Владимир Гусев: «Сделать пандусы — это только первый этап. Важно преодолеть границу между людьми»

14–16 ноября 2019 года пройдет VIII Санкт-Петербургский международный культурный форум
. На нем впервые организуют работу по тематическим трекам. Профессионалы из разных стран смогут обменяться опытом и рассказать о лучших практиках в решении актуальных культурных вопросов. Трек «Культура и общество» возглавит директор Государственного Русского музея
Владимир Гусев. В преддверии форума он рассказал порталу «Культура.РФ», как сегодня культура влияет на общество, может ли виртуальный музей
заменить реальный и какие инклюзивные практики реализуют в России.
— Владимир Александрович, на VIII Санкт-Петербургском международном культурном форуме вы будете руководить треком «Культура и общество». Какие вопросы обязательно обсудите с экспертами?
— Само слово «трек» предполагает особую форму обсуждения, поскольку это объединение информации, обмен ею. И вопросы сферы культуры часто выходят за ее рамки, требуют метапредметного подхода. Нужна работа на смежных территориях: культура, искусство и наука. На треке «Культура и общество» мы обсудим существующие социально-культурные тренды, разные виды и территории искусства, применение новых технологий для повышения доступности культурного наследия. Особенно коснемся того, что связано с понятием «инклюзии» — активной и разнообразной работы с людьми, имеющими ограничения по здоровью и социальным возможностям. И конечно, глобализация — какие вызовы перед нами ставит время? Как изменилось искусство в традиционном музее и культуре и готовы ли мы к таким переменам? Что такое искусство как социальный феномен сегодня? На эти и другие вопросы взаимовлияния культуры и общества мы постараемся найти ответы с коллегами.
— Понятие «культура» как-то изменилось с развитием глобальных трендов и международных связей? Как сегодня культура влияет на общество и, в свою очередь, общество на культуру?
— Культура — это то, что когда-то объединило стада, потом первобытные племена. То, что постепенно превратило их в человеческое общество. То есть самые разные сферы: культура и торговля, экономика, искусство, образование, язык, бизнес. Предназначение культуры — объединение людей, противостояние агрессии, процессу превращения общества во враждебных существ, которые уничтожают друг друга.
— Культурный код российского общества — каким вы его видите сейчас? Как он менялся на протяжении истории?
— В России есть и был, насколько я знаю, приоритет духовных ценностей над материальными. И сейчас происходит возвращение к истокам — интерес к прошлому, к традиционному. Мне кажется, что это такой тренд, который может быть еще не очень явным, но хотелось бы, чтобы он объединил общество. Поэтому мы подписываем в рамках Культурного форума договоры с Петербургской епархией: о культурно-просветительской деятельности, о возможности богослужений в наших домовых церквях (внутренних церквях дворцов и замков, которые существовали как фамильные храмы).
— Можно ли говорить о том, что под влиянием глобализации границы культурных кодов между нациями стираются? Это скорее хорошо или плохо?
— Трудно сказать, ведь есть понятия «национальный менталитет», «характер», «своеобразие». То, что стираются эти границы, — это не хорошо и не плохо, это неизбежно. Но нужно противостоять исчезновению самоидентификации нации, народа, культуры. Это очень важно, потому что это определяет богатство мировой культуры, мировой цивилизации.
— Насколько сегодня культура и искусство доступны всем людям? Нужно ли жить в большом городе, чтобы приобщиться к культурным ценностям, или достаточно иметь гаджет и доступ в интернет?
— А у меня встречный вопрос: достаточно ли употреблять в пищу синтетические продукты? Искусственное мясо, молоко… Или хорошо все-таки хотя бы иногда есть натуральное? То же самое относится и к пище духовной. Все-таки и интернет, и электронные средства коммуникации — это хорошо. Но чем важны для нас виртуальные филиалы — вы можете найти в интернете всё что угодно, но там могут исказить любую информацию. А важно, чтобы эта информация шла от людей, владеющих этой информацией, знающих то, что они говорят. Важно качество информации, а потому и нужно оставаться в этих рамках. Виртуальные практики не меняют отношения к искусству в худшую сторону. Они помогают, если их правильно использовать, как и любое изобретение человечества. Они дают возможность получить именно от специалиста грамотную информацию, без путаницы, без грубых ошибок. И наши цифровые программы дают такую возможность. Может ли виртуальный музей заменить реальный? Может, конечно, но не должен. Потому что, повторяю, суррогат никогда не должен подменять и вытеснять полностью оригинал.
— Одна из мировых тенденций в области культуры — создание инклюзивной среды. Какие практики уже реализуются в российских культурных учреждениях и что еще только предстоит внедрить?
— Дело в том, что Русский музей уже давно работает в этом направлении. Инклюзия — это непросто. У нас меняется отношение к работе с людьми, имеющими проблемы, прежде всего со здоровьем. Отдельные программы могут быть, и должны быть, и есть для людей с проблемами слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Мы много думали об оборудовании для каждого направления, везде ведь своя специфика, свой металл, свои технологии. Но сейчас важно преодолевать еще одну границу — внутреннюю, чтобы не возникало границ между людьми, имеющими какие-то ограничения, и теми, кому посчастливилось их не иметь. Русский музей и наша арт-терапия изначально направлена на то, чтобы люди работали вместе, вне зависимости от обстоятельств, хоть где-то и нужны особые условия. У нас был такой лозунг — «музей без границ», то есть музей без порогов. Убрать пороги, помочь преодолеть поребрики, сделать пандусы — это только первый этап. Важно преодолеть границу между людьми.
— Какие зарубежные культурные пространства вы видите образцами для создания полноценной инклюзивной среды в России?
— На нашем форуме в треках участвуют специалисты из разных сфер, и это не только музейное дело, а разные виды искусства, науки (психологи, социологи и другие эксперты). Работа с инклюзивной средой активно развивается на Западе — в Германии, в Англии и других странах Европы, и мы обмениваемся этим опытом, нам тоже есть что показать и рассказать в этом направлении.
— Успевает ли система обучения и переподготовки «культурных» кадров за глобальными изменениями? Каких учебных программ не хватает российским вузам и институтам?
— Это вопрос к вузам и институтам, к школам и даже к детским садам. Мы помогаем, насколько можем. В том числе в электронном формате — у нас масса программ для преодоления границ, для разговора о современном искусстве, о глобализации, о многих-многих проблемах современной культуры и искусства. Например, наши виртуальные филиалы — их открыто более 200 в России и за рубежом. Больше 60 — это виртуальные филиалы в вузах и других учебных заведениях. Очень активно работают и студенты, и школьники, приезжают к нам. Работа в электронном формате потом сменяется работой в реальном пространстве.
Фотографии из личного архива Владимира Гусева
Беседовала Татьяна Григорьева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна