Войти Версия для слабовидящих

Инна Чурикова: «Я всегда мечтала играть мужские роли — Гамлета, Мышкина»

От Бабы-яги до Жанны д’Арк. Каждая роль Инны Чуриковой — уникальный образ. Сама актриса признается, что ей было бы интересно сыграть мужские роли, а особенно — Гамлета и князя Мышкина.

Фотография: tv.akado.ru


Начало

Потребность в публике и самовыражении Инна Чурикова ощутила еще в детстве, хотя семья у девочки была не творческая. Родители работали в сельхозакадемии — сначала в башкирском городе Белебее, где родилась Инна, а затем в Подмосковье и Москве.

Впервые на сцену Чурикова вышла в детском летнем лагере, а театральный опыт получала в молодежной студии при Театре имени Станиславского. Пошла за компанию с подружкой, которой, к слову, в приеме отказали. И хотя руководители Лев Елагин и Александр Аронов предрекали ей блестящее будущее, с театральным вузом сложилось не сразу.

Сказочный успех


В Школу-студию МХАТ молодую актрису не приняли, а поступила она в училище имени Щепкина. Первые кинороли Инны Чуриковой пришлись на студенческие годы — картина «Тучи над Борском» 1960 года, эпизод в фильме «Я шагаю по Москве» в 1963-м и роль Марфуши, которая принесла первую известность характерной актрисы. Попала на съемочную площадку к Александру Роу студентка случайно. Изначально роль Марфушечки-душечки должна была сыграть Тамара Носова, но в институтских коридорах ассистент режиссера увидела Чурикову и привела ее на съемочную площадку. На пробах обе актрисы грызли орехи. Чурикова зубов не жалела — и показалась режиссеру убедительнее.

«В Инне Чуриковой мне интересна ее неповторимость. Она необыкновенно выразительна. Я верю каждому ее движению, взгляду. Верю ее глазам. Никогда не забуду, как она угощала своего любимого: «Ешьте, это птица», как держалась, смотрела на него. И — делалась красивой! Талант делает человека красивым».

Фаина Раневская


Условия съемок сказки были далеки от сказочных. Действительно замерзая от холода на Кольском полуострове в момент знакомства с «Морозко», актрисе пришлось без единой слезинки грызть вместо яблок лук, который положил в корзину экономный реквизитор. Киносказка попала в прокат Великобритании, ГДР, США, Мексики, Финляндии, Чехии. Посол Чехословакии Ярослав Башта за роль Марфушечки вручил Чуриковой серебряную медаль Масарика. Сама же актриса, увидев снятый фильм, расстроилась и решила больше в кино не сниматься.

Но экранная судьба на тот момент складывалась легче театральной. Предлагали пусть роли и небольшие, но в фильмах интересных и с достойным актерским составом: «Стряпуха», «Тридцать три», «Старшая сестра», «Неуловимые мстители».

Лиса, Баба-яга… Жанна д’Арк

Театр для себя Инна Чурикова нашла не сразу. В итоге это оказался столичный ТЮЗ. Была и серьезная психологическая роль в спектакле «За тюремной стеной». Но в первую очередь — три года образов для юного зрителя. Приходилось и Лисой на сцену выходить в «Зайке-зазнайке», и Бабой-ягой в «Двух кленах».

После того как сняли телеверсию по пьесе Шварца, Глеб Панфилов пригласил Инну Чурикову в свой дипломный фильм «В огне брода нет» на главную роль — медсестры Тани Тёткиной. Начинающий режиссер искал естественность, непосредственность, правдоподобность — и увидел глаза Инны Чуриковой. Фильм получил главный приз фестиваля в Локарно, а творческий союз режиссера и актрисы стал со временем союзом семейным.


Еще одна Баба-яга, но уже в фильме «Начало». Паша Строганова — играющая в самодеятельном театре. Провинциальная девушка, в которой режиссер разглядел Жанну д’Арк. История почти автобиографическая, о чем и говорят фотографии Чуриковой в картине. Сценарий создавался специально для нее.

Но не все планы удавалось воплотить. Актриса и режиссер уже тогда задумали большой фильм про Орлеанскую деву. Был и сценарий, и образ Жанны, вошедший в «Начало». Но большой фильм о ней так и не состоялся. Сама же киноистория на стыке эпох стала настоящей сенсацией. Чурикову называли лучшей актрисой года, она получила «Золотого льва святого Марка» Венецианского фестиваля.

Продолжение

«Начало» — это признание в любви режиссера Глеба Панфилова своей музе Инне Чуриковой», — написано на официальном сайте режиссера, и, в отличие от Паши, Инна не знала, что такое, когда предложений на новые съемки нет, из-за слишком уж «специфической внешности».

«…Лицо Инны, ее глаза, ее талант, ее внутренний трагизм и внутренняя сила — это нечто особое. Если вы видели ее в театре, то могли ощутить, что даже на сцене у нее есть крупный план. Причем не только визуальный крупный план, когда с балкона видны ее глаза. Хотя, естественно, я не вижу их так, как вижу на экране. У нее есть феноменальный дар — «крупный план» голоса. Ее голос соответствует силе и неповторимости ее взгляда, выражению ее лица. Все вместе дает поразительный эффект».

Глеб Панфилов


«Прошу слова», «Васса», «Ребро Адамово», «Курочка Ряба», «Курьер», «Плащ Казановы», «Идиотъ»... Инна Чурикова снималась у разных режиссеров. Много и успешно. Вера Николаевна из «Военно-полевого романа» была признана лучшей женской ролью 34-го Берлинского кинофестиваля. В 1984 году в основной программе состоялась премьера фильма, а Инна Чурикова получила «Серебряного медведя». Показывая фокусы, когда хочется плакать. Будучи экранной женой Нетужилина или того самого Мюнхгаузена, актриса превращает любую роль если не в главную, то в яркую и заметную.

Время «Ленкома»


В 1974 году Инна Чурикова пришла в «Ленком». В спектакле «Тиль Уленшпигель» сыграла сразу трех героинь — любимых девушек Тиля. Успех комедии по пьесе Шарля де Костера в постановке Марка Захарова превзошел все ожидания. И на многие годы «Тиль» с Николаем Караченцовым и Инной Чуриковой стал одной из визитных карточек «Ленкома».

«…Я бесконечно благодарен Инне Михайловне за наш долгий совместный путь. Я многому научился у этой великой актрисы. Ее божественные импровизации, где высокая трагедия парадоксальным образом соседствует с комедийной стихией, легли в основу многих спектаклей «Ленкома». Спасибо».

Марк Захаров


Последовали и новые роли: Офелия и Гертруда в «Гамлете», Антонида Васильевна в постановке «Варвар и еретик», Аркадина в «Чайке», Фекла Ивановна в «Женитьбе», Филумена в «Городе миллионеров», Алиенора Аквитанская в «Аквитанской львице», жена по найму в спектакле «Tout paye, или Все оплачено». Инна Михайловна оставляла сцену лишь на год, когда у них с Глебом Панфиловым родился сын. Иван тоже мечтал стать актером, но выучился на дипломата. И все же в 2008 году снялся в картине отца «Без вины виноватые» вместе с мамой, Инной Чуриковой. Как раз тот случай, когда кино — дело семейное.

смотрите также


  • 2003
  • Документальное
  • Татьяна Скабард
  • 39 мин
  • 2003
  • Документальное
  • Валентина Куликова-Толчан
  • 28 мин
Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть