Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Агитплакаты времен революции

«Культура.РФ» и Музей современной истории России в рамках акции #КодРеволюции представляют подборку десяти революционных плакатов. Они, как и многие другие артефакты 1917 года, войдут в первую полномасштабную экспозицию «1917. Код революции», которую музей откроет в марте.  

Плакаты из собрания Музея современной истории России:

На плакате кустодиевский солдат призывает рабочих, крестьян и своих же товарищей поддержать сражающуюся армию на фронтах Первой мировой войны и жертвовать средства на ее нужды.

Плакат: Борис Кустодиев. «Заем свободы». Петроград. Изд. художественной хромолитографии Ф. Злотников и П. Волк. 1917. Бумага, печать, 100,8 х 68,5
Плакат изображает Воскресенскую площадь и здание Московской городской думы (впоследствии — Музей Ленина и Исторический музей) — место бурных событий марта 1917 года в Москве.

Плакат: «Дни революции в Москве 2 марта на Воскресенской площади». Москва. Литография Товарищества И.Д. Сытина. 1917. Бумага, печать, 62 х 84,5
На плакате изображены члены Временного правительства, во главе которого — председатель Госдумы Михаил Родзянко. В нижнем ряду, третий слева, — первый состоящий в правительстве социалист Александр Керенский, один из самых популярных лидеров Февральской революции. Все фигуры — на фоне Таврического дворца, флагов, лозунгов, а также характерных для подобных плакатов деталей: революционного автомобиля, вооруженных людей, многочисленных ораторов с флагами и горнами.

Плакат: «Великое освобождение России. Москва, Изд. Г. и Д. Александровых. 1917. Бумага, печать, 36 х 53,5
Плакат левого издательства «Парус», у истоков которого стоял Максим Горький, продолжает традицию лубочного многокомпозиционного рисунка и в то же время напоминает некую предтечу комиксов. Это — полноценный рассказ в картинке: раньше солдат защищал буржуев и «прогнивший» строй, а теперь — свободное государство, демократическую республику.

Плакат: Владимир Маяковский. «Вот кого солдат защищал раньше! Вот кого защищает теперь!». Петроград. Изд. «Парус». 1917. Бумага, печать, 60,5 х 45,5
Плакат изображает революционные силы: вооруженных солдата и рабочего, а также символы павшей царской власти — снятую горностаевую мантию, попранные скипетр и державу. А над императором, передающим корону, восходит солнце — символ свободы.

Плакат: «Памятка Народной победы. Николай Романов отдает корону своим победителям». Петроград. Невская художественная электропечатня. 1917. Бумага, печать, 53 х 35,5
Плакат коллеги Маяковского по издательству «Парус» Алексея Радакова в жанре так называемой социальной пирамиды, который стал невероятно популярен в XX веке. На этом плакате зарождаются традиционные образы агиток следующих лет. Например, обязательно толстый социальный противник из высших слоев, который наживается на чужом труде.

Плакат: Алексей Радаков. «Самодержавный строй. Мы царствуем. Мы за вас молимся. Мы вас судим. Мы вас охраняем. Мы вас кормим. А вы работайте!». Петроград. Издательство «Парус». 1917. Бумага, печать, 60,7 х 59
Плакат изображает важный момент отечественной истории: осенью 1917 года в России началась первая всеобщая избирательная кампания, в выборах участвовало несколько десятков партий и объединений.

Плакат: «Граждане! Товарищи! Готовьтесь к манифестации в день открытия Учредительного собрания». Петроград. 1917. Бумага, печать, 93 х 65
Плакат кадетской партии демонстрирует сочетание анималистики и мифологических образов: ящер символизирует анархию, а витязь на белом коне — демократию. Однако этот плакат (как и остальные агитки кадетов) перегружен текстом, что снижает эффективность его воздействия на зрителя.

Плакат: «Анархию победит демократия...». Петроград. Изд. Комитета средней и мелкой промышленности. 1917. Бумага, печать, 67 х 50
Агитационные плакаты эсеров были тщательно продуманы и потому обеспечили партии сильную поддержку избирателей. Ясные и четкие лозунги — «Земля и воля» и «Разорвем цепи, и весь земной шар будет свободен» — были близки и понятны рабочим и крестьянам, которых автор плаката изобразил идущими на избирательный участок вместе.

Плакат: «Партия соц-рев. В борьбе обретешь ты право свое». Петроград. Изд. «Революционная мысль». 1917. Бумага, печать
Партия большевиков обратилась к художественной политагитации, только когда разгорелась Гражданская война. Те же Радаков, Маяковский, другие известные поэты и художники участвовали в создании знаменитых «Окон РОСТа» — уникальных плакатов, которые позднее стали узнаваемым (в том числе за рубежом) советским брендом.

Плакат: «Р.С — ДР.П. Голосуйте за список №1». Петроград. Типиграфия «Копейка». 1917. Бумага, печать, 68 х 59

смотрите также


Прямые трансляции вечеров Третьяковской галереи на «Культура.РФ»

Вениамин Смехов, Александр Филиппенко и Елена Коренева помогают разобраться в искусстве

Рекомендуем посетить.

Подробнее

Вспоминаем любимого детского писателя.

Подробнее

Революция 1917 года и древнее городище Мангазея, история крушения «Титаника» и легенды северного народа.

Подробнее

Поэтические чтения, встречи с писателями и мастер-классы на площадках по всей стране.

Подробнее

Концерты и археологические выставки, фольклорные спектакли и пасхальные игры.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть