтмана, — стал настоящим олицетворением Серебряного века
.
«Все мы бражники здесь, блудницы,
Как невесело вместе нам!
На стенах цветы и птицы
Томятся по облакам.
Ты куришь черную трубку,
Так странен дымок над ней.
Я надела узкую юбку,
Чтоб казаться еще стройней»
Анна Ахматова. Отрывок из стихотворения
к годовщине открытия кафе «Бродячая собака», 1912 год
Стихотворение посвящено литературно-артистическому кабаре «Бродячая собака»
, которое открылось при содействии актера и режиссера Бориса Пронина, писателя Алексея Толстого
и других деятелей искусства. Здесь известные писатели, художники, актеры и музыканты устраивали литературные чтения, давали концерты и ставили спектакли.
Стены и потолок одной из комнат «Бродячей собаки» расписал художник Сергей Судейкин: возможно, именно эти рисунки и упоминает в своем стихотворении Ахматова.

«Кресты»

Анна Ахматова. Петроград, 1922 год. Фотография: Моисей Наппельбаум / ИТАР-ТАСС
Памятник Анне Ахматовой напротив «Крестов». Санкт-Петербург. 2006 год. Скульптор Галина Додонова. Архитектор Владимир Реппо. Фотография: Юрий Белинский / ИТАР-ТАСС
Памятник Анне Ахматовой напротив «Крестов». Санкт-Петербург. 2006 год. Скульптор Галина Додонова. Архитектор Владимир Реппо. Фотография: Юрий Белинский / ИТАР-ТАСС
Тюрьму «Кресты» Анна Ахматова описала в своей поэме «Реквием»
. Произведение рассказывает о трагедии матери: во время сталинских репрессий сына Ахматовой, Льва Гумилева, четыре раза арестовывали.
«Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей —
Как трехсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять
И своею слезою горячею
Новогодний лед прожигать»
Анна Ахматова. Отрывок из поэмы «Реквием», 1938 год
Боль этого страшного времени Ахматова выразила в поэме, которую создавала с 1934 по 1963 год. Ахматова не записывала текст: несколько ее близких людей знали отрывки наизусть. Среди них была Лидия Чуковская. Она вспоминала, как Ахматова показывала ей строки, написанные на клочке бумаги, давала запомнить и тут же сжигала: «обряд прекрасный и горестный».
Сейчас напротив «Крестов» установлен памятник Ахматовой — так поэтесса завещала в своем произведении:
«А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов»
Анна Ахматова. Отрывок из поэмы «Реквием», 1938 год

Шереметевский дворец (Фонтанный дом)

Анна Ахматова в Фонтанном Доме. Ленинград, 1925 год. Фотография из коллекции музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург
Комната Анны Ахматовой в Фонтанном доме. 1940 год. Фотография: <a href="https://akhmatova.spb.ru/" target="_blank">akhmatova.spb.ru</a> / Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург
Комната Анны Ахматовой в Фонтанном доме. 1940 год. Фотография: <a href="https://akhmatova.spb.ru/" target="_blank">akhmatova.spb.ru</a> / Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург
Шереметевский дворец
располагается на набережной реки Фонтанки, по которой он получил свое второе название — Фонтанный дом. Усадьба принадлежала пяти поколениям дворянского рода Шереметевых
. В этом доме Ахматова прожила в общей сложности более 30 лет. Впервые поэтесса поселилась в Фонтанном доме осенью 1918 года. Два года она жила здесь в квартире своего второго мужа — ассириолога Владимира Шилейко. Он занимался восточными языками, переводил «Эпос о Гильгамеше». Их квартиру Ахматова называла «Шумерийской кофейней»: Шилейко переводил древние тексты с клинописных табличек, которые лежали повсюду, даже в вазочках для печенья. В 1922 году супруги расстались и разъехались, но брак расторгли лишь через четыре года. Именно тогда Анна Ахматова вновь вернулась в Фонтанный дом: переселилась к своему третьему мужу, Николаю Пунину, который жил в южном флигеле дворца.
«Особенных претензий не имею
Я к этому сиятельному дому,
Но так случилось, что почти всю жизнь
Я прожила под знаменитой кровлей
Фонтанного Дворца… Я нищей
В него вошла и нищей выхожу…»
Поэтесса вдохновлялась богатой историей дворца: здесь жили поэт Петр Вяземский
и бывшая крепостная актриса Прасковья Жемчугова, которая стала женой графа и рано умерла от чахотки, а художник Орест Кипренский
писал портрет Александра Пушкина
. История Фонтанного дома, переплетенная с личной историей Анны Ахматовой, нашла отражение в «Поэме без героя»
. Ахматова писала в «Прозе о поэме»: «… в дело вмешался сам Фонтанный Дом: древние, еще шведские дубы. Белый (зеркальный) зал — через площадку, где пела сама Параша для Павла I
, уничтоженный в… году грот, какие-то призрачные ворота и золотая клинопись фонарей в Фонтанке — и Шумерская кофейня (комната В.К. Шилейко во флигеле)…»
Сегодня в Фонтанном доме находится мемориальный Музей Анны Ахматовой
.

Автор: Александра Косоротикова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна