Гид по светским салонам Санкт-Петербурга XIX века

Чем заняться вечером, если вы — русский дворянин первой половины XIX века, к тому же холостой? Можно отправиться в театр или на бал, но на первый вам понадобится абонемент, а второе случается не так уж часто, как хотелось бы. Лучше всего пойти в какой-нибудь из светских салонов — как это делала культурная интеллигенция и известные гости Санкт-Петербурга. «Культура.РФ» представляет гид по знаменитым салонам XIX века.

Как выбрать правильный салон?

Если вы уже известный писатель или поэт, то вашим выбором, вероятно, будет прием у какого-нибудь влиятельного чиновника. Например, в доме директора Публичной библиотеки
и президента Академии художеств
, должность эту в начале XIX века занимал Алексей Николаевич Оленин. Особое внимание стоит обратить на хозяина салона, который слывет знатным меценатом и содержит дачу где-нибудь под Петербургом, например с характерным названием «Приютино»
. О ней вы, вероятно, уже слышали как о «приюте русских поэтов». Там вы получите собственную комнату и будете полностью свободны в выборе досуга: сможете гулять, кататься верхом, петь, плясать, участвовать в ярмарках и, конечно же, любоваться природой. Как Василий Жуковский
, Александр Грибоедов
, Александр Пушкин или Константин Батюшков.
А Ивану Крылову
в приютинском парке отведена личная беседка, куда его буквально запирают, чтобы заставить работать. В этой «Крыловской келье» и были написаны многие его знаменитые басни.
Если вы литературную карьеру только начинаете, немного не уверены в себе и, быть может, совсем не владеете иностранными языками, поезжайте к Карамзиным
: в красной гостиной с соломенными креслами вы познаете домашний уют и сможете отведать горячего чаю из самовара, заваренного барышней, сыграть в карты и попрактиковать родную речь.
В гостиной истинно дворянской
Чуждались щегольства речей
И щекотливости мещанской
Журнальных чопорных судей.
Хозяйкой светской и свободной
Был принят слог простонародный…
И новичка-провинциала
Хозяйка спесью не смущала:
Равно для всех она была
Непринужденна и мила…
Александр Пушкин, из черновых набросков к роману «Евгений Онегин»
У Карамзиных вы поймете, что действительно правят бал в великосветском обществе женщины: умные, красивые, талантливые. Выбирать салон, проводимый женщиной
, можно по самым разным критериям. Если умные мысли и вдохновение приходят к вам лишь в ночное время, а сон, по вашему мнению, для слабых духом, то поезжайте к Евдокии Голицыной, которую называют «принцессой ночи» за страх умереть в это время суток. Здесь вы встретите Петра Вяземского
, Василия Жуковского, Константина Батюшкова, в беседе с которыми ночь пролетит незаметно. Если гуманитарные темы вас не увлекают, отличным собеседником станет сама Евдокия Ивановна: она неплохо разбирается в высшей математике и метафизике. А в 1835 году под руководством профессора Михаила Остроградского даже выпустила сочинение на французском языке «Анализ силы».
Адреса:
• Дома Оленина: 1793–1813 — набережная реки Фонтанки, 10; 1813 — осень 1819 года — набережная реки Фонтанки, 97; осень 1819 — осень 1827 года — набережная реки Мойки, 67. Дача Приютино: город Всеволожск.
• Дом Евдокии Голицыной: ул. Миллионная, 32.
• Дом Карамзиных: набережная реки Фонтанки, 25.

Действуйте во имя своей карьеры

Используйте дружбу с хозяйками и хозяевами салонов по максимуму. Если Алексей Оленин любит украшать стены своей дачи картинами, предложите ему лучшие из своих работ, как это делали Орест Кипренский
, братья
Брюлловы
и Сильвестр Щедрин. Вы музыкант и хотите услышать мнение о своем новом творении? Отправляйтесь в салон князя Владимира Одоевского: почти все известные зарубежные исполнители, дирижеры, композиторы, будучи проездом в Петербурге, посещают его: Роберт и Клара Шуман, Ференц Лист, Гектор Берлиоз и другие.
Александр Грибоедов впервые представил публике комедию «Горе от ума»
в салоне уже знакомой вам Евдокии Голицыной в 1825 году. А вот Михаил Лермонтов
и Николай Гоголь
считали, что нет места, более подходящего для презентации произведений, чем салон Карамзиных. Именно там они впервые читали «Демона»
и «Мертвые души»
. Там же и делились своими мыслями в альбомах барышень — только с их личного разрешения или просьбы. Так, Лермонтов писал
в 1841 году в альбоме уже 39-летней Софьи Карамзиной, дочери Николая Карамзина
от первого брака:
Люблю я больше год от году,
Желаньям мирным дав простор,
Поутру ясную погоду,
Под вечер тихий разговор,
Люблю я парадоксы ваши
И ха-ха-ха, и хи-хи-хи,
Смирновой штучку; фарсу Саши
И Ишки Мятлева стихи…
Или в альбоме Евдокии Ростопчиной
в том же году:
Я верю: под одной звездою
Мы с вами были рождены;
Мы шли дорогою одною,
Нас обманули те же сны.
Если вы остро чувствуете призвание к литературе и испытываете потребность целенаправленно и упорно работать, не расточая время на комплименты дамам, отправляйтесь в исключительно мужской салон Василия Жуковского — известного наставника молодежи и душеприказчика Пушкина. Здесь вы встретите Николая Гнедича, Петра Вяземского и видного сановника, реформатора Михаила Сперанского с уже известным вам Алексеем Олениным. Кроме того, если Жуковский распознает в вас талант и проникнется к вам симпатией, то, вероятно, сделает все, чтобы уберечь от царского гнева, если вдруг вы станете писать оппозиционные стихи.
Адреса:
• Дома Одоевского: 1826–1838 — Мошков переулок, 1; 1838–1841 — набережная реки Фонтанки, 35.
• Дом Василия Андреевича Жуковского: ул. Миллионная, 35.

Будьте готовы влюбляться и грустить

Особенно если вы подвержены впечатлительности и в любви ищете вдохновение, подобно Пушкину или Батюшкову.
Загляните в салон Евдокии Голицыной в 1817 году — и вы увидите, что у ног ее — 18-летний Пушкин, о котором Карамзин пишет не без иронии: «Поэт Пушкин у нас в доме смертельно влюбился в Пифию Голицыну и теперь уже проводит у нее вечера: лжет от любви, сердится от любви, только еще не пишет от любви…»
Будучи у Алексея Оленина, обратите внимание на его воспитанницу Анну Фурман: именно в нее сначала влюбился переводчик Гомера Николай Гнедич, а затем и сам Константин Батюшков, написавший о ней одно из своих самых известных стихотворений:
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милый, незабвенный
Повсюду странствует со мной.
Однако будьте осторожны с хозяйкой литературного салона Зинаидой Волконской
, когда она возвращается в Петербург из Москвы: будь вы трижды Адам Мицкевич, вы все равно останетесь ей, уже вдове, лишь другом. Даже молодой и пылкий поэт Дмитрий Веневитинов так и не смог добиться ее расположения.
Сдержанному восхищению в отношениях с женщинами, по крайней мере внешнему, вас научит Михаил Лермонтов. Свое признание
Александре Смирновой-Россет — блистательной хозяйке салона — он выражает мягко, почтительно и немного ностальгически:
В простосердечии невежды
Короче знать я вас желал,
Но эти сладкие надежды
Теперь я вовсе потерял.
<…>
Что делать? — речью безыскусной
Ваш ум занять мне не дано…
Всё это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.
1840 год
Адреса:
Дом Смирновой-Россет: Литейный проспект, 48.

Автор: Людмила Котлярова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна