Из жизни русских аристократов

До 12 августа в Государственном историческом музее
открыта выставка «Аристократический портрет в России XVIII — начала XX века». 120 старинных картин поступили в музей в разные годы из бывших родовых портретных галерей старинных княжеских родов. Портал «Культура.РФ» рассказывает о необычных случаях из жизни героев этих портретов: как расшитый золотом мундир спас жизнь князю Куракину, почему братья Орловы заказали художнику два одинаковых портрета и зачем Зинаида Юсупова перевоплотилась в русскую боярыню.

Портрет Александра Куракина

Портрет князя Александра Борисовича Куракина (1752–1818), вице-канцлера (1796–1798), президента Коллегии иностранных дел (с 1801 года), посла в Париже (1809–1812).
Написан в 1790 году, холст, масло.
Художник: Жан Луи Вуаль (1744–1806).
Собрание Государственного исторического музея.
Александр Куракин был известным русским дипломатом и послом в Париже, принимал участие в заключении Тильзитского мира с Наполеоном. Считается, что именно князь Куракин ввел принцип сервировки стола a la russe — когда блюда подаются поочередно и уже разложенными порционно. Этот принцип к середине XIX века распространился по всей Европе. Куракина часто называли «брильянтовым князем» за любовь к пышности и роскоши.

В свете говорили, что каждое утро камердинер выносит ему специальный альбом с кусочками материи, и по ним князь выбирает, какой мундир наденет сегодня и какие аксессуары подберет. Сохранилась история и о том, как в 1810 году Куракина от неминуемой гибели в пожаре спас именно мундир: золото на костюме нагрелось, но не расплавилось и послужило князю защитой от огня. Куракин хоть и получил многочисленные ожоги и лишился бриллиантов на сумму 70 тысяч франков, все же сохранил себе жизнь.

Портрет Ольги Строгановой

Портрет графини Ольги Александровны Строгановой (1857–1944), в замужестве княгини Щербатовой.
Написан в начале 1860-х годов, холст, масло.
Художник: Иван Макаров (1822–1897).
Собрание Государственного исторического музея.
Искусствоведы долгое время спорили, кто же изображен на этом портрете — мальчик или девочка. Определить это по костюму невозможно, так как раньше мальчиков в детстве также одевали в платья. Ольгу выдала ее большая шляпа с перьями и лентами.

В 1879 году Ольга Строганова вышла замуж за Александра Щербатова. Вместе супруги совершили множество путешествий, в которых суммарно провели около 17 лет: побывали на арабском Востоке, посетили Индию, Цейлон и Сингапур и даже пересекли на лошадях Сирийскую пустыню. На долю Ольги выпало множество опасных приключений: пленение дикими бедуинами, изучение индуистских храмов и обрядов зороастрийцев. Их княгиня описала в нескольких книгах: «По Индии и Цейлону. Мои путевые заметки 1890–1891 годов с двумя дополнительными главами о религии и архитектуре Индии», «В стране вулканов. Путевые заметки на Яве 1893 года» и «Верхом на родине бедуинов в поисках за кровными арабскими лошадьми (2600 верст по Аравийским пустыням в 1888 и 1900 году)».

Из поездки по Сирии и Северо-Аравийской пустыни супруги вместе с братом Ольги Сергеем привезли 15 породистых арабских лошадей, которых планировали разводить. Специально для теплолюбивой породы Строганов организовал Терский конезавод на Северном Кавказе
, который существует до сих пор.

Портрет Прасковьи Муравьевой

Портрет Прасковьи Михайловны Муравьевой, урожденной княжны Шаховской (1788–1835), жены декабриста А.Н. Муравьева (1792–1863).
Написан в 1826 году, холст, масло.
Художник: Федор Тулов (1792–1855).
Собрание Государственного исторического музея.
Княжна Прасковья Шаховская была женой декабриста
Александра Муравьева. После восстания и ареста супруга Шаховская отправилась за ним в Петербург. Ежедневно в условленный час она подходила под слуховое окошко его камеры, хотя они даже не могли видеть друг друга. Прасковья Муравьева была одной из первых жен декабристов, которые отправились за мужьями в Сибирь
. Часть пути до места ссылки Муравьевы и их дочь Софья проделали пешком, несмотря на то, что к этому моменту Прасковья уже была больна туберкулезом.

В ссылке у пары родились вторая дочь и сын. Но уже в 1833 году пятилетняя девочка умерла, и ее смерть сильно подорвала здоровье княжны. Муравьев писал: «Любезная моя жена очень расстроена здоровьем. Она всякий день худеет более и более». Через два года горевавшая по дочери Прасковья скончалась, а перед смертью поручила детей и мужа своей сестре Марфе, которая затем стала второй женой Муравьева. Публицист Владимир Раевский так вспоминал Прасковью: «Нельзя было не уважать этой благородной, образованной и добродетельной женщины».

Портрет Григория и Алексея Орловых

Портрет графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского (1737–1807/1808) и светлейшего князя Григория Григорьевича Орлова (1734–1783).
Написан около 1773 года, холст, масло.
Художник: Карл Людвиг (Логин Захарович) Христинек (1732/1733–1792/1794).
Собрание Государственного исторического музея.
Карл Людвиг Христинек. Портрет графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского. 1773. Государственный исторический музей, Москва
Карл Людвиг Христинек. Портрет светлейшего князя Григория Григорьевича Орлова. 1773. Государственный исторический музей, Москва
На выставке представлено два почти одинаковых портрета Григория и Алексея Орловых. Братья заказали Христинеку Карлу Людвигу две картины — каждый для себя. Любопытно, что по обоим полотнам сразу понятно, какому из Орловых они предназначались.

На первом портрете Алексей Орлов (слева) указывает рукой на пейзаж с морским сражением — это явная отсылка к Чесменской битве
. В этом бою граф получил общее командование над русской средиземноморской эскадрой с десантом. Турецкий флот тогда имел значительное численное превосходство, и Орлов написал императрице Екатерине II
: «Увидя оное сооружение, ужаснулся я и был в неведении, что мне предпринять должно; но храбрость войск, рвение всех принудили меня решиться и, несмотря на превосходные силы, отважиться атаковать — пасть или истребить неприятеля». После нескольких дней боев корабли Османской империи были полностью уничтожены. За эту героическую победу Алексей Орлов получил право присоединить к фамилии проименование Чесменский.

Вторая картина должна была принадлежать Григорию Орлову (справа). Граф указывает левой рукой на городской пейзаж, в котором узнаются очертания Москвы. Дело в том, что в 1771 году Григория Орлова послали в Москву, чтобы остановить эпидемию чумы, проникшей в страну во время Русско-турецкой войны. Для борьбы с болезнью граф принял, на первый взгляд, странное решение: выдавать денежное вознаграждение тем, кто выписывался из больниц. Однако именно благодаря этому люди перестали скрывать зараженных и начали отправлять их к врачам, что в конечном итоге позволило победить эпидемию. После возвращения Орлова в Санкт-Петербург императрица Екатерина воздвигла в Царском Селе ворота в его честь с надписью «Орловым от бед избавлена Москва».

Портрет Зинаиды Юсуповой

Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой, графини Сумароковой-Эльстон (1861–1939), мецената, светской красавицы.
Написан не позднее 1895 года, холст, масло.
Художник: Константин Маковский (1839–1915).
Собрание Государственного исторического музея.
Зинаида Юсупова была одной из самых богатых и известных женщин начала XX века. На портрете она изображена не в светском платье, а в традиционном русском наряде, потому что княгиня была любительницей старинных традиций и стилизаций — в духе ставшего популярным в конце XIX — начале XX века так называемого псевдорусского стиля.

В 1903 году в Зимнем дворце
прошел костюмированный бал, приуроченный к 290-летию дома Романовых
. Приглашенные должны были одеться по моде второй половины XVII века, и столичные аристократы подошли к подготовке со всей ответственностью: привлекали к работе над костюмами лучших портных, проводили архивные исследования, чтобы создать достоверные образы.

Сам Николай II
выбрал для себя образ царя Алексея Михайловича и для создания наряда заказал огромное количество тканей, золотой парчи, несколько видов бархата. Из Оружейной палаты
Московского Кремля
были отобраны и выписаны 16 подлинных предметов царских костюмов XVII века. Например, жемчужные запястья Федора Иоанновича, кафтан и жезл царя Алексея Михайловича, старинные пуговицы, нашивки и многое другое.

Зинаида Юсупова же на балу предстала в образе русской боярыни. Перед тем как начались общие вальсы
, кадрили, мазурки, состоялось три специально подготовленных и отрепетированных танца: хороводный, плясовой и русский. Юсупова, которая обожала русские танцы, солировала. Великий князь Александр Михайлович вспоминал: «Княгиня танцевала этот танец лучше любой заправской балерины».

Так что, возможно, Константин Маковский
выбором платья отсылал зрителя именно к этому блистательному светскому выходу княгини Юсуповой.



Портал «Культура.РФ» благодарит за помощь в подготовке материала Александру Жидкову, методиста по музейно-образовательной деятельности Государственного исторического музея.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна