Войти Версия для слабовидящих

Слышу голос из прекрасного далёка

Композитор Евгений Крылатов работал с выдающимися поэтами — Юрием Энтиным, Беллой Ахмадулиной, Ильей Резником, Робертом Рождественским и многими другими, — написал музыку более чем к 120 фильмам и мультфильмам и на протяжении многих лет оставался одним из самых востребованных отечественных кинокомпозиторов. «Культура.РФ» вспоминает любимые многими песни, музыку к которым написал Евгений Крылатов.

«Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка», 1969

Мультфильм «Умка» студии «Союзмультфильм» стал популярным сразу после выхода: маленьким зрителям полюбились трогательная история о дружбе, удачно нарисованный мишка Умка и, конечно, колыбельная мамы-медведицы. Узнаваемую с первых нот песню в исполнении Аиды Ведищевой Крылатов написал на стихи Юрия Яковлева — и она подарила композитору профессиональную известность. Именно после «Умки» Евгения Крылатова стали часто приглашать к работе над художественными и мультипликационными фильмами.

«Лесной олень» из фильма «Ох уж эта Настя!», 1971

Поначалу Юрию Энтину, автору стихов, аранжировка Крылатова не понравилась: поэт посчитал ее старомодной. Но расстроенного таким отзывом композитора поддержали режиссер картины Юрий Победоносцев и исполнительница песни Аида Ведищева — и были правы: «Лесной олень» в мгновение ока стал хитом. Эта музыкальная метафора сказки, врывающейся в обыденную жизнь, которая так соответствовала духу фильма о девочке-фантазерке, обогнала по популярности саму картину и стала одним из самых известных детских хитов СССР: ее даже исполнил Большой детский хор в финале всесоюзного фестиваля «Песня-73». А Энтин, изменивший свое мнение о песне, стал добрым другом Крылатова и еще не раз работал с композитором.

«Ах, кто сказал, что жизнь прекрасна (Песня Сульпитиуса)» из фильма «Русалочка», 1976

Над песнями к фильму «Русалочка» Евгений Крылатов работал совместно с Беллой Ахмадулиной и Юрием Энтиным. Несмотря на то что режиссер Владимир Бычков во многом изменил сказку Ханса Кристиана Андерсена, «Русалочка» запомнилась зрителю пронзительной и трагичной историей, рассказанной блистательными актерами во главе с Валентином Никулиным и Викторией Новиковой, которой на момент съемок фильма было всего 14 лет.

«Крылатые качели» из фильма «Приключения Электроника», 1979

Музыку для «Крылатых качелей» композитор написал легко: его вдохновили стихи Юрия Энтина. Первоначально она называлась просто «Качели», но Крылатову не хватало слов в припеве — и тогда Энтин не без иронии добавил известной строке эпитет «крылатые». Это долгое время смущало Крылатова.

А вот режиссер картины Константин Бромберг сказал, что «Крылатые качели» оказались занудными и испортили ему весь фильм, но времени на пересъемку эпизода уже не были. Свою неправоту Бромберг признал только спустя некоторое время, когда песня Крылатова стала настоящим шлягером.

«Ведьма-речка» из фильма «Чародеи», 1982

Несмотря на прошлый конфликт с Крылатовым, Константин Бромберг продолжил работать с композитором, например над картиной «Чародеи». Все 12 песен для фильма написал Крылатов на стихи Леонида Дербенева — и они были выпущены фирмой «Мелодия» на отдельной пластинке. Правда, в титрах пластинки не указали джазовую певицу Ирину Отиеву, которая пела в фильме за исполнительницу роли Алены Александру Яковлеву. А у самой Яковлевой во время съемок обнаружился очень тяжелый характер: больше половины съемочной группы, в том числе ее партнер по площадке Валентин Гафт, объявили актрисе бойкот. Бромберг говорил о Яковлевой: «Ведьма из нее выйдет точно. А вот получится ли Алена — не знаю…»

«Кабы не было зимы» из мультфильма «Зима в Простоквашино», 1984

Закрывающую песню «Простоквашина» Крылатов написал на стихи Юрия Энтина и Эдуарда Успенского, а исполнила ее Валентина Толкунова. Примечательно, что в версии, вышедшей позднее на пластинках, любимая многими новогодняя песня звучала совсем иначе, чем в мультфильме: она была медленней, инструментально насыщенней — и очень напоминала цыганочку. Сам Евгений Крылатов объяснял это тем, что музыка для мультипликации должна быть сказочной и немного условной, «игрушечной» — именно такая, какую он писал для «Простоквашина» и других мультфильмов.

«Прекрасное далёко» из фильма «Гостья из будущего», 1985

Как говорил в одном из интервью Евгений Крылатов, эта песня была «призывом, молитвой, мольбой о детях, чтобы они жили лучше, чем мы». Только увидев стихи Юрия Энтина, Крылатов понял, что «Прекрасное далёко» станет одним из самых сильных его произведений, и для усиления «молитвенного» эффекта попросил Энтина немного изменить текст. Так в киноверсии вместо «он зовет меня в чудесные края» звучат слова «он зовет меня не в райские края». Этот вариант строки не встречается больше ни в одном исполнении и ни на одной записи «Прекрасного далёка».

Видеоматериалы являются собственностьюГосударственного фонда телевизионных и радиопрограмм (Гостелерадиофонд).

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Прямые трансляции вечеров Третьяковской галереи на «Культура.РФ»

Вениамин Смехов, Александр Филиппенко и Елена Коренева помогают разобраться в искусстве

Рекомендуем посетить.

Подробнее

Вспоминаем любимого детского писателя.

Подробнее

Революция 1917 года и древнее городище Мангазея, история крушения «Титаника» и легенды северного народа.

Подробнее

Поэтические чтения, встречи с писателями и мастер-классы на площадках по всей стране.

Подробнее

Концерты и археологические выставки, фольклорные спектакли и пасхальные игры.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть