Раёк, медвежья комедия и другие дореволюционные развлечения

С 11 октября по 16 марта в Государственном историческом музее
проходит выставка «Час потехи». Она посвящена праздникам, развлечениям и народным гуляньям в России XVII — начала XX века и объединяет более 400 предметов: карнавальные сани, народные и городские костюмы, афиши, плакаты и многое другое. А из нашего материала вы узнаете, какие развлечения входили в программу массовых праздников и народных гуляний в дореволюционной России.

Балаганы

На картине неизвестного художника 1840-х годов, представленной на выставке, изображен балаган в Сокольниках.
Название «балаган» пришло в русский язык из тюркского. В нем словом «балахане» обозначали легкую верхнюю пристройку к дому или балкон.
В России первые балаганы — временные и передвижные театры — появились в XVIII веке. Традиционно их украшали яркими вывесками, флажками, а позже — газовыми и электрическими лампами. Владельцы балаганов любили оставлять на них надписи, которые рассказывали о программе: «Комические виртуозы и туманные картины», «Механический и отроботический театр», «Механический театр метаморфоз» и другие. А на входе в балаган стояли балконные зазывалы, которые выкриками и шутками приглашали всех проходящих мимо на представления.
Возводили временные театры в основном на ярмарках, а в дни гуляний появлялись они и в Сокольниках — любимом месте загородного отдыха дореволюционной Москвы. В первый день мая абсолютно все: крестьяне и горожане, помещики и дворяне, даже члены императорской фамилии — приезжали в Сокольники, чтобы выпить чаю на природе и посмотреть на представления балаганов. В них выступали профессиональные актеры и цирковые артисты, шарманщики и песенники, а также просто харизматичные любители.
В праздничные дни представления начинались в полдень, а заканчивались в девять вечера. Артисты показывали короткие номера по 10 минут и более долгие, получасовые, постановки, которые в течение дня повторяли по пять-шесть раз.

Медвежья комедия

Анна Мезрина. Игрушка «Медведь с бубном». Конец XIX — начало XX века
Анна Мезрина. Игрушка «Медведь и мужик». Конец XIX — начало XX века
Анна Мезрина. Игрушка «Медведь с чаркой». Конец XIX — начало XX века
Другим популярным ярмарочным развлечением была медвежья комедия, которую также называли медвежьим промыслом или вождением медведя. Сергач — поводырь — водил по площади медведя на привязи. Когда зверь двигался, сергач начинал шутить и рассказывать курьезные истории. Он мог сравнивать медведя с румянящейся девушкой, неуклюжим солдатом, барыней, собирающей оброк — и с другими персонажами.
Мишка хватает с хозяйской головы шляпу и, немилосердно комкая, надевает ее на себя, к немалому удовольствию зрителей, которые, однако же, начинают пятиться, в то время как мохнатый артист, снявши шляпу и ухватив ее лапами, пошел по приказу хозяина за сбором.
Сергей Максимов, рассказ «Сергач» из книги «Лесная глушь» 1859 года
Такие потехи были популярны еще у древних славян. Наши предки поклонялись медведю и верили, что это животное обладает магической силой и приносит здоровье и благополучие. Поэтому жители городов и деревень часто оставляли сергача и медведя на ночлег в своем доме: это сулило счастливую жизнь.
К 1861 году медвежий промысел как вид народного искусства перестал существовать: общества покровительства животным, а также указ Сената запрещали эксплуатацию и убийство дрессированных зверей.
В конце XIX века медвежьи комедии лишь иногда можно было встретить на гуляньях в крупных городах. Об этой забаве в наши дни напоминают керамические игрушки — например, из Симбирской (Ульяновская область) и Вятской губерний (Кировская область).

Кукольный театр и Петрушка

Свистулька «Медведь с гармошкой»
Адам Олеарий. Гравюра из книги «Описание путешествия Голштинского посольства в Москвию и Персию». 1640-е гг
Кукла «Петрушка». 1930
Как и медвежья потеха, кукольный театр был любимым развлечением публики во время праздников и гуляний. Везде, где только собирались люди, появлялись и кукольники.
Кукольный театр был передвижным: он состоял из прямоугольного каркаса, обтянутого тканью, на колесах. Внутри находился актер с набором кукол, которые он закреплял на палках или собственных руках.
Владельцы театров готовили яркие декорации и разыгрывали необычные представления. Их куклы были достаточно реалистичными, одетыми в богатые детализированные костюмы, и поэтому они всегда достаточно четко изображали людей различных профессий и занятий.
…А вожаки медведей имеют при себе таких комедиантов, которые, между прочим, тотчас же могут представить какую-нибудь шутку, или Klücht (шалость), как называют это голландцы, с помощью кукол. Для этого они обвязывают вокруг своего тела простыню, поднимают свободную ее сторону вверх и устраивают над головой своей, таким образом, нечто вроде сцены (theatrum portatile), с которою они и ходят по улицам, и показывают на ней из кукол разные представления.
Адам Олеарий, немецкий путешественник XVII века
Самым популярным кукольным спектаклем в старину был «Петрушка». Комедийные представления с этим персонажем — главным и почти единственным постоянным героем русского народного кукольного театра — состояли из отдельных сцен: Петрушка с невестой, покупка лошади и ее испытание, лечение Петрушки, его обучение солдатской службе и так далее.
Театр Петрушки был популярен вплоть до 1910-х годов. После этого он лишь изредка появлялся на гуляньях.

Раёк

Металлография «Русский раёк» (фрагмент). 1857
Литографская мастерская П.И. Глушкова. Раёк «Всемирная косморама». 1878
Металлография «Русский раёк» (фрагмент). 1857
Другой разновидностью кукольного театра был раёк — ящик с передвижными картинками на колесах. Его также называли «потешной панорамой».
В Россию раёк завезли иностранные гастролеры, которые в конце XVIII века устанавливали большие и малые панорамы на ярмарках. Всех участников таких представлений — зрителей и рассказчиков — называли раёшниками.
Раёк — это небольшой, аршинный во все стороны ящик с двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Зрители, «по копейке с рыла», глядят в стекла — раёшник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому новому номеру, часто очень замысловатые.
Дмитрий Ровинский, искусствовед XIX века
Изначально с помощью райков передавали местные новости и сплетни, а позже в них начали показывать сказки о русских богатырях и иноземные истории о приключениях. Раёшник выбирал сообщения и рассказы на свой вкус, рисовал иллюстрации и помещал картинки в ящик. «Потешную панораму» украшали лубочными картинками, которые привлекали внимание зрителей. А во время представлений владелец райка всегда выкрикивал шутки и смешные поговорки, веселя толпу.

Фейерверки

Неизвестный автор. Иллюминация маскарада по случаю приезда в Россию принца Генриха Прусского 28 октября 1770 г. Лист 5. Вторая половина XVIII века
Михаил Ломоносов. Иллюминация и фейерверк в Москве на новый 1754 г. Оттиск XIX в. по гравюре 1750 года
Штелин-Градицци (художники), Ф. Мелиссино (гравер). Фейерверк в Петербурге 10 июня 1762 года. Конец XVIII — начало XIX века
Как зрелищное искусство фейерверки в России появились в XVII веке. При Петре I «потешные огни» запускали в дни коронаций, монарших бракосочетаний и военных побед. В XVIII веке пиротехника вышла на новый уровень, и запуски фейерверков стали похожи на красочные спектакли с огненными фонтанами и ракетами.
Пиротехнические эффекты служили фоном для масштабных и сложных декораций таких представлений. Первый вид декораций, «план фейерверка», состоял из деревянной рамы высотой до семи метров, на которую прикрепляли узоры из шнуров, пропитанных специальным раствором. Несколько планов ставили один за другим, шнуры поджигали — и на рамах появлялись светящиеся картины.
Вторым типом декораций были щиты иллюминаций. Их создавали из обтянутых холстами рам или из досок, которые устанавливали в виде гротов, храмов, беседок и дворцов. По контуру щитов закрепляли фонари или горящие чаши.
В подобных огненных представлениях часто использовали разнообразные символы и визуальные метафоры. Поэтому организаторы писали для шоу либретто, которые поясняли зрителям смысл и сюжет постановок.
В экспозицию «Час потехи» вошли графические листы XVIII века, на которых изображена праздничная иллюминация. Также на выставке посетители увидят мультимедийные реконструкции «потешных огней». Они точно воспроизводят композиции фейерверков, которые создавали в XVIII веке.

Фотографии предоставлены Государственным историческим музеем.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна