Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Агитплакаты времен революции

«Культура.РФ» и Музей современной истории России в рамках акции #КодРеволюции представляют подборку десяти революционных плакатов. Они, как и многие другие артефакты 1917 года, войдут в первую полномасштабную экспозицию «1917. Код революции», которую музей откроет в марте.  

Плакаты из собрания Музея современной истории России:

На плакате кустодиевский солдат призывает рабочих, крестьян и своих же товарищей поддержать сражающуюся армию на фронтах Первой мировой войны и жертвовать средства на ее нужды.

Плакат: Борис Кустодиев. «Заем свободы». Петроград. Изд. художественной хромолитографии Ф. Злотников и П. Волк. 1917. Бумага, печать, 100,8 х 68,5
Плакат изображает Воскресенскую площадь и здание Московской городской думы (впоследствии — Музей Ленина и Исторический музей) — место бурных событий марта 1917 года в Москве.

Плакат: «Дни революции в Москве 2 марта на Воскресенской площади». Москва. Литография Товарищества И.Д. Сытина. 1917. Бумага, печать, 62 х 84,5
На плакате изображены члены Временного правительства, во главе которого — председатель Госдумы Михаил Родзянко. В нижнем ряду, третий слева, — первый состоящий в правительстве социалист Александр Керенский, один из самых популярных лидеров Февральской революции. Все фигуры — на фоне Таврического дворца, флагов, лозунгов, а также характерных для подобных плакатов деталей: революционного автомобиля, вооруженных людей, многочисленных ораторов с флагами и горнами.

Плакат: «Великое освобождение России. Москва, Изд. Г. и Д. Александровых. 1917. Бумага, печать, 36 х 53,5
Плакат левого издательства «Парус», у истоков которого стоял Максим Горький, продолжает традицию лубочного многокомпозиционного рисунка и в то же время напоминает некую предтечу комиксов. Это — полноценный рассказ в картинке: раньше солдат защищал буржуев и «прогнивший» строй, а теперь — свободное государство, демократическую республику.

Плакат: Владимир Маяковский. «Вот кого солдат защищал раньше! Вот кого защищает теперь!». Петроград. Изд. «Парус». 1917. Бумага, печать, 60,5 х 45,5
Плакат изображает революционные силы: вооруженных солдата и рабочего, а также символы павшей царской власти — снятую горностаевую мантию, попранные скипетр и державу. А над императором, передающим корону, восходит солнце — символ свободы.

Плакат: «Памятка Народной победы. Николай Романов отдает корону своим победителям». Петроград. Невская художественная электропечатня. 1917. Бумага, печать, 53 х 35,5
Плакат коллеги Маяковского по издательству «Парус» Алексея Радакова в жанре так называемой социальной пирамиды, который стал невероятно популярен в XX веке. На этом плакате зарождаются традиционные образы агиток следующих лет. Например, обязательно толстый социальный противник из высших слоев, который наживается на чужом труде.

Плакат: Алексей Радаков. «Самодержавный строй. Мы царствуем. Мы за вас молимся. Мы вас судим. Мы вас охраняем. Мы вас кормим. А вы работайте!». Петроград. Издательство «Парус». 1917. Бумага, печать, 60,7 х 59
Плакат изображает важный момент отечественной истории: осенью 1917 года в России началась первая всеобщая избирательная кампания, в выборах участвовало несколько десятков партий и объединений.

Плакат: «Граждане! Товарищи! Готовьтесь к манифестации в день открытия Учредительного собрания». Петроград. 1917. Бумага, печать, 93 х 65
Плакат кадетской партии демонстрирует сочетание анималистики и мифологических образов: ящер символизирует анархию, а витязь на белом коне — демократию. Однако этот плакат (как и остальные агитки кадетов) перегружен текстом, что снижает эффективность его воздействия на зрителя.

Плакат: «Анархию победит демократия...». Петроград. Изд. Комитета средней и мелкой промышленности. 1917. Бумага, печать, 67 х 50
Агитационные плакаты эсеров были тщательно продуманы и потому обеспечили партии сильную поддержку избирателей. Ясные и четкие лозунги — «Земля и воля» и «Разорвем цепи, и весь земной шар будет свободен» — были близки и понятны рабочим и крестьянам, которых автор плаката изобразил идущими на избирательный участок вместе.

Плакат: «Партия соц-рев. В борьбе обретешь ты право свое». Петроград. Изд. «Революционная мысль». 1917. Бумага, печать
Партия большевиков обратилась к художественной политагитации, только когда разгорелась Гражданская война. Те же Радаков, Маяковский, другие известные поэты и художники участвовали в создании знаменитых «Окон РОСТа» — уникальных плакатов, которые позднее стали узнаваемым (в том числе за рубежом) советским брендом.

Плакат: «Р.С — ДР.П. Голосуйте за список №1». Петроград. Типиграфия «Копейка». 1917. Бумага, печать, 68 х 59

смотрите также


Прямая трансляция 22 мая, в 19:00. Концертный зал имени П.И. Чайковского

Дж. Верди – «Травиата»

Выставка «Венеция Ренессанса» пройдет в ГМИИ им. Пушкина.

Подробнее

Фестиваль стартует в Сочи 7 июня.

Подробнее

Мероприятия будут идти все лето.

Подробнее

Фотографии легендарного военного корреспондента в режиме дополненной реальности.

Подробнее

Мероприятия под открытым небом будут идти все лето.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть