ММКФ. Победы на своем поле

Вспоминаем отечественные фильмы, отмеченные главным призом Московского Международного кинофестиваля. Кстати, он не всегда назывался «Золотой святой Георгий». До 1968 года главной наградой смотра был Большой приз, потом — Золотой. А в 1989 году появилась статуэтка, изображающая святого Георгия — покровителя Москвы.

1-й ММКФ

1959 год. Председатель жюри — режиссер Сергей Герасимов
(СССР).
Большой приз: «Судьба человека»
Дебютный фильм
Сергея Бондарчука получил Большой приз 1-го ММКФ в 1959 году (на самом деле это был второй Московский международный кинофестиваль; первый
первый прошел в 1935-м, однако его не включают в официальную хронологию кинофестиваля. Тогда победил не фильм, а целая обойма картин студии «Ленфильм»: «Чапаев»
, «Юность Максима»
, «Крестьяне». Примечательно, что сам приз Сергей Бондарчук только подержал в руках на сцене, а потом был вынужден сдать на «Мосфильм»
 — такой был порядок, награды хранились не у авторов, а на студии. Через полвека, когда Сергея Бондарчука уже не было на свете, Большой приз 1-го ММКФ торжественно вручили его вдове, актрисе Ирине Скобцевой
. Это произошло на церемонии открытия 30-го, юбилейного Московского кинофестиваля.
Кадр из фильма «Судьба человека» (1959)
Кадр из фильма «Судьба человека» (1959)
Кадр из фильма «Судьба человека» (1959)

4-й ММКФ

1965 год. Председатель жюри — режиссер Сергей Герасимов (СССР).
Большой приз: «Война и мир»
Режиссер — Сергей Бондарчук
Две первые серии грандиозной киноэпопеи
 — «Андрей Болконский»
и «Наташа Ростова» — были показаны в конкурсе 4-го ММКФ в 1965 году и разделили Большой приз с венгерской картиной «Двадцать часов» режиссера Золтана Фабри. Распоряжение Министерства культуры подготовить две серии «Войны и мира»
для участия в ММКФ пришло буквально за месяц до фестиваля. Вовсю шли съемки материала следующих серий. Такой аврал буквально подкосил Бондарчука: в тот год режиссер перенес клиническую смерть, последовавшую за тяжелым сердечным приступом.
Кадр из фильма «Война и мир» (1965)
Кадр из фильма «Война и мир» (1965)
Кадр из фильма «Война и мир» (1965)

6-й ММКФ

1969 год. Председатель жюри — режиссер Сергей Герасимов (СССР).
Золотой приз: «Доживем до понедельника»
Без этой картины
до сих пор не обходится ни один праздничный выходной на нашем телевидении. В 1969 году, в дни VI Московского международного кинофестиваля, обаяние советского фильма захватило и зарубежных кинематографистов — членов жюри. Но, как часто случалось в те годы на ММКФ, Золотой приз был поделен между несколькими картинами. В победители вышли, помимо Станислава Ростоцкого, итальянец Пьетро Джерми с фильмом «Серафино» и кубинец Умберто Солас с лентой «Лусия».
Кадр из фильма «Доживем до понедельника» (1968)
Кадр из фильма «Доживем до понедельника» (1968)
Кадр из фильма «Доживем до понедельника» (1968)

9-й ММКФ

1975 год. Председатель жюри — режиссер Станислав Ростоцкий (СССР).
Золотой приз: «Дерсу Узала» (СССР — Япония)
Режиссер — Акира Куросава
Совместный советско-японский фильм великого режиссера Акиры Куросавы не мог быть не отмечен на главном советском кинофестивале. Но, как и в случае с картиной «Доживем до понедельника», «Дерсу Узала»
оказался одним из трех фильмов — лауреатов Золотого приза. В 1975 году конкуренция на девятом Московском кинофестивале была высокая. С Куросавой главный приз разделили Этторе Скола
(с фильмом «Мы так любили друг друга») и Анджей Вайда
(с картиной «Земля обетованная»). Также «Дерсу Узала» был отмечен премией ФИПРЕССИ (Международной федерации кинопрессы).
Кадр из фильма «Дерсу Узала» (1975)
Кадр из фильма «Дерсу Узала» (1975)
Кадр из фильма «Дерсу Узала» (1975)

10-й ММКФ

1977 год. Председатель жюри — режиссер Станислав Ростоцкий (СССР).
Золотой приз: «Мимино»
Режиссер — Георгий Данелия
В 1977 году на 10-м ММКФ Золотой приз снова поделили «на три части». Одним из победителей стал Георгий Данелия с фильмом «Мимино»
. Однако участию его картины в конкурсе предшествовала череда драматических обстоятельств: от режиссера требовали вырезать из фильма эпизод со звонком Валико в Тель-Авив. «Пойми, не то сейчас международное положение», — уговаривал Данелию председатель Госкино Филипп Ермаш. Режиссер долго упирался и торговался. В конце концов пришли к компромиссу: для показа на ММКФ Данелия склеил вариант без злополучного эпизода, а в прокат картина пошла такой, какой мы видим ее сейчас.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна