Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Александр Киселёв. «Забытая мельница»

Александр Киселёв почти в 40 лет решился бросить рутинные будни простого банковского служащего и посвятить себя любимому делу — живописи. Он много путешествовал в поисках сюжетов для своих полотен, усердно работал и преподавал в Академии художеств. Еще при жизни Киселёв стал известным пейзажистом: его полотна покупал и коллекционер Павел Третьяков, и великая княгиня Мария Фёдоровна, и даже сам император Николай II.

Портал «Культура.РФ» рассказывает о пейзаже Александра Киселёва «Забытая мельница». Нажимайте на цифры и узнавайте подробности о творчестве живописца и создании полотна.

1
Александр Кисёлев — пейзажист-романтик
Александр Киселёв. Забытая мельница. 1891 год. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Александр Киселёв учился в петербургской Академии художеств. Однако в молодости он отказался от карьеры художника и вернулся к живописи лишь через много лет. Со времен студенчества художнику особенно хорошо удавались пейзажи, этюды к которым он создавал в путешествиях и поездках по России. Позже Киселёву присвоили звание академика Академии художеств и назначили руководить здесь же пейзажной мастерской. Ученики вспоминали, что он никогда не навязывал свой стиль, а помогал подопечным найти собственный творческий путь и разработать свою технику.


«Ну какой я профессор? Это так, когда другого нет. А согласился потому, что все же я хоть вреда не сделаю никому, не навяжу никому своего, что у меня есть плохого. Так и говорю своим ученикам: вы меня слушайте, а делайте так, чтоб на меня не было похоже» (Александр Киселёв).


В конце XIX века в живописи набирал силу демократический реализм. Его приверженцы стремились изображать объективную действительность, не приукрашивая ее. К реалистам относил себя и художник-передвижник Александр Киселёв. Однако свои пейзажи он наполнял романтикой и живописными деталями.


«Он с одинаковой любовью, восторженно поет красками и мимо движущуюся речку между камышами самой скромной местности… и ледники, везде он правдив и производит освежающее впечатление самой природы» (Илья Репин).


Картины Киселёва покупали коллекционеры Москвы и Петербурга, Киева и Одессы. Его картины украшали залы императорских дворцов и дома русской знати.

Александр Киселёв. Сенокос. 1894 год. Сочинский художественный музей
2
Природа старинных дворянских усадеб
Александр Киселёв. Забытая мельница. 1891 год. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Свои пейзажи Александр Киселёв писал, как правило, за городом. Художник много путешествовал в поисках «натуры». Скромные, но не лишенные очарования природные уголки он искал в окрестностях Москвы, в Малороссии, на Кавказе и в других российских регионах.


Вместе с живописцем путешествовала и его семья. Киселёвы обычно снимали усадьбу, причем выбирали дом, где сохранялась атмосфера размеренной помещичьей жизни. В тишине, вдали от города, Александр Киселёв много и неустанно работал. Он мог создать за лето несколько десятков этюдов — писал пейзажи в разную погоду и время суток.


Киселёв нередко знакомился с соседями — так он подружился с Антоном Чеховым, — и владельцы дворянских гнёзд приглашали его запечатлеть местные усадьбы и виды на полотнах.


Александр Киселёв. Дача в Крыму. 1906 год. Краснодарский краевой художественный музей
Александр Киселёв. Зимний пейзаж. 1878 год. Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Александр Киселёв. Южный пейзаж. 1881 год. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
3
Лиричный малороссийский пейзаж
Александр Киселёв (1838–1911)

Первый вариант картины «Забытая мельница» Александр Киселёв написал в 1882 году во время путешествия по Малороссии. Полотно впервые показали зрителям на X Передвижной выставке.


На картине изображен типичный сельский пейзаж — темная, неспешно текущая река, высокий берег с зарослями трав, деревянная полуразрушенная мельница, лодка и шагающий к ней рыбак с удочкой. В работе Киселёв использовал сдержанные лаконичные краски, характерные для местной природы. В реалистичной манере художник тонко выписал гальку на берегу реки, бревенчатые строения, ветви деревьев и траву. Однако пейзаж не лишен и присущей Киселёву лиричности: пасмурный день подсвечен лучами слабого солнца, в гладкой воде реки отражаются облака и прибрежная растительность, а рыбак напоминает зрителям о размеренном течении деревенской жизни.


4
«Забытая мельница»: авторские списки
Александр Киселёв. Забытая мельница. 1882 год. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

Позже Киселёв несколько раз переписывал полотно — и всегда корректировал детали пейзажа. Менялся изгиб береговой линии, расположение крупных валунов, лодка «отплывала» к центру реки. И каждый раз обновленный пейзаж уходил в частные коллекции.


В настоящее время одна из работ с надписью «А. Киселёвъ. 1891 г.» хранится в Государственной Третьяковской галерее. Также один авторский список экспонируется в Ярославском художественном музее, а другой — в хранилище Отдела личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. На варианте в Пушкинском музее тоже есть особенная деталь: на этом полотне художник не изобразил деревенское стадо на дальнем берегу реки.


Александр Киселёв. 1882 год. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
5
«Забытая мельница» большим тиражом: копии и почтовые открытки
Александр Киселёв. 1882 год. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

Пейзаж «Забытая мельница» копировал не только сам Киселёв, но и другие живописцы. Один из них — Константин Федин, который позже стал известным писателем. Художники тоже нередко вносили свои «поправки» в сюжет «Забытой мельницы». Самое заметное изменение — отсутствие рыбака на одном из вариантов картины. В петербургской Академии художеств пейзаж Киселёва был одной из самых популярных картин, которую копировали студенты.


Еще более известной работу Александра Киселёва сделали почтовые открытки с ее изображением. Например, открытки с «Забытой мельницей» — без рыбака — выпустило в 1910-е годы издательство художника Владимира Маковского в Санкт-Петербурге. На почтовых карточках, которые издавали в литографической мастерской Дациаро была изображена «Мельница» без пасущихся на пригорке коров.

Почтовая открытка с изображением пейзажа Александра Киселёва «Забытая мельница»


СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Будем помнить

С Днем Победы!

Бенефис Федора Бондарчука

Ко дню рождения актера, режиссера и продюсера

Праздник труда

Поздравляем с Первым мая

Бывалый из известного кинотрио

27 апреля - день рождения актера и режиссера Евгения Моргунова

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Вспоминаем любимых героев мультиков

Классика советской анимации

Шесть вечеров подряд в музее будет звучать классика.

Подробнее

Выставка «Венеция Ренессанса» пройдет в ГМИИ им. Пушкина.

Подробнее

Фестиваль стартует в Сочи 7 июня.

Подробнее

Мероприятия будут идти все лето.

Подробнее

Фотографии легендарного военного корреспондента в режиме дополненной реальности.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть