Войти Версия для слабовидящих

Из Петербурга в Москву. О первых столичных вокзалах

Константин Тон был учеником Андрея Воронихина и одним из любимых архитекторов Николая I. Он построил первый в России вокзал — Царскосельский — и две главные станции на Николаевской железной дороге, в Петербурге и Москве. Вместе с порталом «Культура.РФ» вспоминаем 7 фактов о столичных вокзалах.


1. Первая в России большая железная дорога — Николаевская — соединила Петербург и Москву. Ее строительство началось в 1843 году. Архитектор Рудольф Желязевич создал проекты промежуточных станций и предложил эскиз петербургского вокзала, однако его не приняли. На проекты зданий столичных вокзалов объявили конкурс, в котором участвовали Александр Брюллов, Николай Ефимов и Константин Тон.

Николай I выбрал проект Константина Тона. Возможно, решающим фактором стало то, что архитектор уже строил железнодорожные станции. Возведенный по его проекту деревянный Царскосельский вокзал был красивым и удобным для пассажиров: в 1849–1852 годах его перестроили в камне.

2. Вокзалы в Москве и Петербурге начали строить одновременно — в 1844 году. Перекресток Невского и Лиговского проспектов, где построили здание вокзала, в те годы был окраиной Северной столицы. По первому проекту архитектурный комплекс петербургского вокзала включал еще два симметричных здания — таможню и жилой дом. Однако от строительства жилого дома позже отказались.

В Москве вокзал решили возводить на пустыре у Каланчевского поля. С конца XVII века до пожара 1812 года здесь располагался Новый полевой артиллерийский двор — завод и склад пушек и снарядов.

3. Константин Тон руководил работами по возведению вокзалов не все время. Строительство Николаевской железной дороги курировал граф Клейнмихель — главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий. Он отстранил Тона от должности инспектора станционных зданий после спора о деталях строительства. Его пост занял Рудольф Желязевич.


4. Проекты столичных вокзалов были идентичны: здания в стиле неоренессанса с двухъярусной башенкой посредине и большими венецианскими окнами. Первым достроили в 1849 году здание в Москве. Сначала этот вокзал назывался Санкт-Петербургским, а после смерти Николая I в 1855 году стал Николаевским. В советское время его переименовали в Ленинградский.

5. Первые столичные вокзалы были похожи по внешнему виду и внутреннему устройству: на первом этаже зданий располагались просторные вестибюли, залы для пассажиров и особые императорские апартаменты. На втором — служебные квартиры железнодорожников. Интерьеры вокзалов отличались особой изысканностью: полы были выполнены из дубового паркета, печи — из мрамора. Первым начальником Московского вокзала в Санкт-Петербурге был Николай Миклухо, отец будущего известного путешественника Николая Миклухо-Маклая.


6. Первый поезд отправился из Санкт-Петербурга в Москву 19 августа 1851 года. Его пассажирами были Николай I, его семья, два батальона гвардейцев. Николай I опасался переездов через железнодорожные мосты, поэтому переходил их пешком.

Путь занял 19 часов. Железная дорога между двумя столицами стала первой казенной двухпутной железной дорогой в Российской империи. На тот момент она была самой длинной в мире: ее протяженность составила 604 версты — 645 километров. Дорогу строили по проекту инженеров Павла Мельникова и Николая Крафта.

7. Через три месяца после первой поездки железнодорожное движение стало регулярным. Билеты стоили дорого, поэтому пассажиры, которые не могли позволить себе удобное купе, ехали в товарных вагонах или на открытых платформах. Для покупки билета нужно было подать специальное прошение и предъявить паспорт, данные из него переписывали в специальную книгу. В документе делали отметку «К отъезду препятствий нет», и только тогда можно было купить билет. До специального звонка пассажиры находились в комнатах ожидания, причем дамы — отдельно от мужчин.

Столичные вокзалы Константина Тона продолжали работать и много лет спустя, когда железнодорожное движение стало более интенсивным и количество пассажиров выросло в несколько раз.

смотрите также


Празднуем Международный день объятий

В объятиях героев советского кино

Виват, Дмитрий Харатьян!

Видеоролик из образов любимого актера

Ко дню рождения Валентина Серова

Виртуальная галерея знаменитых работ художника

Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Пусть будет лучшим Новый год!

«Культура.РФ» поздравляет с Новым годом и Рождеством!

Семен Фарада

Формула нашей любви

Танцевальные, театральные и музыкальные фестивали, цирковые шоу и выставки.

Подробнее

Выбираем выставки февраля вместе с порталом «Культура.РФ».

Подробнее

Мы подготовили для вас подборку интересных событий Петербурга на этих выходных.

Подробнее

Планируемые даты проведения выставок — с апреля по июль 2017 года.

Подробнее

20 января в ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается фестиваль «Пятницы в Пушкинском».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть