Войти Версия для слабовидящих

Искусство анимации: российские мультфильмы, известные во всем мире

Отечественные мультфильмы любимы не только российскими зрителями. Некоторые из них стали частью мировой культуры и превратились в своеобразный символ страны, наряду с отечественной литературой и живописью. Мы представляем семь известных анимационных фильмов, получивших признание критиков и зрителей многих стран. Среди них сразу пять сняты на знаменитой киностудии «Союзмультфильм».

«Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» (1912)


Владислав Старевич — один из первых русских мультипликаторов. Именно он изобрел технику объемной мультипликации, подарившую так много возможностей для кинематографических экспериментов.

Биолог по образованию, свой первый фильм он решил снять про насекомых. Однако жуки при свете камеры вели себя совсем не так, как предполагалось для обучающей документальной картины, и тогда Старевич препарировал их, вставив в тельца насекомых тонкую проволоку. Теперь полностью послушные, чучела делали именно то, что нужно режиссеру. Так и родились знаменитые мультфильмы, изумлявшие публику и в России, и за рубежом. Газеты восторженно писали о феноменальном таланте Старевича дрессировать жуков, а сам режиссер не стремился разубеждать наивных зрителей.

Всего Владислав Старевич создал около 50 короткометражек с участием кукол-насекомых. Среди них — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» (1912), где жуки ведут себя точь-в-точь как средневековые рыцари; «Ночь перед Рождеством» (1913), объединившая в одном кадре актерскую игру и кукольную мультипликацию; «Стрекоза и муравей». Горячим поклонником творчества Старевича был сам царевич Алексей.

Последние годы жизни мультипликатор работал во Франции. Учеников у него не было, и секрет своих уникальных кукол Старевич унес с собой.

«Снежная королева» (1957)


Экранизация сказки Ханса Кристиана Андерсена, снятая советскими режиссерами Львом Атамановым и Николаем Федоровым, дублирована на шести языках, а в США мультфильм озвучивали дважды: в 1959 и в 1998 году. Фильм отмечен первой премией МКФ для детей и юношества в Венеции, призом за полнометражный мультфильм на фестивале в Каннах, а также получил награды на других крупных смотрах. Зрители и кинокритики до сих пор восхищаются советской «Снежной королевой», с 2000 года мультфильм участвовал сразу в девяти фестивальных ретроспективах.

Сама Снежная королева — один из первых персонажей, нарисованных в технике live-action с актрисы Марии Бабановой. Она сыграла роль, а дальше изображение покадрово переносили в мультипликационный формат.

После премьеры фильм оказался настолько популярным, что в 60–70-е годы не только в СССР, но и в США стал неотъемлемой частью рождественской телевизионной сетки. В России «Королеву» помнят до сих пор: несколько лет назад в Галерее на Солянке прошла выставка, посвященная 55-летию со дня выхода мультфильма. Кстати, именно этому мультфильму мир обязан еще и появлением такого гениального режиссера, как Хаяо Миядзаки, который признался, что именно после этого фильма решил заняться анимацией.

«Крокодил Гена» (1969)


Ни один советский или российский ребенок, рожденный после 1969 года, не может представить своего детства без Гены и Чебурашки. Мультфильм запомнился не только образами героев, придуманными Эдуардом Успенским и нарисованными Леонидом Шварцманом, но и музыкой, чудесными диалогами, разобранными на цитаты, и добрыми историями о дружбе крокодила со странным лопоухим зверьком, которые так понравились зрителям, что повлекли за собой сразу несколько ремейков.

Так, в 1970-х годах на телеэкранах Швеции появились передачи с участием Друттена (от шведского drutta — «падать, спотыкаться») и Гены. Гена и Чебурашка прижились в шведской культуре настолько, что многие шведы до сих пор считают их своими национальными героями.

Обожающие мультфильмы про необычных зверей (вспомним хотя бы покемонов), японцы тоже влюбились в Чебурашку. Правда, признали авторское право за Россией. В 2003 году на Токийской международной ярмарке анимации японская фирма SP International приобрела у «Союзмультфильма» права на распространение в Японии мультфильмов о Чебурашке. После этого там появились 26 серий мультфильма «Cheburashka Arere?», был заново переснят «Крокодил Гена» и создано несколько новых анимационных лент, таких как «Чебурашка и цирк» и «Советы Шапокляк».

«Ну, погоди!» (1969–1993)


Идея снять мультсериал о приключениях Волка и Зайца появилась у режиссера Геннадия Сокольского в конце 60-х, тогда-то в рамках альманаха «Веселая карусель № 1» и была создана первая серия «Ну, погоди!». Впоследствии режиссурой фильма занимался Вячеслав Котеночкин, решивший, что в истории о неразлучной парочке «что-то есть».

Котеночкин не ошибся, и очень скоро «Ну, погоди!» стал знаменит не только в СССР, но и в других странах. Сюжет мультсериала лег в основу первой советской портативной игры «Электроника ИМ-02». В начале 90-х игра была выпущена на английском, а еще через 10 лет фирма «1С-СофтКлаб» создала серию компьютерных игр «Ну, погоди!».

Несмотря на явные аналогии с зарубежными мультфильмами, «Ну, погоди!» получился вполне советским и выгодно отличается отсутствием жестокости. Его герои — традиционные архетипы кинематографа СССР. При этом создатели все-таки сделали очень современный на тот период мультфильм. В сериале постоянно звучит музыка советской и зарубежной эстрады. В 15-й серии на экране появляется Лиса-певица — явная пародия на Пугачеву, а в девятой собачья бит-группа Dvornjagi, напоминающая одновременно и The Beatles, и АВВА.

«Ёжик в тумане» (1975)


Милый и любимый мультик о походе Ёжика к другу Медвежонку. Режиссер фильма Юрий Норштейн признавался, что никакой интриги и динамики в его картине нет, но «Ёжик в тумане» — это счастливый случай совпадения всех мультипликационных элементов.

За свою историю мультфильм собрал более 35 международных и всесоюзных премий, среди которых призы на Всесоюзном фестивале мультипликационных фильмов во Фрунзе, МКФ в Мельбурне и Чикаго, а также приз на Фестивале фильмов для детей и юношества в Тегеране. В 2003 году «Ёжик в тумане» был признан лучшим фильмом всех времен и народов, в голосовании участвовали 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран.

Мультфильм Норштейна уже давно вышел за рамки детской анимации и воспринимается как классическое произведение киноискусства и философская притча. Таинственный, как сам туман, «Ёжик…» был и остается еще одной визитной карточкой отечественной мультипликации во всем мире.

«Жил-был пес» (1982)


Фразу «Щас спою» можно услышать где угодно и почти при любых обстоятельствах. А пришла она из замечательного мультика Эдуарда Назарова.

Сценарий мультфильма Назаров писал почти год. Основой для будущей истории о волке и пожилом сторожевом псе послужила украинская сказка «Сірко». В итоге получился анимационный фильм, в котором удачно сошлись и народные мотивы, и ненавязчивый юмор, и необычная анимация: художники сделали акцент на героях-животных, в то время как люди прорисованы крайне схематично. Что касается внешности волка, то ее изменили уже на этапе съемок, когда выяснилось, что образ героя не подходит для голоса Армена Джигарханяна, озвучившего этого персонажа.

Картина вышла очень атмосферной: скрип телег и снега, лай собак. Народные песни «Ой там на горі» и «Та косив батько, косив я» в «Жил-был пес» исполняет настоящий фольклорный ансамбль «Древо», так что у зрителей есть все шансы полностью погрузиться в обстановку украинского хутора. Кстати, скрип уезжающий телеги, который можно услышать в начале фильма, это часть звуковой дорожки другой известной картины СССР — исторического фильма «Чапаев».

«Жил-был пес» — обладатель Первого приза на МКФ молодых режиссеров в Туре (Франция), Специального приз жюри на фестивале в Анеси (Франция) и победитель V Международного кинофестиваля сказочных фильмов в Оденсе (Дания).

«Старик и море» (1999)


Оскароносная анимация, которую и мультфильмом назвать язык не поворачивается. Исключительно русским проектом шедевр Александра Петрова не является: фильм снят в Канаде, при поддержке трех стран — России, Японии и самой Канады. Вместе с ярославцем Петровым над картиной работал известный свердловский оператор Сергей Решетников.

«Старик и море» снят в технике «ожившей» живописи: каждый кадр прорисован масляными красками на стекле. Результат поражает красотой и динамикой. Петров работает с яркими, теплыми тонами, что делает картину светлой, даже жизнерадостной.

Фильм оказался первой анимационной лентой, показанной в кинотеатрах большого формата IMAX, из-за этого несколько лет «Старика и море» не могли увидеть зрители обычных кинозалов, в которых этот формат не поддерживается. Исключение было сделано только для одного кинотеатра в Ярославле.

Помимо «Оскара», «Старик и море» награжден премией BAFTA как лучший короткометражный фильм, государственной премией России и специальным призом фестиваля «Послание к Человеку».

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

  • 1957
  • Сказка
  • Лев Атаманов
  • 64 мин
  • 1975
  • Фильм-сказка
  • Юрий Норштейн
  • 10 мин
  • 1981
  • Фантастика
  • Роман Качанов
  • 133 мин
Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть