От «Щелкунчика» до «Чародеев». 7 мелодий о Новом годе

Слушаем красивую зимнюю музыку и вспоминаем ее историю.

Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»

Петр Чайковский
дописал музыку к балету «Щелкунчик» в декабре 1892 года. Тогда же прошла и премьера в Мариинке
. В «Щелкунчике» впервые на русской сцене прозвучала челеста — самый молодой ударно-клавишный музыкальный инструмент, изобретенный за 6 лет до этого французом Огюстом Мюстелем. Чайковский, покоренный нежным звучанием челесты, лично привез ее из Парижа. Для музыкальной рождественской истории она подходила как нельзя кстати. Челеста прозвучала в танце Феи Драже — на балу в Конфитенбурге. Хрустальные перезвоны и воздушный танец итальянки Антониэтты Дель-эра передавали одновременно и прелесть, и хрупкость сказочного мира.
Петр Ильич Чайковский. Танец феи Драже из балета «Щелкунчик»
00:00

Полонез из оперы «Ночь перед Рождеством»

Оперу «Ночь перед Рождеством» Николай Римский-Корсаков
создал в 1895 году. Либретто к «были-колядке» композитор написал сам — по одноименной повести Николая Гоголя
. Он ввел в сюжет много фантастического и языческого: «Увлечение мифами и соединение их с рассказом Гоголя, конечно, моя ошибка, но эта ошибка давала возможность написать много интересной музыки». Премьера «Ночи перед Рождеством» прошла в Мариинском театре в декабре 1895 года.
Полонез с хором в опере звучит, когда Вакула прилетает в царский дворец. Патетичная музыка контрастирует с другими мелодиями оперы — колядками на народные мотивы, изящным «Танцем звезд» и проникновенными ариями Оксаны и Вакулы. Во дворце идет праздничный бал — придворные в пышных платьях и париках исполняют церемониальный танец.
Николай Римский-Корсаков. Полонез из оперы «Ночь перед Рождеством»
00:00

Вальс из оперы «Елка»

Оперу «Елка» Владимир Ребиков задумал написать в начале 1900-х годов. Ее либретто создано по мотивам двух произведений — «Девочка со спичками» Ханса Кристиана Андерсена
и рождественского рассказа Федора Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Их сюжеты схожи: ребенок из бедной семьи не находит приюта в праздничный вечер и в итоге замерзает на ледяной улице.
Опера Владимира Ребикова имела большой успех: ее много раз ставили в России и за рубежом. Самой известной мелодией из «Елки» стал кульминационный вальс. Главная героиня слышала трогательную и печальную музыку во время своих чарующих видений, после которых она уже не проснулась.
Владимир Ребиков. Вальс из оперы «Елка»
00:00

Песня «В лесу родилась елочка»

Текст популярной детской песенки написала русская поэтесса Раиса Кудашева в 1903 году. Впервые стихотворение опубликовали в декабрьском номере журнала «Малютка» — он выходил в Санкт-Петербурге. Через несколько лет музыку к словам создал агроном Леонид Бекман. Он сочинил ее для своей маленькой дочки, а так как ученый не знал музыкальной грамоты, мелодию записала его жена.

«Елочка» пережила несколько рождений. В 1900-х годах она стала очень популярной рождественской песенкой, ее исполняли и на домашних праздниках, и в гимназиях, и в детских приютах. В Первую мировую войну
, когда Рождество отмечали сдержанно, мелодия немного забылась. После революции гимн религиозного праздника и вовсе был негласно запрещен. «Елочка» вернулась уже к третьему поколению советских детей — в 1930-е годы — и стала не рождественской, а новогодней песенкой.
Песня «В лесу родилась елочка». Слова Раисы Кудашевой, музыка Леонида Бекмана
00:00

Песня «Пять минут» из кинофильма «Карнавальная ночь»

В 1956 году песню про последние пять минут уходящего года слушала вся страна: фильм «Карнавальная ночь»
Эльдара Рязанова
посмотрели почти 50 миллионов советских зрителей, а сама мелодия звучала из каждого радиоприемника. Она и сегодня остается одной традиционных песен новогодних праздников.
Музыку к «Пяти минутам» написал композитор Анатолий Лепин, а слова — Владимир Лифшиц. В фильме песенка Леночки Крыловой — героини Гурченко
 — длилась пять минут и заканчивалась боем курантов. Специально для номера изготовили декорацию: огромный будильник, по бокам которого располагались музыканты из оркестра. «Карнавальные» часы тоже стали новогодним трендом на долгие годы — яркие елочные игрушки-«безпятиминутки» вскоре появились в каждом советском доме.
Песня «Пять минут» из кинофильма «Карнавальная ночь» (1956). Слова Владимира Лифшица, музыка Анатолия Лепина
00:00

Вальс из кинофильма «Метель»

Музыку к кинофильму «Метель» по одноименной повести
Александра Пушкина Георгий Свиридов написал в 1964 году. Вальс и «Тройку», «Военный марш» и «Венчание» исполняли на радио, ставили в телепрограммы. Спустя 10 лет после того как фильм вышел на экраны, Свиридов отредактировал партитуру. Она стала самостоятельным произведением — «Музыкальными иллюстрациями к повести А.С. Пушкина «Метель».
Одновременно торжественный и нежный, вальс звучит в самом начале фильма, во время бала. Здесь главная героиня — Марья Гавриловна — впервые, хоть и мельком, увидела того, с кем предстоит ей по ошибке обвенчаться. Приглушенные мотивы этой мелодии зрители слышат и в конце фильма, когда герои чудесным образом встречаются вновь и узнают друг друга.
Георгий Свиридов. Вальс из кинофильма «Метель» (1964)
00:00

«Песенка о снежинке» из кинофильма «Чародеи»

Фильм «Чародеи» по сценарию братьев Стругацких
Константин Бромберг снял в 1982 году. Его показали по телевидению в последний день уходящего года. Музыку к картине написал Евгений Крылатов, а текст песен — Леонид Дербенев. Позже все композиции на одной пластинке выпустила фирма «Мелодия»
.

Одним из музыкальных символов Нового года стала «Песенка о снежинке», или «Снежинка», из кинофильма «Чародеи». Песню о том, как правильно загадывать желание в волшебную полночь, спела Ольга Рождественская с вокально-инструментальным ансамблем «Добры молодцы». «Снежинка» стала появляться в голубых огоньках, на праздничных дискотеках и даже детских утренниках. И вот уже больше трех десятков лет звучит перед Новым годом на всех радиостанциях и телеканалах.
«Песенка о снежинке» из кинофильма «Чародеи» (1982). Слова Леонида Дербенева, музыка Евгения Крылатова
00:00
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна