Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Неузнаваемая Серебрякова: 7 мужских портретов

Женщины на портретах Зинаиды Серебряковой обладают неуловимым сходством — они тонкие, изящные, с огромными глазами. И все чуть-чуть похожи на саму художницу, благодаря чему ее авторство угадывается сразу. А как обстоит дело с мужскими образами? Ко дню рождения художницы вспоминаем портреты, выпадающие из «фирменного стиля», вместе с Софьей Багдасаровой.

БОРИС СЕРЕБРЯКОВ (1913)

Рыжеватый блондин с бородой — муж художницы, поэтому появляется во многих ее произведениях. Будущие супруги выросли вместе — Борис Анатольевич Серебряков приходился Зинаиде двоюродным братом. Однако, в отличие от многих членов клана Бенуа-Лансере-Серебряковых, он не стал заниматься искусствами, а окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения. На портрете Борис изображен в форменном костюме по ведомству Министерства путей сообщения — через год его пошлют строить железную дорогу Иркутск — Бодайбо. В 1919 году Борис умер от тифа, оставив Зинаиду с четырьмя детьми на руках. Больше замуж она не выходила.

ИГНАТ ГОЛУБЕВ (1914)

Крестьянин Игнат Дмитриевич Голубев работал плотником и «мастером на все руки» у семьи Серебряковых в селе Нескучном Харьковской губернии. Его дочь вспоминала, какие хорошие хозяева это были: «у них продукты никогда не прятали под замки». Художница написала его портрет в 1914 году — в этот период она активно работала над своим крестьянским циклом, в котором половина жителей Нескучного могли бы опознать себя. Еще раз Голубева мы встретим на ее картине «Крестьяне. Обед» из собрания Русского музея.

СЕРГЕЙ ИВАНОВ (1941)

Художник Сергей Петрович Иванов, известный в Париже как Serge Ivanoff, происходил из купеческой семьи, был учеником Осипа Браза и Дмитрия Кардовского. В эмиграции оказался в 1922 году, перейдя пешком финскую границу. Там он напечатал на французском книгу «Голод в большевистской России» с документальными рисунками. За границей жизнь задалась — он стал достаточно популярным портретистом, работал в лучших журналах, пятнадцать лет прожил в США, а потом вернулся во Францию. Скончался Иванов в 89-летнем возрасте. С Серебряковой, также учившейся у Браза, этого темпераментного человека связывала дружба, он помогал ей советами по обустройству в эмигрантской жизни и, в свою очередь, тоже написал ее портрет.

СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ (1926)

Портрет написан, когда Серебрякова уже два года как оказалась в эмиграции, Прокофьев же уехал еще в начале 1918 года. И в 1926 году, когда написан портрет, еще не думает возвращаться, хотя в Ленинграде в Мариинском театре ставят его «Любовь к трем апельсинам», а годом ранее он написал балет «Стальной скок» про молодую Советскую республику. Кроме портрета композитора художница написала его трехлетнего сына Святослава.

ПЕТР ШИЛЬДКНЕХТ (1955)

Петр Николаевич Шильдкнехт был сыном императорского архитектора и стал театральным художником. В 1924 году он эмигрировал из Советского Союза. Через два года — он арт-директор на съемках «Андалузского пса» Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали. В историю кино он вошел под именем Пьер Шильд. В числе прочего, он работал декоратором на съемках фильмов Марка Соркина и Вильгельма Георга Пабста. Когда сын Серебряковой Александр искал заработок, Шильдкнехт нашел ему работу в кино.

СЕРЖ ЛИФАРЬ (1961)

Знаменитый танцовщик эмигрировал в 1923 году по приглашению «Русского балета» Дягилева. Во время написания портрета ему уже 56 лет — время былой славы (и былой стройности), конечно, позади, однако необыкновенное обаяние артиста никуда не исчезло. Серебрякова писала о сеансах позирования дочери: «Больше всего мы с ним говорили о Пушкине — у него ведь в собраньи подлинные письма Пушкина к Наталье Гончаровой! Он издал сам книгу с полным текстом этих писем, устраивал здесь выставку в 1937 году Пушкинскую, а затем Лермонтовскую… Лифарь ездил весной в СССР, рассказывал с восторгом обо всем, что видел чудного в музеях и городах».

ЕВГЕНИЙ ЛАНСЕРЕ (1915)

А напоследок — портрет, в котором рука Серебряковой узнается сразу. Он даже кажется очередным автопортретом художницы, к которому пририсованы усы и бородка. Ничего странного в этом нет — на картине изображен ее родной брат художник Евгений Лансере. На нем шинель и папаха — он собирается на фронт Первой мировой войны, как и многие другие деятели искусств. После революции он останется в Союзе, будет работать и преподавать в Тифлисе и Москве и даже избегнет репрессий.


смотрите также


Прямая трансляция 28 февраля, в 19:00. Концертный зал имени П. И. Чайковского.

П. Чайковский – «Опричник»

Награждение турецкого писателя литературной премией.

Подробнее

Новая интерпретация комедии Николая Гоголя от театра Александра Калягина.

Подробнее

Вышло масштабное обновление проекта.

Подробнее

Предлагаем посетить культурные мероприятия региона в марте.

Подробнее

Показы на сценах и в кинозалах, образовательные программы — и лучшие постановки прошлого сезона.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть