О чем рассказывают иконы зимних праздников

Январь богат на важные православные праздники. Рассмотрим в деталях их иконы из собраний музеев страны.

Рождество Христово

Когда: 7 января (25 декабря по старому стилю)
Что празднуем: рождение Иисуса Христа
Иван Марков. Рождество Христово (фрагмент). 1701. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Иван Марков. Рождество Христово. 1701. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Иван Марков. Рождество Христово (фрагмент). 1701. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Иконы Рождества бывают двух вариантов — лаконичные и развернутые, с подробностями. Взглянем на икону из Русского музея
1701 года: здесь деталей мало. Иконописец Иван Марков строго следует тексту Нового Завета: в небесах поют ангелы, Святое семейство в пещере, Младенец лежит в деревянных яслях с ножками, как у кровати. По сторонам Марии и Иосифа стоят пастухи, которые пришли поклониться новорожденному. Ниже — хронологически предшествующий эпизод: пастухам является ангел и рассказывает о чуде. Прелесть иконе придают крошечные белые козы и овцы, которые резвятся на зеленой травке под ногами у персонажей.
Рождество Христово. XVIII век. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Великий Новгород
Рождество Христово (фрагмент). XVIII век. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Великий Новгород
Рождество Христово. XV век. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Сергиев Посад
Намного чаще встречаются иконы, которые полны деталями из апокрифов — религиозных текстов, не вошедших в библейский канон. Такова, например, икона из Новгородского музея
(XVIII век). Волхвы на конях следуют за путеводной Вифлеемской звездой, а потом в пещере склоняются перед Младенцем и приносят ему дары. А вот новые подробности: старик, олицетворяющий «дух сомнения», искушает Иосифа вопросом, возможно ли непорочное зачатие (здесь слева); над ними еще один Иосиф — он спит, а ангел его предупреждает о грядущем избиении младенцев. Само убийство новорожденных детей на этой иконе изображено в нижней части: обратите внимание на царя Ирода, который сидит на троне и отдает приказ. Также мы видим, как от избиения спаслись Дева Мария с Иисусом (они уезжают на белом осле, это сцена называется «Бегство в Египет»), а также маленький Иоанн Креститель на руках у матери Праведной Елизаветы (перед ними расступилась скала, внутри которой они спрятались).
Типичная деталь иконы — центральная фигура Богоматери на красном ложе, хотя, как вы видите, это условие соблюдается не всегда. Еще в иконах Рождества обычно изображают двух женщин, которые готовятся окунуть новорожденного Иисуса в круглую купель — это повитухи Гелома и Саломея. Последняя не поверила, что Мария после родов осталась девушкой, и решила проверить. Из-за этого у нее иссохла рука, но потом она покаялась, дотронулась до пеленок новорожденного Христа и исцелилась.

Собор Пресвятой Богородицы

Когда: 8 января (26 декабря по старому стилю)
Что празднуем: благодарность Деве Марии, родившей сына днем ранее
Собор Богоматери (фрагмент). Конец XIV — начало XV века. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Собор Богоматери. Конец XIV — начало XV века. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Собор Богоматери (фрагмент). Конец XIV — начало XV века. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слово «собор» в названии праздника и посвященной ему иконы означает не «храм», а собрание, если точнее — собрание верующих, поклоняющихся Деве Марии и возносящих ей хвалу. С первого взгляда это не очевидно, но икона «Собор Пресвятой Богородицы» — это еще и символический вариант «Рождества Христова». Перед Марией и Младенцем здесь собрались пастухи, волхвы и ангелы.
Две необычные косматые фигуры — это аллегории Земли и Пустыни. Они протягивают Богоматери свои дары, без которых немыслимо Рождество — вертеп и ясли. Эти дары они преподносят строго в соответствии с текстом Иоанна Дамаскина (VIII век), иллюстрацией которого является икона. А внизу обычно писали торжественное рождественское богослужение, на котором присутствовали хор певцов, богословы — Отцы Церкви и гимнографы, патриархи, цари.

Обрезание Господне

Когда: 14 января (1 января по старому стилю)
Что празднуем: обряд обрезания и имянаречения Иисуса
Обрезание Господне. Албанская икона. 1760–1780. Национальный музей средневекового искусства, Корча
Обрезание Господне. XVIII–XIX века. Kunsthandel Maik Günther, Кельн, Германия
Сретение. XV век. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
По ветхозаветному закону на 8-й день после Рождества Младенцу обрезали крайнюю плоть и дали имя. Этот обряд подтвердил принадлежность Иисуса к народу Авраама, то есть его право быть Мессией. Также он считается прообразом Крещения
 — знаком завета, заключенного с Господом.
Иконы и фрески со сценой Обрезания Господня встречаются крайне редко, и никаких загадочных деталей на них не бывает. Мы видим Марию и Иосифа, которые принесли Иисуса, а также священника с инструментами, склоняющегося над ребенком чтобы произвести операцию. Иногда на этой иконе также пишут фигуру святого Василия Великого (IV век), потому что его память празднуется в тот же самый день.
Не путайте этот сюжет с популярной иконой «Сретение», на которой изображено другое принесение Младенца в Храм, на 40-й день после Рождества — на этот раз для благодарственных жертв и посвящения первенца Богу. К Иисусу тут тоже склоняется священник, но у него уже есть имя — это ветхий Симеон Богоприимец, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Мессию.

Крещение Господне

Когда: 19 января (6 января по старому стилю)
Что празднуем: Богоявление
Крещение. Около 1408 года. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Крещение (фрагмент). Около 1408 года. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Богоявление с предстоящими святыми. Конец XVIII–начало XIX века. Рыбинский музей-заповедник, Рыбинск
Когда Иоанн Креститель совершал обряд крещения над Иисусом, стоящим в водах реки Иордан, на того сошел Святой Дух и раздался глас Бога-Отца, который произнес «Сей есть Сын Мой возлюбленный». То есть в этот момент впервые новозаветная Троица явилась на земле в трех лицах. Именно поэтому праздник Крещения также называется и Богоявлением. На некоторых иконах это можно разглядеть в подробностях — в небесах пишут фигуру Бога-Отца, а в нисходящем от него луче света — голубя Святого Духа.
Однако на иконе из Русского музея, входившей в Васильевский иконостас (приписывался Андрею Рублеву) этих деталей нет. Во-первых, она такая древняя, что золотой луч и белый голубь со временем истерлись. Во-вторых, Бога-Отца здесь не написали — его символизирует лишь темно-синий полукруглый сегмент неба у верхнего края иконы.
Помимо ангелов, которые стоят на берегу и держат в руках покровы, будто полотенца, в волнах реки Иордан можно заметить загадочные фигуры. Мужчина — это персонификация Иордана, а женщина — моря. Они возникли в этой иконе, потому что в числе гимнов праздника есть псалм со строками «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять».
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна