Картина в деталях: «Три царевны» Виктора Васнецова

Когда в начале 1880-х годов Виктор Васнецов
впервые выставил свою работу «Три царевны подземного царства», публика не поняла замысла художника. Какова история этих персонажей, где находится подземное царство и почему царевны такие разные? Разбираемся в сюжете малоизвестной сказки с Елизаветой Боровиковой.

Полотно для предприятия

Картину «Три царевны подземного царства» в 1880 году заказал Виктору Васнецову меценат Савва Мамонтов
 — один из самых богатых людей Москвы, который страстно любил искусство. Он был владельцем усадьбы Абрамцево
, где в 1870–1910-х годов гостили и работали многие художники: Виктор Васнецов, Михаил Врубель
, Николай Рерих
и другие живописцы.
В 1878 году Мамонтов построил Донецкую каменноугольную железную дорогу, а кабинет правления нового предприятия решил украсить картинами молодого художника Виктора Васнецова.
Первая картина должна была изображать далекое прошлое Донецкого края, вторая — сказочный способ передвижения и третья — царевен золота, драгоценных камней и каменного угля — символ богатства недр пробужденного края.
Всеволод Мамонтов, сын мецената
Васнецов написал для Мамонтова три работы: «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет» и «Битва скифов со славянами». Однако Правление железной дороги сочло сюжеты недостаточно серьезными для деловой обстановки крупной компании, и картины у Васнецова не приняли.

По мотивам старой сказки

Картину Васнецов создал по мотивам русской народной сказки «Три царства — медное, серебряное и золотое». По сюжету в ней Иван-царевич спустился в подземное царство, чтобы освободить свою мать, царицу Анастасью Прекрасную, которую похитил злодей Ворон Воронович. По дороге царевич встретил пленниц Ворона (в некоторых редакциях сказки — дочерей) — Медную, Серебряную и Золотую царевен. Девушки подсказали Ивану, как освободить мать, и в благодарность герой забрал их с собой. Вернувшись домой, он женился на Золотой царевне, а ее младших сестер выдал замуж за своих старших братьев.

Золотая царевна

По сюжету сказки Золотая — самая красивая из царевен подземного царства. Из сказки Васнецов позаимствовал только этого персонажа, а образы двух других героинь с его полотна в русском фольклоре не встречаются.
Золотая царевна изображена одетой в ферязь — распространенный в допетровской России тип одежды с рукавами до пола, в которых есть прорези для рук. На голове у нее коруна. Этот головной убор могли носить только незамужние девушки: макушка оставалась открытой, что для семейной женщины было недопустимо. Обычно коруна была элементом свадебного наряда.

Царевна Драгоценных камней

Художник хотел, чтобы его персонажи олицетворяли богатства недр Донецкого края, и создал новый для русского искусства образ — царевну Драгоценных камней. Ее художник тоже одел в ферязь и длинную шелковую рубаху. На руках у нее опястья — расшитые тканые нарукавники, элемент русского национального костюма, а голову украшает невысокий венец. В средней полосе России такой убор называли «девичьей красой».
Вторая половина XIX века — это эпоха историзма, когда русские художники тщательно изучали народный быт, традиционные костюмы, фольклор своей страны. Хотя живописцам не всегда удавалось добиться исторической достоверности в деталях, они стремились как можно точнее передать в произведениях колорит эпохи.

Царевна Каменного угля

Поскольку картина предназначалась для кабинета Правления железной дороги, Васнецов решил написать царевну Каменного угля: черное золото в то время обеспечивало движение поездов.
В отличие от старших сестер, младшая царевна изображена в современном для тех лет приталенном платье с коротким рукавом. Древнерусская красавица не могла бы появиться на людях с открытыми руками и непокрытой головой — этим противопоставлением художник подчеркнул, что полезные свойства каменного угля люди открыли лишь недавно. Это ископаемое будущего, а золото и драгоценные камни — «валюта» прошлых веков.
…Что же касается меня лично, то я просто влюбился в черненькую, прелестна и золотая, но немного горда; одежда на последней, по-моему, сделана так, что ничего нет на выставке, что бы сравнилось по широте письма и натуральности…
Виктор Васнецов. «Письма. Дневники. Воспоминания»
Васнецов выделил царевну Каменного угля и композиционно: она стоит в отдалении от других девушек и отделена от них контуром скалы. Вместе с особенным нарядом эти художественные приемы подчеркивают разницу между персонажами и их принадлежность к разным эпохам.

Сказочные сюжеты и неорусский стиль в творчестве художника

Виктор Васнецов. Аленушка (фрагмент). 1880–1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Виктор Васнецов. Витязь на распутье (фрагмент). 1882. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Виктор Васнецов. Иван-царевич на Сером волке (фрагмент). 1889. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Три картины, написанные для Мамонтова, во многом определили дальнейшее творчество Виктора Васнецова: с этого момента он часто создавал полотна на сюжеты русских народных сказок
и былин.
Благодаря картинам «Витязь на распутье», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке» художник получил признание среди коллекционеров и меценатов: Васнецову удавалось воплотить мотивы русского фольклора в понятных для тех лет образах. Он даже проектировал здания в неорусском стиле — например, пристройку главного входного зала к Третьяковской галерее
в Лаврушинском переулке, которая стала визитной карточкой музея.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна