Традиция пасхальной открытки

В дореволюционной России существовала добрая традиция — обмениваться поздравительными открытками накануне Пасхи
. До начала ХХ века почта разносила по необъятной стране тысячи открытых писем тем, кого не могли поздравить лично друзья и члены семьи. Как в России появились пасхальные весточки, кто их рисовал и издавал и что стало с ними после революции 1917 года — непростая история пасхальной открытки в материале портала «Культура.РФ».

Рождение открытки

Пасхальная открытка (фрагмент). Начало ХХ века. Тверской государственный объединенный музей, Тверь
Пасхальная открытка (фрагмент). Начало ХХ века. Московский государственный объединенный музей–заповедник, Москва
Пасхальная открытка (фрагмент). Начало ХХ века. Тверской государственный объединенный музей, Тверь
Иллюстрированными открытками, или, как они назывались изначально, «открытыми письмами», впервые начали обмениваться по почте более ста лет назад, но точная дата появления первой такой открытки неизвестна. Были у нее и предшественницы — карточки с гравюрами на плотной бумаге. Придумал их во второй половине XVIII века французский гравер Демезон. Русским прототипом открыток считаются лубочные картинки
.
Однако популярными такие послания стали лишь спустя столетие, и способствовала этому вновь Франция. Во времена франко-прусской войны 1870–1871 годов у солдат порой не было бумаги для писем, и в ход шли бумажные клочки. Французский книготорговец Леон Бенардо с полуострова Бретань одним из первых понял, что открытые письма могут принести целое состояние. В 1870 году он начал выпускать небольшие прямоугольные кусочки картона: одна сторона отводилась для адреса, а другая — для послания.
Некоторые солдаты стали делать на второй стороне таких карточек незатейливые рисунки: кто от скуки, кто для того, чтобы отвлечься от мыслей о войне. Бенардо усовершенствовал открытку, украсив адресную сторону патриотической виньеткой, — так появилась первая почтовая открытка с иллюстрацией. Очень скоро доступная, яркая и современная открытка стала удобным способом не только справиться о здоровье родных, но и поздравить их — с днем ангела, с Рождеством или Пасхой.

Первая коллекция пасхальных открыток

Иван Билибин. Кулич-город (фрагмент). Открытка. 1911. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Александр Бенуа. Девочка Пай. Из серии «Пасха в XVIII веке». Открытка. 1904. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Пасхальная открытка (фрагмент). Начало ХХ века. Тверской государственный объединенный музей, Тверь
Вскоре мода на поздравительные открытки добралась и до России. Возможность сделать недорогой, но милый подарок родственнику или доброму знакомому, даже если тот проживает на другом конце империи, приглянулась и дворянам, и мещанам, и даже крестьянам.
Первое время открыточного производства в стране не было, поэтому они потоком хлынули из-за границы. Чаще всего на них изображалась католическая и протестантская пасхальная атрибутика — кролики, барашки, цыплята и европейские соборы были чужды русскому человеку. Еще более дикими казались вульгарные пародии европейцев на христосование — обмен поцелуев в Светлое Воскресение: они изображали нарумяненных молодцов с напомаженными волосами, целующих дам в губы. Поскольку популярность открыток в России все возрастала, зарубежные художники начали рисовать открытки и на православную тематику.
В 1894 году Министерство внутренних дел Российской империи разрешило почтовую пересылку открыток частного производства. Первой коллекцией пасхальных открыток отечественного изготовления стала серия с четырьмя весенними акварелями художника Николая Каразина. Коллекцию создали в благотворительных целях после Русско-турецкой войны. Изданием открыток занялась российская Община Красного Креста имени святой Евгении, а руководила процессом принцесса Евгения Ольденбургская.
Позже издательство Общины святой Евгении много раз обращалось к теме Пасхи. Каждая открытка становилась настоящим полиграфическим шедевром, ведь среди иллюстраторов пасхальных открыток были именитые российские художники Иван Билибин
, Борис Зворыкин, Илья Репин
, Александр Бенуа
. Вся выручка, полученная от продажи открыток, направлялась в Фонд помощи бедствующим сестрам милосердия, трудящимся в госпиталях Красного Креста на полях сражений. Каждая открытка выпускалась невероятным для того времени тиражом в 10 тысяч экземпляров, который разлетался моментально после поступления в продажу. За 20 лет работы издательство Общины выпустило 6 тысяч видов открыток.

Открыточная лихорадка в дореволюционной России

Ершов. «Х.В.» (фрагмент). Открытка. 1909–1917. Тульский областной краеведческий музей, Тула
Агнесса Линдеман. Украшение пасхального стола. Открытка. 1905. Ярославский художественный музей, Ярославль
Пасхальная открытка «Христос воскресе!» (Император Николай II вручает пасхальный подарок солдату) (фрагмент). 1915. Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург
В начале XX века в России появились коммерческие издательства открыток: «Ришар», «Ленц и Рудольф». Отправляли в Россию пасхальные открытки и зарубежные типографии: шведская «Гранберг», французское издательство Лапина, немецкое издательство Дьяковой. Открытки, выпущенные заграничными производителями, были дешевле отечественных, и к тому же красочнее и качественнее, потому что печатались на самом современном полиграфическом оборудовании.
Популярны были изображения играющих и целующихся ангелоподобных детей, куличи, виды пробуждающейся весенней природы, зажженные свечи, пасхальные угощения. Рисовали художники и народные пасхальные традиции: катание яиц, христосование, крестный ход. Но главным украшением пасхальной открытки были писанки, или крашенки, — расписанные затейливыми узорами пасхальные яйца
.
Во время Первой мировой войны
на пасхальные открытки попали военные и агитационные сюжеты. Их героями стали сестры милосердия, солдаты и члены императорской семьи. Например, на одной открытке великая княжна Татьяна в образе сестры милосердия навещала защитника Отечества и поздравляла с Пасхой. Но самой популярной открыткой того времени стала карточка с Николаем II
, который угощал пасхальным яйцом простого солдата.

Пасхальная открытка в изгнании

Пасхальная открытка из коллекции Г.Н. Глезера (фрагмент). ХХ век. Балашовский краеведческий музей, Балашов, Саратовская область
Открытка пасхальная. XX век. Кораблинский краеведческий музей, Кораблино, Рязанская область
Пасхальная открытка из коллекции Г.Н. Глезера (фрагмент). ХХ век. Балашовский краеведческий музей, Балашов, Саратовская область
Весной 1917 года революция в буквальном смысле ударила молотом по пасхальным открыткам. Появилась красноречивая картинка, на которую безымянный художник поместил рабочего с молотом, облокотившегося на яйцо, а вместо поздравительной надписи «Христос Воскресе» — лозунг «Да здравствует республика!».
Революция положила конец светлой пасхальной традиции по обмену открытками. Новое правительство объявило их недопустимой пропагандой религии. Но пасхальная открытка продолжила жить в кругах русских эмигрантов. В 50–60-х годах XX века некоторые французские и американские типографии, а также издательство Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, США, выпускали пасхальные открытки. На них изображались праздничные блюда и милые бытовые сценки на пасхальную тематику. Это дело было так важно для многих эмигрантов, что порой на издание открыток они тратили последние деньги: пасхальная открытка была своего рода ниточкой, связывавшей их с безвозвратно утраченной родиной.
Только после Великой Отечественной войны
пасхальные открытки вновь начали печататься небольшими тиражами, но купить их можно было лишь в церковных лавках. Окончательное возвращение традиции дарить на Пасху пасхальную открытку произошло лишь в конце 80-х годов.

Автор: Дарья Лёгкая
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна