Первая дама советской скульптуры. 10 фактов о Вере Мухиной

Она моделировала женственные платья и ваяла брутальные скульптуры, работала медсестрой и покоряла Париж, вдохновлялась «короткими толстыми мускулами» своего мужа и получала за их бронзовые воплощения Сталинские премии.
Вера Мухина. 1950-е годы. Фотография: Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого, Санкт-Петербург
Вера Мухина. Эскиз костюма гонца к спектаклю Сема Бенелли «Ужин шуток». Московский государственный Камерный театр, Москва. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Вера Мухина. Крестьянка. 1927. Государственная Третьяковская галерея, Москва
1. Платье-бутон и пальто из солдатского сукна. Некоторое время Вера Мухина была модельером. Первые эскизы театральных костюмов она создала в 1915–1916 годах. Спустя семь лет для первого советского журнала мод «Ателье» она нарисовала модель изящного и воздушного платья с юбкой в форме бутона. Но советские реалии вносили свои правки и в моду: вскоре модельеры Надежда Ламанова и Вера Мухина выпустили альбом «Искусство в быту». В нем были выкройки простой и практичной одежды — универсального платья, которое «легким движением руки» превращалось в вечернее; кафтана «из двух владимирских полотенец»; пальто из солдатского сукна. В 1925 году на Всемирной выставке в Париже Надежда Ламанова представила коллекцию в стиле а-ля рюс, эскизы для которой создавала и Вера Мухина.
2. Медицинская сестра. В годы Первой мировой войны Вера Мухина окончила курсы медсестер и работала в госпитале, где познакомилась с будущим мужем Алексеем Замковым. Когда ее сыну Всеволоду было четыре года, он неудачно упал, после чего заболел костным туберкулезом. Врачи отказались оперировать мальчика. И тогда операцию сделали родители — дома, на обеденном столе. Вера Мухина ассистировала мужу. Всеволод долго восстанавливался, но выздоровел.
3. Любимая модель Веры Мухиной. Алексей Замков постоянно позировал своей жене. В 1918 году она создала его скульптурный портрет. Позже с него она лепила Брута, убивающего Цезаря. Скульптура должна была украшать Красный стадион, который планировали построить на Ленинских горах (проект не реализовали). Даже руками «Крестьянки» стали руки Алексея Замкова с «короткими толстыми мускулами», как говорила Мухина. Про мужа она писала: «Был он очень красив. Внутренняя монументальность. Вместе с тем в нем много от мужика. Внешняя грубость при большой душевной тонкости».
4. «Баба» в Ватиканском музее. Вера Мухина отлила фигуру крестьянки из бронзы к художественной выставке 1927 года, посвященной десятилетию Октября. На выставке скульптура получила первое место, а потом отправилась в экспозицию Третьяковской галереи
. Вера Мухина говорила: «Моя «Баба» твердо стоит на земле, незыблемо, как вколочена в нее». В 1934 году «Крестьянку» выставляли на XIX Международной выставке в Венеции, после чего она была передана в Ватиканский музей.
5. Родственница русского Орфея. Вера Мухина была дальней родственницей оперного певца Леонида Собинова
. После успеха «Крестьянки» он написал ей в подарок шутливое четверостишие:
На выставке с мужским искусством слабо.
Куда бежать от женского засилия?
Всех покорила мухинская баба
Могутностью одной и без усилия.
Леонид Собинов
После смерти Леонида Собинова Вера Мухина изваяла надгробие — умирающего лебедя, которое установили на могиле певца. Арию «Прощание с лебедем» тенор исполнял в опере «Лоэнгрин».
6. 28 вагонов «Рабочего и колхозницы». Свою легендарную скульптуру Вера Мухина создала для Всемирной выставки 1937 года. «Идеал и символ советской эпохи» отправили в Париж частями — фрагменты статуи заняли 28 вагонов. Монумент называли образцом скульптуры ХХ века, во Франции выпустили серию сувениров с изображением «Рабочего и колхозницы»
. Позже Вера Мухина вспоминала: «Впечатление, произведенное этой работой в Париже, дало мне все, что может пожелать художник». В 1947 году скульптура стала эмблемой «Мосфильма».
Скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» перед Всесоюзной сельскохозяйственной выставкой. Москва, 1940 год. Фотография: Эммануил Евзерихин / Мультимедиа Арт Музей, Москва
Монтаж скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» на Всемирной выставке в Париже. 1937 год. Фотография: Российский государственный архив литературы и искусства, Москва
Выставка достижений народного хозяйства. Скульптура Веры Мухиной «Рабочий и Колхозница». Москва, 1939 год. Фотография: Мультимедиа Арт Музей, Москва
7. «Руки чешутся написать ее». Когда художник Михаил Нестеров
познакомился с Верой Мухиной, он сразу решил написать ее портрет: «Она интересна, умна. Внешне имеет «свое лицо», совершенно законченное, русское… Руки чешутся написать ее…» Скульптор позировала ему больше 30 раз. Нестеров мог увлеченно работать по четыре-пять часов, а в перерывах Вера Мухина угощала его кофе. Художник писал ее за работой над статуей Борея — северного бога ветра: «Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит. Лицо горит — не попадайся под руку, зашибет. Такой-то ты мне и нужна!» Портрет Веры Мухиной хранится в Третьяковской галерее.
8. Граненый стакан и пивная кружка. Скульптору приписывают изобретение граненого стакана, но это не совсем так. Она лишь усовершенствовала его форму. Первую партию стаканов по ее чертежам выпустили в 1943 году. Стеклянные сосуды стали более прочными и идеально подходили для советской посудомоечной машины, изобретенной незадолго до этого. А вот форму советской пивной кружки Вера Мухина действительно придумала сама.
9. Пятикратный лауреат Сталинской премии. Вера Мухина пять раз за 11 лет получала Сталинскую премию «За достижения в области литературы и искусства». Всего эту награду в СССР получили 1706 человек, из них пятикратных лауреатов было всего 22. Среди них — Дмитрий Шостакович
, Кукрыниксы
, Василий Беляев.
Памятник композитору Петру Чайковскому работы скульпторов Веры Мухиной, Нины Зеленской и Зинаиды Ивановой. Москва, 1958 год. Фотография: Евгений Кассин, Николай Рахманов / ТАСС
Михаил Нестеров. Портрет Веры Игнатьевны Мухиной (фрагмент). 1940. Частное собрание
Вера Мухина. Москва, 1941 год. Фотография: Государственный центральный музей современной истории России, Москва
10. У Чайковского ноты пропадают. Памятник Петру Чайковскому
по проекту Веры Мухиной установили рядом с Московской консерваторией
в 1954 году. С ним связана особая примета: студенты верят, что бронзовые ноты с партитуры композитора приносят удачу не только в учебе, но и в музыкальном творчестве. О студенческой легенде узнали реставраторы памятника, когда стали восстанавливать его в 2007 году и недосчитались множества его мелких деталей.

Что нужно знать о памятнике «Рабочий и колхозница»
Автор: Диана Тесленко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна