Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Как соединился фрак с балалайкой

Бряцание, пиццикато, вибрато, тремоло, дроби — балалайка хоть и выглядит как инструмент нехитрый, может звучать абсолютно по-разному и «выступать» не только на народном гулянье, но и в составе оркестра. «Культура.РФ» вспоминает, как народный инструмент вышел на большую сцену.

РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ


История происхождения одного из самых народных и популярных в России инструментов затерялась в веках. «Когда и кем изобретена балалайка — неизвестно», — говорится в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Но уже в Х столетии арабский путешественник Ахмад ибн Фадлан, отправившийся в Волжскую Булгарию, увидел балалайку у русских купцов, о чем и написал в своей книге путевых заметок под названием «Записка».

Музыковед и исследователь русского фольклора Александр Фаминцын и музыкант-этнограф Николай Привалов считали балалайку родственницей домры (русский народный щипковый инструмент с овальным корпусом); член Петербургской академии наук и хроникер музыкальной жизни ХVIII века Якоб Штелин утверждал: самым распространенным инструментом во всей русской стране является балалайка — «инструмент славянского происхождения». По словам Штелина, в XVIII веке было «нелегко найти в России дом, где бы на этом инструменте молодой работник не наигрывал служанкам своих вещичек».

«БАЛАЛАЙКА НЕ ИГРАЕТ, А РАЗОРЯЕТ»

Так говорили про этот музыкальный инструмент в народе. Чтобы овладеть балалайкой виртуозно, требовалось время, которое в крестьянских хозяйствах на забавы тратили неохотно. Так что играли на ней в основном на праздничных гуляньях. Там народные музыканты и учились друг у друга разным техникам и приемам. К примеру, в Псковской области старожилы окрестных сел до сих пор сохраняют традиции балалаечной игры, которую удалось записать фольклорной экспедиции Петербургской консерватории. Балалайка — непременная участница псковских посиделок, и для каждого случая существует свой наигрыш: «под песни», «под пляску», «под частушки» и даже «под драку».

ОТ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ИЗ НАРОДА К НАРОДНЫМ АРТИСТАМ

Концертный инструмент в балалайке разглядел выходец из купеческой семьи Василий Андреев. Услышав, как играет на трехструнной соседский дед Антип, он и сам освоил звонкий инструмент и загорелся идеей популяризировать его. Для этого он собирался добиться концертного звучания от балалайки.

«Народу надо дать доступную музыку, музыку национальную, и балалайка, домра, гусли являются именно такими историческими национальными инструментами».

Василий Андреев


В 1887 году Андреев с помощью мастера музыкальных инструментов Франца Пасербского создал по своим чертежам первую хроматическую балалайку: вместо «вязаных» ладов музыкант снабдил ее грифом с врезанными металлическими ладами, как у гитары, разделенным перекладинами-ладами на полутона. Так балалайка вместо диатонического звукоряда получила хроматический.

РУССКИЙ БАЛАЛАЕЧНЫЙ СТРАДИВАРИУС


Такое почетное прозвище получил музыкальный мастер Семен Налимов. Столяр-краснодеревщик служил в имении Василия Андреева: он изготавливал «профессиональные» балалайки, добавлял их звучанию серебристый тембр и певучесть за счет подбора правильного дерева и тонкости исполнения работы.

«Техника изготовления балалаек и домр Семёна Ивановича Налимова была недосягаема — что в связи с подбором лучшего материала делает каждый выпускаемый им из рук инструмент идеалом совершенства».

Из статьи «Балалаечный Страдивариус» исследователя и реставратора старинных русских народных инструментов Николая Привалова


Помимо балалаек, Андреев и Налимов совершенствовали и другие народные инструменты. Они открыли мастерскую в Марьино, где и появились новые балалайки, домры и гусли, по образцу которых изготавливают инструменты и по сей день. Работы самого Налимова считаются настоящей редкостью, некоторые его инструменты хранятся в Музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки.

СОЛО БАЛАЛАЙКИ В ВЕЛИКОРУССКОМ ОРКЕСТРЕ

Главной мечтой Андреева было «соединить фрак с балалайкой» — то есть сделать балалайку любимицей светской публики. Андреев открыл учебные классы в Соляном городке в Петербурге, где началась история Кружка любителей игры на балалайках под управлением Василия Андреева. 20 марта 1888 года в зале Городского кредитного общества кружок дал первый концерт: исполнил «Во саду ли, в огороде», барыню, камаринскую и другие русские народные песни в обработке руководителя коллектива. Выступление оказалось даже более успешным, чем ожидали музыканты: зал долго рукоплескал. После этого кружок отправился в первое гастрольное турне: Москва, Курск, Орел, Тула, Тверь.

«Нужно решительно удивляться В.В. Андрееву, в такое короткое время обучившему целый кружок из 8 лиц и достигшему поразительных эффектов гармонизации на таком несложном инструменте, как балалайка…»

Газета «Петербургский листок» от 21 марта 1888 года


Вскоре к кружку присоединились профессионалы: композитор Николай Фомин, ученик Анатолия Лядова и Николая Римского-Корсакова, привлек в коллектив музыкантов с консерваторским образованием. Так, в кружке в разное время играли Николай Осипов, Борис Трояновский, Александр Чагадаев.

Почти десять лет понадобилось кружку, чтобы вырасти до великорусского оркестра. В 1897 году премьера обновленного оркестра уже из 14 человек состоялась в зале Дворянского собрания (современная Санкт-Петербургская филармония). Позднее многие композиторы писали специально для коллектива, поэт Федор Сологуб посвящал балалайке стихи, а царь-бас Федор Шаляпин любил выступать под аккомпанемент балалаечников.

«Дорогой Василий Васильевич! Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротинку балалайку. От твоей заботы, любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир».

Федор Шаляпин


Двадцатипятилетние оркестр отмечал уже в Мариинском театре. Некогда исключительно народный инструмент теперь звучал для изысканной публики, включавшей и венценосных особ: среди гостей концерта был сам император Николай II. Впоследствии Андреев получил звание «солист Его Императорского Величества» и учил играть на балалайке царскую семью.

БАЛАЛАЙКОЙ ВОСХИЩАЛИСЬ КОРОЛИ


Виртуозное звучание простого инструмента трогало душу не только русского императора. В 1909 году солист Великорусского оркестра Борис Трояновский, будучи на гастролях в Англии, был приглашен в Виндзорский замок. Музыкант-виртуоз играл сразу для двух королей — английского Эдуарда VII и португальского Мануэла II. Как писали газеты, британский монарх был очень удивлен, что на таком простом инструменте можно исполнять виртуозные произведения.

Но сам Трояновский чаще других гастрольных турне с балалайкой вспоминал поездку в Ясную Поляну, где ему довелось играть для Льва Толстого. После концерта классик заметил: «В игре Трояновского на балалайке звучит сразу как будто несколько инструментов. Очень хорошо!»

Мировая премьера русского народного инструмента состоялась на Всемирной выставке в Париже. Музыканты кружка Василия Андреева дали концерт в Русском павильоне в 1889 году. Успех оркестра и необычных инструментов был ошеломляющим, и с тех пор балалайка стала одним из символов России.

Традиции первых профессиональных балалаечников продолжают и сейчас музыканты Русского оркестра, который носит имя своего основателя, реформатора русских народных инструментов Василия Андреева.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Бывалый из известного кинотрио

27 апреля - день рождения актера и режиссера Евгения Моргунова

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Вспоминаем любимых героев мультиков

Классика советской анимации

От купольного храма до хрущевки

Краткий путеводитель по архитектурным стилям российских городов

Золотое кольцо России

Виртуальное путешествие по древним городам

Великий комбинатор советского кино

Вспоминаем известные роли Сергея Юрского

В этом году она будет посвящена 100-летнему юбилею Революции 1917 года.

Подробнее

Самые любопытные майские выставки крымских музеев в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Проект посвящен древнерусскому искусству первой половины — середины XVI столетия.

Подробнее

На состязаниях участников в 31 номинации выбрали лучших.

Подробнее

Премьера картины «Один день Ивана Денисовича» ожидается в 2018 году.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть