Ролан Быков

Он превращал каждую роль в настоящий праздник актерского искусства. Его режиссерская фантазия была неистощимой. Как продюсер он взял на себя ответственность за весь детский кинематограф в нашей стране. Он одаривал своим талантом всех, кого встречал на своем пути. У многих картин, над которыми он работал в том или ином качестве, складывалась сложная судьба. Но все они любимы и по сей день. Сегодня мы пересматриваем фильмы режиссера и актера Ролана Быкова
.

«Женитьба Бальзаминова»

Фильм интересен не столько историей сватовства, сколько бенефисными актерскими работами. Константин Воинов собрал звездный коллектив актрис и каждой из них предложил по роли, менявшей сложившееся амплуа и позволившей от души повеселиться и покрасоваться в ярких и богатых нарядах XIX века. Глядя на них, не перестает радоваться и зритель.

«Звонят, откройте дверь!»

Александр Митта
снял картину, которая вошла в кинематографическую историю. Ученица пятого класса Таня живет в коммунальной квартире одна, за ней присматривает соседка, а мама уехала навестить папу-геолога. Таня влюблена в пионервожатого — десятиклассника. Чтобы получить одобрение Пети, девочка старается быть активисткой во внеклассной жизни и занимается поиском первых пионеров. Во время поисков Таня знакомится со своим сверстником Геной. Отчим Гены, Колпаков (Ролан Быков), помогает Тане разобраться в семейных обидах.
Папа римский Павел VI присудил картине почетную медаль и рекомендовал ознакомиться с фильмом всем честным католикам.

«Айболит-66»

«Первая картина театральной киноэстетики» — так отозвался о собственном фильме его режиссер и исполнитель одной из главных ролей Ролан Быков. Более того, Быков считал, что как режиссер в кино он пришел именно с этой картиной — веселой, эксцентричной комедией о настоящей дружбе и о победе добра над злом.

«Андрей Рублев»

В фильме Андрея Тарковского
появляется и Ролан Быков. Свою роль скомороха он самостоятельно продумывал до мелочей: сам готовил танцы, сам создавал свой костюм, сам сочинял присказки и частушки, хотя последнее было вызвано скорее тем, что реальные частушки того времени, как оказалось, содержали огромное количество ненормативной лексики.

«Внимание, черепаха!»

Этот детский фильм был объявлен антисоветским. Дело в том, что чиновники усмотрели в некоторых сценах намек на ввод советских войск на территорию Чехословакии в 1968 году. Причиной такой неожиданной реакции послужил кадр, где дети кладут черепашку под танк. А также тот факт, что слова «Чехословакия» и «черепаха» начинаются с одинаковой буквы. Картину спасло вмешательство Сергея Герасимова
.
А уже в 1971 году фильм «Внимание, черепаха!» получил массу кинопремий. Его успех был настолько ошеломляющим, что даже сформировалась традиция — показывать этот фильм по центральному телевидению каждое 1 сентября.

«Ехали в трамвае Ильф и Петров»

Черно-белый телефильм составлен из рассказов, очерков, фельетонов и записных книжек Ильфа и Петрова. Авторы высмеивают чванливость и мещанство общества. Каждый персонаж этой истории считает себя центром мироздания. В этом фильме сыграла целая плеяда звезд. Но в мозаике замечательных персонажей выделяются два актера, добавляющие к иронии Ильфа и Петрова свою собственную иронию, — Иннокентий Смоктуновский
и Ролан Быков.

«Корона российской империи, или снова неуловимые»

Последний фильм трилогии Эдмонда Кеосаяна
о юных борцах с белогвардейщиной и бандитами. Увы, но получившийся в итоге фильм был встречен критиками довольно прохладно, хотя в нем задействован впечатляющий актерский состав. Вместе с Арменом Джигарханяном
, Владимиром Ивашовым, Ефимом Копеляном
, принимавшими участие в предыдущих фильмах трилогии, Кеосаян пригласил Ролана Быкова.

«Проверка на дорогах»

Этот фильм — попытка реабилитировать в общественном сознании людей, попавших в плен к фашистам. Попытка довольно смелая, и режиссер Алексей Герман
, для которого это была первая самостоятельная работа, дорого поплатился за нее. Фильм, полностью снятый в 1970 году, увидел свет только в 1985-м. Роль командира партизанского отряда блистательно сыграл Ролан Быков

«Обыкновенная Арктика»

Премьера картины состоялась в 1976 году — время, когда ажиотаж по поводу освоения арктических земель несколько угас: человек уже осваивал новое пространство — космическое. Но остался романтизм профессии полярника, и очень редко кинематографисты, писатели и художники говорили о скуке и рутине будничной жизни обитателей Арктики. В этом плане картина Алексея Симонова
, в которой автор рассказал и о самых неприглядных сторонах работы полярной станции, стоит особняком в ряду фильмов об Арктике.

«Подранки»

Подранки — это раненные на охоте звери, которых поймать очень сложно, так как они остервенело цепляются за жизнь. Подранки — самые опасные звери и самые несчастные. Но зрители, пришедшие на премьерный показ фильма «Подранки» на Каннском кинофестивале, не знали точного значения слова и совершенно не представляли себе, о чем будет фильм. Беспечные, веселые, нарядные люди уходили, прикрывая программками заплаканные глаза, потому что увидели то, чего никогда не должно было случиться.

«По семейным обстоятельствам»

Двухсерийный фильм Алексея Коренева до сих пор остается хитом отечественного телепоказа. Сюжетная коллизия картины актуальна в нашей стране по сей день. Когда под одной крышей живут родители, взрослые дети и даже внуки, конфликты неизбежны. А анекдоты про тещу недаром входят в число самых популярных. Вдобавок к общему оптимизму картины успех ей обеспечили замечательные актерские бенефисы. Например, один из самых любимых зрителями эпизод — знаменитый выход Ролана Быкова в роли логопеда, страдающего дефектами речи. «Кто у нас буфет — мальчик или февочка?»

«Чучело»

Казалось, что все против фильма «Чучело». Худсовет Госкино, находившийся в натянутых отношениях с язвительным Роланом Быковым, только и делал, что искал повод закрыть картину. И все-таки работа вышла на экран. Общество почти мгновенно разделилось на два лагеря. На тех, кто ругал Быкова за то, что он якобы опозорил советских детей, и на тех, кто восхищался смелым и дерзким подходом режиссера. Не было только равнодушных. Но их и не могло быть. Фильм «Чучело» не может оставить равнодушным, ведь он обо всем сразу: о дружбе и предательстве, о боли и счастье, о жестокости и прощении, но самое главное — это фильм о любви.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна