Семейные обережные куклы на Руси

Обережные куклы
стали важной частью русской культуры еще в языческие времена. Считалось, что они помогают в переломные моменты жизни, берегут детей от болезней, а всю семью — от сглаза, ссор и завистников. Кукол создавали только женщины, и по особым правилам: лоскуты брали от ношеной одежды, ножницы и иголки не использовали, лиц куклам не рисовали — чтобы не вселился злой дух. О том, какие обереги хранили домашний очаг наших предков, — в материале портала «Культура.РФ».

Свадебные обереги

Ирина Черных. Оберег «Неразлучники». 2010. Братский городской объединенный музей истории освоения Ангары, Братск, Иркутская область
Ольга Кочнева. Оберег «Пеленашка». 2000-е. Музей истории и ремесел Советского района, Советский, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Алена Конина. Оберег «Десятиручка». 2018. Гайнский краеведческий музей им. А.Я. Созонова, Гайны, Пермский край
Неразлучники на общей «руке» — обычно ее роль исполняла веточка — считались главным свадебным оберегом
. Туловище невесты сворачивали из белого лоскутка, а юбку — из красной ткани. Ниткой намечали шею, повязывали платок
и яркий передник. Жениха одевали в штаны, сапоги и красную рубаху. Красный цвет в одежде неразлучников служил пожеланием богатства, здоровья и счастья. После венчания их вешали под дугу упряжки, которая везла молодых домой, а потом помещали на видное место в комнате.
Свадебный каравай или пирог украшала «Роща» (иначе — «Мировое древо»). Основой парного оберега служила рогулька: на левой ее части помещали фигурку невесты, на правой — жениха. Общий «ствол» обозначал слияние двух родов в один.
Нередко невесте дарили на свадьбу пеленашку — куколку-младенца в пеленках. Создавала ее мать невесты или другая старшая родственница, но обязательно та, у которой уже есть дети: с оберегом она как бы передавала девушке свою материнскую силу. Пеленашку бережно хранили, а после рождения ребенка она переезжала в колыбель — для защиты младенца от злых духов и порчи.
Также дарили на свадьбу и десятиручку. Благодаря ей молодая жена должна была быстрее и легче справляться с домашними делами. Туловище десятиручки сворачивали из лыка, пеньки или соломы, ниткой намечали пять пар рук, а затем одевали «помощницу» в юбку и фартук из ярких лоскутков.
Кукла «Материнское благословение» состояла из трех фигурок: большой — матери — и двух маленьких, которые крепились к ее переднику и обозначали жениха с невестой. На свадьбе мать отрывала маленьких куколок от передника и дарила молодым вместе со своим благословением, а большую куклу оставляла себе. Этот обряд олицетворял уход девушки в новую семью.

Обережные куклы для беременных

Татьяна Соколова. Оберег «Неразлучники». 2006. Художественная галерея, Чудово, Новгородская область
Дина Трофимова. Оберег «Неразлучники с мартинчиками». 2011. Сухоложский историко-краеведческий музей, Сухой Лог, Свердловская область
Галина Арсланова. Оберег «Неразлучники». 2017. Саткинский краеведческий музей, Сатка, Челябинская область
Во время беременности женщина считалась особенно восприимчивой к дурному глазу, поэтому до самого рождения малыша она хранила сразу несколько оберегов.
Роженицу будущей матери дарили старшие родственницы. Под ее передник помещали «футляр» с пеленашкой, а саму куклу непременно мастерили с пышными формами, чтобы у мамы было много молока после рождения младенца. Если вдруг пеленашку не подарили на свадьбу, за пару недель до родов будущая мать изготавливала ее сама. А после — клала в колыбель, чтобы детская кроватка не пустовала до родов. После рождения ребенка пеленашка становилась его первой игрушкой.
С появлением детей
переделывали неразлучников: на их общую «руку» навешивали мартинчики — маленькие тряпичные фигурки мальчиков и девочек.

Оберег и игрушка: куклы для детей

Ирина Черных. Оберег «Сонница — бессонница». 2010. Братский городской объединенный музей истории освоения Ангары, Братск, Иркутская область
Елена Семенова. Оберег «Пеленашка зольная». 2006. Музейный комплекс им. И.Я. Словцова, Тюмень
Людмила Лукьянова. Оберег «Ведучка». 2008. Губкинский музей освоения Севера, Губкинский, Ямало-Ненецкий автономный округ
Дети, как и беременные женщины, считались наиболее уязвимыми, поэтому для них тоже делали «защитников». И только с этими куклами-оберегами разрешалось играть.
Первыми оберегами новорожденного становились пеленашка и кувадка. Кувадку создавали из цветастой ткани — и тоже перед рождением малыша. Считалось, что во время родов цветастая куколка отвлекает злых духов от матери и младенца. Сначала кувадок сжигали, когда ребенок появлялся на свет, а позже стали вешать над колыбелью как оберег от дурного глаза и болезней. Иногда мастерили не одну куколку, а нескольких, но количество их по традиции всегда было нечетным.
Для беспокойного ребенка мать или нянька на скорую руку скручивала куклу-бессонницу: из одного лоскутка или платка сворачивала голову и руки, из другого — платье. Считалось, что оберег помогает убаюкать малыша
, и на время сна его клали в колыбель.
Еще одна детская берегиня — ведучка — изображала женщину и ребенка, которые держатся за руки. Такая кукла олицетворяла мать, бабушку, няньку или старшую сестру, которые ведут ребенка по жизни, направляют его на нужный путь и не дают совершать ошибки.

Берегини семейного очага

Ирина Лунгу. Оберег «Крупеничка». 2014. Русскинской музей Природы и Человека им. А.П. Ядрошникова, деревня Русскинская, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Наталья Маломыжева. Оберег «Филипповка». 2007. Ялуторовский музейный комплекс, Тюмень
Нина Мосунова. Оберег «Столбушка». 2012. Сухоложский историко-краеведческий музей, Сухой Лог, Свердловская область
Обережные куклы создавались и для повседневной жизни. Для защиты от разных невзгод, для изобилия и достатка в доме всегда хранили особых берегинь.
У входа в дом устанавливали столбушку с туловищем-столбиком. Считалось, что она не только отводит от семьи беду, но и отваживает незваных гостей, сплетников и завистников. Чтобы на все хватало сил и внимания, хозяйка создавала филипповку. Она отчасти напоминала десятиручку, но рук у нее было шесть, а голову покрывал платок, как у замужней. Иногда к одной из рук филипповки привязывали мешочек с монеткой. Считалось также, что эта кукла защищает невестку от придирок свекрови.
Зерновушка, или крупеничка, должна была принести в семью сытость и достаток, хороший урожай и приплод скота. Внутрь нее прятали мешочек с зерном, а самой куколке придавали пышные округлые формы.
Алла Назарова. Оберег-перевертыш «Старуха-молодуха». 2010. Губкинский музей освоения Севера, Губкинский, Ямало-Ненецкий автономный округ
Ольга Кочнева. Оберег «Благополучница». 2000-е. Музей истории и ремесел Советского района, Советский, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Злата Оглезнева. Оберег «Метлушка». 2000-е. Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Елабуга, Республика Татарстан
За достаток в семье отвечала и другая куколка — крошечная хозяюшка-благополучница. Ее также называли домовушкой: на Руси верили
, что она помогает договориться с домовым. Юбку благополучницы создавали в форме мешочка, а внутрь клали монетку. Такой оберег часто дарили друзьям и родственникам.
Кукла-перевертыш «День и ночь» означала смену времени суток. Она состояла из двух половинок — темной и светлой. Утром ее выворачивали светлой стороной наружу, а вечером — темной. Считалось, что дневная сторона помогает в хозяйственных делах
, а ночная — обеспечивает здоровый и спокойный сон домочадцам.
Если хозяйка замечала, что в доме стало неладно: часто болеют дети, родные ссорятся
 — она проводила особый обряд и делала куклу-метлушку. Для этого маленький соломенный веник наряжали в рубашку, юбку и пестрый платок из лоскутов. Хозяйка тщательно убирала весь дом, затем брала метлушку и, начиная от углов к центру комнаты, сметала ею воображаемый мусор на тряпицу или бумажку. Всю «грязь» сжигали, а метлушку благодарили и прятали до следующего раза.

Автор: Ирина Кирилина
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна