Войти Версия для слабовидящих

Карен Шахназаров. Человек — «Мосфильм»

Как ни странно, у Карена Шахназарова не такая уж большая режиссерская фильмография: на его счету сейчас 16 фильмов. Но среди этих картин нет ни одной проходной, все они отмечены оригинальным, индивидуальным шахназаровским почерком; их отличает своеобразный стиль — легкая ирония, мягкий и добрый юмор, мудрость. Почти все его фильмы хочется пересматривать снова и снова. Но кроме своей режиссерской и продюсерской деятельности Карен Георгиевич Шахназаров, безусловно, войдет в историю отечественного кинематографа как человек, возродивший «Мосфильм».


С «Мосфильмом» вообще связана вся его жизнь. Сюда он пришел после окончания режиссерского факультета ВГИКа, здесь в 1979 году дебютировал своей первой картиной «Добряки», тут снимал все свои фильмы. Он застал золотые годы, расцвет киностудии, и пришел ей на помощь, когда «Мосфильм» был в упадке. В тяжелые 90-е на «Мосфильме» действительно было жутко, кино не снималось, павильоны стояли пустые, все профессионалы разбредались кто куда: надо же было как-то жить, зарабатывать. Вот таким «Мосфильм» достался Карену Шахназарову, когда в 1998 году его назначили генеральным директором киноконцерна. Начинать пришлось практически с нуля. Но ему все удалось. Творческий человек, режиссер Шахназаров показал себя и очень хорошим хозяйственником.


«Нам фактически удалось полностью реконструировать «Мосфильм», — рассказывает Карен Георгиевич. — Во всех деталях, которые, может быть, не видны человеческому глазу. «Мосфильм» — очень сложное технологическое предприятие. Сделано многое, начиная от крыш и заканчивая электрикой. Связь, тепло, трубы. Главное, конечно, что нам удалось модернизировать студию, у нас ничего не осталось от прежнего оборудования. Сейчас все на «Мосфильме» действительно высокого класса. И я бы сказал, что сегодня «Мосфильм» с этой точки зрения не уступает никому в мире. А пожалуй и превосходит». Действительно, сегодня киноконцерн «Мосфильм» — ведущее российское кинопроизводственное предприятие. Здесь снимаются кино и телефильмы, телепрограммы и телешоу; «Мосфильм» оказывает все услуги по кинопроизводству: здесь работают курсы, которые готовят всех специалистов съемочного процесса.


Между прочим, в режиссуру Карен Шахназаров попал, можно сказать, случайно. Он с детства увлекался живописью, ходил в художественную школу и подумывал о поступлении на художественный факультет ВГИКа. Остановило его лишь то, что туда требовалось среднее специальное образование, которого у Карена Георгиевича не было. Ну а для режиссерского факультета ВГИКа нужен был только аттестат о среднем школьном образовании. Выбор был сделан, и сейчас можно только порадоваться тому, что он оказался столь удачным. «Киномир казался привлекательным, загадочным, но истины я не понимал, — вспоминает Карен Шахназаров. — Но как ни странно, получил то, что хотел в свои двадцать лет. Закончив институт, пришел работать на «Мосфильм». Два года был ассистентом у своего учителя Игоря Васильевича Таланкина. Потом работал в объединении Георгия Николаевича Данелии. И это стало школой. Сценарий фильма «Мы из джаза» я с Сашей Бородянским переписывал десять раз. Данелия постоянно вносил поправки. Сегодня меня уже никто не заставляет переделывать сценарии, но благодаря урокам Данелии я знаю, что сценарий невозможно изготовить за два дня. И за две недели тоже. Хотя, казалось бы, подумаешь, всего 60 страниц».

Искрометные «Мы из джаза» принесли в 1983 году успех молодому режиссеру. А дальше был «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Город Зеро», «Американская дочь» «Сны» — фильмы, без которых сейчас уже трудно себе представить историю российского кинематографа конца 80-х — начала 90-х.


Идея проводить на «Мосфильме» церемонию вручения кинопремии «Золотой орел» принадлежит Карену Шахназарову. «Я считаю, что это правильно, — говорит режиссер. — Во-первых, нигде в мире ни одна кинопремия не проводится в съемочном павильоне. Во-вторых, павильон необыкновенно удобен для этого. Здесь можно сделать что угодно, любое представление. И в-третьих, сам факт, что это первый павильон — самый большой, где снимали самые крупные советские и российские режиссеры. Конечно, в этом есть что-то волнующее».

На наше, зрительское, счастье, продюсер и гендиректор «Мосфильма» Карен Шахназаров не бросает свою режиссерскую деятельность. Недавно он завершил съемки своего нового фильма «Анна Каренина». Работа над некоторыми эпизодами картины проходила, разумеется, на родном для Шахназарова «Мосфильме».

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

  • 1985
  • Мелодрама
  • Карен Шахназаров
  • 90 мин
  • 1986
  • Комедия, Мелодрама
  • Карен Шахназаров
  • 88 мин
  • 2016
  • Гуманитарные
  • 14 мин
Мастер комедии

Михаил Кокшенов и его роли

Лучшая травести советского кино

В день рождения Надежды Румянцевой

«Журавли» Расула Гамзатова

Песня, которую нужно услышать

Король, Доцент, чатланин и другие

Самые яркие образы Евгения Леонова в одном ролике

Курс подготовки космонавтов от Сергея Гармаша

Вспоминаем колоритного мультгероя, озвученного любимым актером

«Фильм, фильм, фильм...»

Поздравляем с Днем российского кино

«Очень приятно. Фаина Раневская»

120 лет со дня рождения одной из самых известных актрис XX века

Капустник киногероев Табакова

В честь дня рождения Олега Павловича

1 октября пройдет Фестиваль музыкальных коллективов старшего поколения «Веков связующая нить».

Подробнее

Выставка с таким названием проходит в РОСФОТО.

Подробнее

Посмотреть мультфильм можно на портале «Культура.РФ».

Подробнее

Освоить азы колокольного искусства, изучить традиционные осенние обряды и послушать песни народов мира.

Подробнее

К 150-летию со дня рождения художника в Корпусе Бенуа открылась выставка.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть