Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Василий Верещагин. «Богатый киргизский охотник с соколом»

В биографии Василия Верещагина было немало путешествий: он объездил практически весь Восток. В 70-х годах XIX века молодой художник побывал в Средней Азии. В те годы Российская империя начинала экспансию в отношении азиатских ханств. Колонизацией руководил генерал-губернатор Константин Кауфман, и он искал художника, который сможет запечатлеть военные успехи русской армии. Из поездки Василий Верещагин привез множество этюдов, которые позже превратились в красочную «Туркестанскую серию».

Кликайте на картину художника Василия Верещагина и узнавайте подробности о ее создании.

1
Персонаж картины — друг Василия Верещагина
Байтик Канаев — предводитель киргизского племени солто

Прототипом героя картины стал друг Василия Верещагина Байтик Канаев — предводитель киргизского племени солто. С ним художник познакомился в Петербурге на приеме у императора Александра II, куда Канаев прибыл в составе делегации из Туркестана. Байтик Канаев был воспитан в строгих традициях ислама, где изобразительное искусство запрещено. Однако он увлекался живописью и интересовался работами молодого Верещагина. А художнику импонировал колоритный туркестанский воитель, который к тому же прекрасно говорил на русском языке.


Когда Василий Верещагин служил личным художником у Кауфмана, он снова увиделся со старым другом — уже у него на родине, на территории современной Киргизии. Байтик Канаев встретил его со всеми подобающими почестями и свойственным ему восточным гостеприимством.


Народы, населяющие земли Киргизии, издревле охотились с хищными птицами. Разумеется, содержать такого «охотника» могли исключительно состоятельные люди. Потому птица на руке киргизского воина подчеркивает его богатство и статус.


Василий Верещагин. Олень. В горах Алатау. 1869–1870. Государственная Третьяковская галерея
Василий Верещагин. Мавзолей Тадж-Махал в Агре. 1876. Государственная Третьяковская галерея
Василий Верещагин. Нападают врасплох. 1871. Государственная Третьяковская галерея
2
Сотня этюдов из одной поездки
Василий Верещагин
(1842–1904)

Василий Верещагин путешествовал по Семиречью и Киргизии с блокнотом и карандашом, которым владел виртуозно. Всего за время своего визита в Среднюю Азию художник сделал около 130 рисунков. Карандаш он использовал и в тандеме с акварелью, отчего рисунки становились более реалистичными и динамичными. Однако Верещагин никогда не заканчивал этюды «на натуре», даже карандашные. Он всегда тщательно дорабатывал рисунки дома.


13 масляных картин по итогам Туркестанского похода, к которым относится и «Богатый киргизский охотник с соколом», Василий Верещагин писал по памяти в 1871 году в Мюнхене. Он снял особняк на окраине города и писал только в солнечные дни, чтобы передать атмосферу знойных восточных сюжетов.


Василий Васильевич Верещагин. Портрет бачи. 1867–1868. Государственная Третьяковская галерея.
Василий Верещагин. Мулла Керим и мулла Рахим по дороге на базар ссорятся. 1873. Государственная Третьяковская галерея
Василий Верещагин. Смертельно раненный. 1873. Государственная Третьяковская галерея
3
Мода кочевников на полотне Верещагина
Василий Верещагин. Богатый киргизский охотник с соколом (фрагмент). 1871. Государственная Третьяковская галерея

Находясь в Мюнхене, Верещагин прорисовывал детали убранства юрты и одежд персонажа картины по памяти с энциклопедической точностью. Верещагин изобразил охотника в богатой юрте в традиционной киргизской одежде. На герое остроконечная шапка, обшитая позументом, и модный в то время в Туркестане накид из ярких лоскутов. Для верховой езды киргизы надевали чамбар — шаровары из козлиной шерсти, — в которые заправляли просторный накид. Моду в регионе диктовали состоятельные портные из столицы Кокандского ханства и китайского города Кашгар. Богатые киргизы носили яркие одежды с обилием цветочных вышивок и орнаментов.


Также Василий Верещагин воссоздал художественную резьбу на камче — плети всадника из мягкой кожи, и на инкрустированном камнями канжаре — коротком охотничьем ноже.


Хоть Байтик Канаев и одет в яркие одежды, и изображен в световом пятне на фоне полумрака юрты, Василий Верещагин выдержал общий приглушенный тон картины. И потому вызвал одобрительные отклики сторонников отмирающего, но еще господствующего в те годы классицизма.


Василий Верещагин. Продажа ребенка-невольника. 1872. Государственная Третьяковская галерея
Василий Верещагин. Развалины театра в Чугучаке. 1869–1870. Государственная Третьяковская галерея
Василий Верещагин. Туркестанский офицер, когда похода не будет. 1873. Государственная Третьяковская галерея
4
Первые выставки «Туркестанской серии»
Василий Верещагин. Богатый киргизский охотник с соколом (фрагмент). 1871. Государственная Третьяковская галерея

Картину «Богатый киргизский охотник с соколом» ценители искусства впервые увидели в Англии. В 1873 году в лондонском Хрустальном дворце были выставлены все работы «Туркестанской серии» Верещагина — 13 полотен, 81 этюд и 133 рисунка.


«Из жанровых картин мы рекомендуем обратить особое внимание на двух мулл, едущих на осликах, на типичную фигуру с кречетом… Все эти картинки в высшей степени удачно передают оригинальные, типические стороны среднеазиатских нравов и быта» (Всеволод Крестовский, литературный критик, публицист).


Ознакомиться с «Туркестанской серией» в Лондон прибыл российский меценат Павел Третьяков. Спустя год он вновь посетил персональную выставку Василия Верещагина в Петербурге в 1874 году, где демонстрировалась «Туркестанская серия», и провел переговоры о ее покупке.


Однако российское общество работы Верещагина встретило не так восторженно, а император Александр II даже назвал некоторые из них «непатриотичной мазней».


Василий Верещагин вспоминал:«Трудно рассказать все, что болталось и доходило до меня в этом море сплетен, именуемом Петербургом». Раздосадованный, он изрезал и сжег три картины с батальными сценами, которые не понравились императору, и уехал в Париж. Уже через доверенное лицо оставшиеся работы были проданы Павлу Третьякову за 92 тысячи рублей с обязательным условием сохранять серию неделимой.


После покупки полотно «Киргиз-охотник» в составе серии демонстрировалось в Обществе любителей художеств в Москве, а затем переехало в галерею Третьякова, где и находится до сих пор.


Василий Верещагин. Мальчик-узбек. 1867–1868. Государственная Третьяковская галерея
Василий Верещагин. Калмыцкая молельня. 1869–1870. Государственная Третьяковская галерея
Василий Верещагин. Люли (цыган). 1867–1868. Государственная Третьяковская галерея
5
Экзотическая Азия и научный интерес
Василий Верещагин. Богатый киргизский охотник с соколом (фрагмент). 1871. Государственная Третьяковская галерея

Василий Верещагин стал первым русским художником, открывшим российскому обществу Среднюю Азию. Помимо «Киргиза-охотника», он написал и другие картины, которые демонстрировали быт и национальный колорит народностей Туркестана. Среди этих работ — «Перекочевка киргизов» и «Узбекская женщина в Ташкенте», «Двери Тимура» и «Дервиши в праздничных нарядах», рисунки карандашом «Казах», «Еврей», «Узбек в чалме».


«Не стремление к экзотике влекло художника к малоизученным народностям, но чисто научный интерес. <…> Верещагин стоял на уровне этнографических и археологических знаний своего времени, о чем свидетельствуют его зарисовки в Средней Азии и пояснительные тексты к издававшимся художником каталогам» (Ольга Лясковская, искусствовед).


«Туркестанская серия» положила начало другим восточным циклам Верещагина. В путешествиях художник писал солнечную Индию и заснеженные Гималаи, Тибет и Китай, Турцию и Балканы.


Василий Верещагин. Перекочевка киргизов. 1869-1870. Государственная Третьяковская галерея
Василий Верещагин. Узбекская женщина в Ташкенте. 1873. Государственная Третьяковская галерея
Василий Верещагин. Двери Тимура. 1872. Государственная Третьяковская галерея
Василий Верещагин. Дервиши в праздничных нарядах. 1869–1870. Государственная Третьяковская галерея


СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Бывалый из известного кинотрио

27 апреля - день рождения актера и режиссера Евгения Моргунова

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Вспоминаем любимых героев мультиков

Классика советской анимации

От купольного храма до хрущевки

Краткий путеводитель по архитектурным стилям российских городов

Золотое кольцо России

Виртуальное путешествие по древним городам

Великий комбинатор советского кино

Вспоминаем известные роли Сергея Юрского

В этом году она будет посвящена 100-летнему юбилею Революции 1917 года.

Подробнее

Самые любопытные майские выставки крымских музеев в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Проект посвящен древнерусскому искусству первой половины — середины XVI столетия.

Подробнее

На состязаниях участников в 31 номинации выбрали лучших.

Подробнее

Премьера картины «Один день Ивана Денисовича» ожидается в 2018 году.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть