Войти Версия для слабовидящих

Анатолий Белый: «Прекрасно понимаю, что кому-то вся эта поэзия вообще по барабану, но я хотя бы попытался…»

Анатолий Белый. Фото Евгении Бабской.

Он — востребованный актер театра и кино, его голосом озвучены более 50 голливудских картин, спектакли с его участием неизменно собирают аншлаги. Отзывы поклонниц в интернете характеризуют Белого как актера с «чертовским обаянием», «аристократической внешностью» и «проникновенным голосом». Анатолий Белый — один из лауреатов премии Благотворительного фонда Олега Табакова «За способность открывать новые возможности актерского искусства в познании причудливых изгибов человеческой психики». Сегодня Анатолий — еще основатель и идеолог проекта «Кинопоэзия», о котором он рассказал Дарье Калачевой, сравнив себя с главным героем произведения Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки».

— В чем суть и отличие проекта «Кинопоэзия»? Насколько его продвижению помогает раскрученный бренд «Анатолий Белый»?

— Я не могу назвать свое имя «раскрученным брендом». Мое имя у многих ассоциируется с чтением стихов и МХТ имени Чехова. Я думаю, эти ассоциации идут только на пользу моему проекту. А если кто-то запомнил меня по кино, то это тоже хорошо для проекта в целом.

Основное отличие «Кинопоэзии» — это то, что мы интерпретируем поэзию в кинематографе. Нашей целью является создание жанра поэтического фильма как такового. Профессиональные кинорежиссеры, актеры, музыканты и деятели культуры создают каждый раз отдельное художественное произведение, раскрывающее смысл, атмосферу и идею того или иного стихотворения. Мы хотим, чтобы это стало отдельным жанром искусства и новым инструментом в изучении и, пожалуй, самое главное, привитии любви к русской поэзии в школах и вузах.
«Я не идеалист и прекрасно понимаю, что кому-то вся эта поэзия вообще по барабану, но я всегда помню фразу из фильма Милоша Формана, когда Макмерфи — Джек Николсон не смог сдвинуть с места огромную тумбу с раковиной, он сказал: «Ну я хотя бы попытался»».


— Вы, действительно, рассчитываете на популярность в школах и вузах? Ведь новое поколение, увы, практически не читает книги, не понимает старое наивное кино, не высиживает несколько часов в театре. У них другое восприятие реальности.

— Сейчас великая русская поэзия лежит мертвым грузом отдельно от развития общества, мы летим вперед, в будущее, не захватив с собой при этом незаменимый духовный багаж. А без этого наши дети окажутся в очень скором времени на грани нравственной катастрофы. Хотя мы сами уже близки к этому. Я твердо убежден, что поэзия может быть прекрасным лекарством от этого. Вот мы ее и приближаем к людям тем средством, которое им стало близко, — визуализацией, кино.

— То есть либо грядет культурная катастрофа, либо нам, взрослым, срочно нужно переформатироваться, чтобы привить детям базовые ценности на понятном им языке?


— Каждое поколение взрослых людей, глядя на «племя младое, незнакомое», начинает кричать о катастрофе. Тем не менее мир жив, просто он сейчас очень быстро меняется. Я сам не успеваю отслеживать все новшества. Да, молодые люди по-другому впитывают информацию, и нам действительно надо это учитывать. Мы, конечно, не должны полностью переформатироваться под их сознание, да это и невозможно. Но делать прививки культуры на современном уровне должны. Собственно, для этого и создана «Кинопоэзия». Мы говорим молодому человеку: «Не хочешь читать — смотри! Тебе это привычнее. Смотри и слушай». Но конечная цель для нас все-таки возврат ребенка к книге. Это первоисточник, проверенный всей цивилизацией. Ну а следующее поколение пусть придумает что-нибудь еще более современное и новое в донесении поэзии людям.

— Вы возвращаете детей к книге и визуализируете стихотворения, ориентируясь на клиповое мышление подростков. Но для людей «30+» такое активное видео может стать препятствием для восприятия словесной формы.

— Нет, мы совсем не ориентируемся на клиповое мышление. Мы создаем очень разное, образное, документальное, игровое, символичное и так далее — КИНО. Вы заметили, я ни разу не назвал наш продукт клипом или видеороликом? Потому что это именно маленькие художественные фильмы. У нас очень разная возрастная аудитория.
«Брутальные мужчины могут быть с ранимой душой, дети увлекаться Бродским, а снобы и интеллектуалы зачитываться детской литературой, когда их никто не видит».

— По какому принципу для проекта отбираются стихотворения, авторы и чтецы? Должно быть точное попадание образа в образ, или, напротив, «от противного»?

— Все очень просто. Чтобы не было хаоса, мы решили идти по календарю. Делаем фильмы ко дню рождения поэтов, общественным праздникам, например 9 Мая, 1 июня, и, конечно, не можем обойти стороной потрясающей красоты пласт нашей духовной поэзии.


На сегодняшнем этапе старта проекта мы выбираем довольно-таки узнаваемые стихотворения, иногда даже совпадающие со школьной программой. Но как раз узнаваемость дает нам шанс представить его по-новому, так, чтобы зритель ахнул от нового прочтения известного стихотворения. Так, например, случилось со стихотворением Пушкина «Я вас любил…». Казалось бы, до боли знакомые — строки в нашей интерпретации и прочтении зазвучали совсем по-другому. А насчет совпадения образов, тут может быть очень по-разному: режиссер сам придумывает идею фильма, стихотворение может быть предложено мною или выбрано режиссером. А потом мы вместе доводим идею до конца: выбираем актеров, локации и так далее. У нас же не продюсерское кино, художник имеет свободу. Но, конечно, если что-то мне кажется не туда, я говорю с режиссерами, мы обсуждаем, спорим и всегда приходим к единому знаменателю.

— Когда вы подбираете стихотворение, вы заранее анализируете, для какой оно аудитории — женщин, мужчин, детей, одиноких женщин, брутальных мужчин, для малообразованных людей, для снобов и интеллектуалов, для иностранцев?

— Это так индивидуально. Не просчитаешь. Потому что брутальные мужчины могут быть с ранимой душой, дети увлекаться Бродским, а снобы и интеллектуалы зачитываться детской литературой, когда их никто не видит.

— Ваши чтецы — популярные актеры — декламируют стихотворения показательно. Но у каждого педагога свое видение правильного прочтения. А что, если ученик, почерпнув манеру исполнения из «Кинопоэзии», получит плохую оценку?


— Да, в «Кинопоэзии» уже участвовали Артур Смольянинов, Сергей Безруков, Максим Виторган, Алексей Кортнев, Мария Миронова. Но у нас никто показательно ничего не декламирует. Я вообще считаю, что нет такого понятия — правильное прочтение или неправильное. Каждый читает, как слышит и чувствует. Конечно, у актеров есть некие базовые правила: ритм, строка, логическое ударение. Но на то они и профессионалы. А дальше включается душа и сердце. Настоящий педагог, я думаю, должен это понимать и плохих оценок из-за «Кинопоэзии» ни у кого не будет.

— Дома вы учите школьные стихи вместе со своими детьми? Читаете им? Большинство детей способны понять и прочувствовать те стихотворения, которые им задают на дом по школьной, обязательной программе?

— Мои дети учат стихи сами, а я потом их слушаю и помогаю в прочтении вслух, чтобы стихотворение звучало ярко и красиво. Но я никогда не настаиваю на своем прочтении, не навязываю свою интонацию. Они читают все равно по-своему, и это так здорово. Я у них даже учусь непосредственности и интересным интонациям.

А что касается понимания стихов и чувств, то мне кажется, что дети не все могут понять и прочувствовать, но на то и даны им мы, родители и учителя, чтобы помочь в этом.
«Каждое поколение взрослых людей, глядя на «племя младое, незнакомое» начинает кричать о катастрофе. Тем не менее мир жив, просто он сейчас очень быстро меняется».

— Может быть, детям более понятны современные авторы? Произведения поэтов XXI века вы будете интегрировать в свой проект?

— Конечно. Мы обязательно будем экранизировать современных поэтов. Я не буду сейчас называть конкретных фамилий, надо сначала провести большую работу.

— Как думаете, «Кинопоэзия» будет популярна в регионах? Я говорю не про миллионники, а про те городки, в которых величина бицепса важнее количества выученных стихов.

— Ох, не сразу, я думаю. «Кинопоэзия» не культурная панацея, до кого-то она сейчас вообще не дойдет. Вот как раз поэтому мы и хотим предложить наш контент в Министерство образования РФ, чтобы поэтические фильмы использовались в школах на уроках русского языка и литературы. Я не идеалист и прекрасно понимаю, что кому-то вся эта поэзия вообще по барабану, но я всегда помню фразу из фильма Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки», когда Макмерфи (Джек Николсон) не смог сдвинуть с места огромную тумбу с раковиной, он сказал: «Ну я хотя бы попытался».

— Давайте составим шорт-лист от Анатолия Белого. Пять кинофильмов, пять книг, пять музыкальных произведений, которые должен посмотреть — прочитать — прослушать каждый образованный человек?

Фильмы: 1. «Они сражались за Родину». 2. «Форрест Гамп». 3. «Список Шиндлера». 4. «Гамлет» (с Иннокентием Смоктуновским). 5. «Огни большого города».

Книги: 1. «Маленький принц». 2. «Сто лет одиночества». 3. «Война и мир». 4. «Над пропастью во ржи». 5. «Бесы».

Музыка: 1. Реквием Моцарта. 2. Шестая симфония Чайковского. 3. Десятая симфония Шостаковича. 4. «Let It Be» The Beatles. 5. «Перемен» Виктора Цоя.


Анатолий Белый читает стихотворение Владимира Маяковского «Скрипка и немножко нервно» для проекта «Кинопоэзия»

смотрите также

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть