Войти Версия для слабовидящих

Экс-министр культуры. Всё о Николае Губенко


Кажется, что раннюю биографию Николая Губенко можно восстановить по одному из самых трагических и пронзительных его фильмов — «Подранки», хотя автор и говорит, что картина автобиографична только наполовину.

Как и герои этого фильма, он рано остался без родителей, долго не верил в гибель отца и до 16 лет ждал его возвращения; как и они, тепло относился к преподавателям школы-интерната, в которой воспитывался.

Николай Губенко появился на свет во время бомбежки в катакомбах Одессы. Шел первый год войны. Его отец погиб на фронте, так и не увидев новорожденного сына, а мать была повешена в 1942 году за отказ сотрудничать с немецкими оккупантами. Детство в интернате закалило и дисциплинировало будущего актера и политика. Губенко признается, что «монастырский» режим, по которому жили он и его одноклассники, выработал строгий подход ко времени и распорядку дня. Однако, несмотря на всю строгость содержания, Губенко уже тогда проявил себя как разносторонний и увлекающийся человек. Друзья детства вспоминают, что, участвуя в школьном оркестре, он то и дело менял инструменты, желая узнать и освоить что-то новое.

  • 2016
  • Гуманитарные
  • 12 мин
Часть предметов в старших классах интерната преподавалась на английском языке, воспитанникам этого заведения лежала прямая дорога в Военный институт иностранных языков, готовивший разведчиков, журналистов, переводчиков или дипломатов. Однако институт в 1955 году упразднили, и Губенко пришлось выбирать себе новую профессию. Так он стал актером. Сначала поработал в Одесском театре юного зрителя, а затем уехал учиться в Москву. Губенко поступил во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

«Юноша из провинции, достаточно невоспитанный, дурно одетый, с одесским блатным акцентом, не знающий в должной степени литературы (за исключением школьной программы), встретился с тем, кто на всю жизнь заложил во мне и во всех нас любовь к языку, к литературе, к музыке, к культуре, к искусству».

Николай Губенко

На втором курсе молодой актер был утвержден на роль в фильме «Застава Ильича». Гонорар для нищего студента оказался баснословным — 250 рублей в месяц; что делать с деньгами, он не знал — и решил потратить их на самообразование: взял уроки у преподавателей циркового училища. Навыки акробатики, жонглирования, даже хождения по проволоке пригодились Николаю Губенко в актерской карьере. Почти все они были использованы в картине «Последний жулик», однако и многие другие роли Губенко требовали недюжинной физической подготовки.

Ссылки по теме


Одну из важнейших театральных ролей в своей жизни актер сыграл уже во ВГИКе. По иронии судьбы он играл Гитлера в спектакле «Карьера Артуро Уи» по пьесе Бертольда Брехта. В этом образе молодого актера впервые увидел Юрий Любимов, и сразу после окончания ВГИКа Губенко стал актером Театра на Таганке. Немногим позже в театр пришел Владимир Высоцкий, актер с тем же амплуа, что и Губенко. Николай Николаевич утверждает, что соперничества между ними не было. Актеры поделили между собой репертуар, а вне стен театра занимались совершенно разными вещами: Высоцкий писал стихи и песни, а Губенко реализовал себя как талантливый кинорежиссер.


В 1968 году вышла первая короткометражка Губенко — «Настасья и Фомка». Через три года автор снял и первую полнометражную драму — «Пришел солдат с фронта» по мотивам рассказов Сергея Антонова. Автором сценария картины стал Василий Шукшин. Работая над своими картинами, Губенко действует по принципу Николая Гоголя: писать (снимать) только о том, что видел, что очень хорошо знает. Вот и получилось, что для съемок фильма «Из жизни отдыхающих» режиссер поехал в санаторий «Мисхор» на 24 дня, а материал для драмы «Запретная зона» готовил, путешествуя на велосипеде по российской глубинке и записывая на диктофон окружающих его людей.

«У меня дома — километры фонограмм разговоров с людьми о жизни. Все диалоги не могут лечь в основу сценария, но живость человеческой речи всегда была почерпнута оттуда».

Николай Губенко


Режиссуру Николаю Губенко пришлось осваивать не только в кино. В конце восьмидесятых он становится главным режиссером Театра на Таганке, а после возвращения туда Любимова и раскола труппы Губенко занимает пост руководителя театра «Содружество актеров Таганки».

В этот же период Николай Николаевич вступает на самую, пожалуй, ответственную должность в своей жизни: с ноября 1989 года по август 1991 года он был министром культуры СССР. И хотя Губенко шутит, что при повторном назначении тут же подал бы в отставку — слишком уж сильно повлиял этот пост на его творческие планы, — он до сих пор активно занимается политикой, с 2009 года являясь заместителем председателя Московской городской думы.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

  • 1957
  • Драма
  • Михаил Калатозов
  • 93 мин
  • 1964
  • Драма
  • Марлен Хуциев
  • 175 мин
  • 1976
  • Драма
  • Николай Губенко
  • 93 мин
Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть