Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Мода как архитектура: главное — пропорции

Хорошо одеваться любили всегда. За многовековую историю моды человечество придумало бесчисленное количество способов украсить свой костюм. По этому поводу Марк Твен даже шутил, что скромность умерла, когда появилась одежда.

Мы подготовили для вас тест по истории костюма. Будет непросто, зато вы узнаете много нового.
  1. 1. В XVIII–XIX веках дамская юбка имела очень сложную конструкцию. Формы для создания модного силуэта со временем трансформировались и изменялись.

    Сможете ли вы расположить изображения нижних каркасов юбок по хронологии — в порядке их появления в историческом костюме?


    1, 2, 3
    2, 1, 3
    1, 3, 2

    Ответ: 1, 3, 2.

    Самый ранний вариант, панье (фр. panier — «корзина»), изображен на первой фотографии № 1. Это каркас из ивовых или стальных прутьев или из пластин китового уса, служивший для придания модного силуэта женской юбке. Получил распространение в Европе в 1710-х годах. На протяжении века форма панье неоднократно менялась. В Германии и в России подобные каркасы назывались фижмами. Они вышли из моды в 1780-х годах.

    На третьей картинке вы видите кринолин. Первоначально кринолином называлась жесткая ткань на основе конского волоса, из которой в конце 1820-х годов изготавливали нижние юбки. В следующие десятилетия модный силуэт менялся, юбки расширялись. В 1830–40-х годах кринолины были стегаными, к 1850-м годам стали включать в себя обручи из стальной проволоки и китового уса. Наибольший объем эти каркасные формы имели в 1860-е годы.

    На второй фотографии — турнюр, специальное приспособление, способствующее формированию модного силуэта, обеспечивающее необходимый объем сзади, чуть ниже талии. Период наибольшей популярности подобных каркасов пришелся на 1870–80-е годы. Первоначально турнюр представлял собой несколько густых воланов из плотной ткани, собранных на поясе. Затем он принял вид подушечки, туго набитой хлопком или конским волосом, а также конструкции особой формы, материалами для которой служили пластины из металла, китового уса, льняная тесьма и плотная ткань. К 1880-м годам он превратился в своеобразный валик или подушечку, сплетенную из тонкой и гибкой стальной проволоки.

  2. 2. «Зеркала по лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях. Наташа смотрела в зеркала и в отражении не могла отличить себя от других. Все смешивалось в одну блестящую процессию» (Лев Толстой. «Война и мир»).

    Какое платье могла носить героиня романа «Война и мир» Наташа Ростова?


    1
    2
    3

    Ответ: 1.

    На первой фотографии — вечернее платье в стиле ампир. Этот стиль господствовал в европейском костюме 1800–10-х годах. Его отличительной чертой была завышенная линия талии и отсутствие каркасных форм. На фотографии под номером два — вечернее платье в стиле романтизм, 1830-е годы, а третий вариант — платье 1850-х годов.

  3. 3. А теперь попробуйте расположить модные гравюры XIX века в хронологическом порядке.

    1, 2, 3, 4, 5, 6
    2, 6, 5, 3, 1, 4
    6, 2, 4, 3, 5, 1
    6, 5, 4, 3, 2, 1

    Ответ: 6, 2, 4, 3, 5, 1.

    Платье № 6 было модным в самом начале XIX века.

    Платье № 2 датируется 1811 годом — его, как вы уже знаете, вполне могли носить героини «Войны и мира».

    На гравюре № 4 изображены наряды 1832 года, это костюмы пушкинских героинь.

    На гравюре № 3 — бальные платья второй половины 1850-х. Это вечерние туалеты героинь Тургенева.

    Гравюра № 5 датируется 1875 годом — костюмы, которые изображены на ней, могла надевать Анна Каренина.

    На первой гравюре — картинка из модного журнала 1892 года.

  4. 4. Два из трех предметов мужского костюма, изображенных на фотографии, кардинально изменили свое изначальное предназначение. Какие?

    1, 2
    2, 3
    1, 3

    Ответ: 1, 3.

    Смокинг первоначально возник как специальный костюм для курения в отдельной отведенной для этого комнате. Ныне является одним из официальных вариантов вечернего костюма.

    Фрак появился в XVIII веке как одежда для верховой езды, но уже в начале XIX века стал официальным костюмом для вечерних приемов и балов и является им по сей день.

    Визитка — повседневный костюм, приличный для совершения визитов. Сейчас отсутствует в современном мужском гардеробе.

  5. 5. А теперь обратим внимание на детали. Какой из аксессуаров являлся обязательной частью женского бального костюма?

    1 — ридикюль
    2 — перчатки
    3 — веер

    Ответ: 2 — перчатки.

    Согласно правилам бального этикета, гости не могли находиться в зале без перчаток. Их можно было снять только во время ужина, но лишь после того, как гость сел за стол, а надеть нужно было прежде, чем подняться из-за стола. То же правило действовало, к примеру, если дама или кавалер собирались музицировать и садились за фортепиано.

  6. 6. Этот старинный дамский аксессуар начинал свое существование как предмет исключительно хозяйственный, однако позже с ним стали появляться и дамы высшего света. О чем идет речь?

    О шатлене — 1
    О распялке для перчаток — 2
    О карне-де-баль — 3

    Ответ: о шатлене — 1.

    Шатлен — дамский аксессуар в виде клипсы и цепочек. Клипса крепилась к одежде, а на цепочках подвешивали ключи, кошельки, часы — словом, все, что нужно было хозяйке дома. При отсутствии карманов такое приспособление заменяло женщине дамскую сумочку. К XIX веку шатлен в значительной степени утратил свое утилитарное значение и превратился в изящное украшение дамского туалета. Готовые шатлены стали настоящими произведениями ювелирного искусства. Гарнитуры включали в себя миниатюрные флакончики, ножницы, швейные наборы, часики и прочие мелочи.

    Распялка для перчаток — это длинные щипцы из металла, дерева или кости, облегчавшие дамам процесс надевания облегающих лайковых перчаток.

    Карне-де-баль, или бальная книжечка, — небольшой блокнот, в который дамы записывали очередность танцев на балу и имена кавалеров, от которых они получили приглашения. Часто карне имела форму миниатюрного веера и крепилась к бальному платью.

  7. 7. «Кто там в малиновом берете / С послом испанским говорит?» (Александр Пушкин. «Евгений Онегин», гл. 8, стих XVII).

    Знаете ли вы, почему Пушкину было важно указать, что Татьяна находится в зале в головном уборе?


    Берет был самым модным головным убором в России в 1820-е годы.
    Малиновый берет являлся признаком высокого социального положения, занимаемого Татьяной в обществе.
    Татьяна была замужем, поэтому головной убор должен был быть частью ее туалета.

    Ответ: Татьяна была замужем.

    В XIX веке еще жива была традиция, предписывающая замужним дамам носить головные уборы даже в помещениях.

  8. 8. И снова о головных уборах. Какой из этих уборов в русском народном костюме является девичьим?

    1 — венец
    2 — кокошник
    3 — повойник

    Ответ: 1 — венец.

    Венец (иначе «коруна») — девичий головной убор, известный с XVI века. В раннем варианте представлял собой тканую или вышитую ленту, зачастую облекавшую лубяной каркас, которая надевалась на лоб и завязывалась на затылке. В XVIII–XIX веках известны венцы в виде обруча из луба или бересты, обтянутые тканью и украшенные цветами, бусами или бисером, к которым сзади крепились парчовые или шелковые ленты. Также известны венцы с городками, то есть зубчатой отделкой по верхнему краю изделия. Общей их чертой является то, что они оставляли макушку головы и волосы открытыми.

    На второй фотографии изображен кокошник — самый распространенный русский головной убор замужних женщин. Как правило, он изготавливался из шелка, атласа, бархата, парчи и имел богатую отделку в виде вышивки жемчугом, каменьями и позументом, так как предназначался для больших праздничных выходов.

    На третьей фотографии — повойник. Головной убор замужних женщин в виде мягкой шапочки, полностью закрывающей волосы. Известен с XIII века как нижний головной убор, носившийся под убрусом, волосником, а позднее кокошником. Различались повойники повседневные, шившиеся из недорогих тканей, и праздничные, выполненные из шелка, парчи или бархата и украшенные вышивкой по очелью и в верхней части.

  9. 9. Поговорим о военной форме. Какой тип пехотного головного убора Российской Императорской армии остался неизменным с конца XVIII века до 1917 года?

    1 — треуголка
    2 — гренадерская шапка
    3 — кивер

    Ответ: 2 — гренадерская шапка.

    Этой привилегии удостоился Павловский лейб-гвардии полк. 20 января 1808 года вышел Высочайший указ: «За отличное мужество, храбрость и неустрашимость в сражениях с французами 1806 и 1807 годов в почесть полка состоящие в нем шапки оставить в том виде, в каком он сошел с поля сражения». 13 ноября 1808 года было велено иметь на шапках имена тех нижних чинов, на которых эти шапки находились в сражении при Фридланде». Именно об этом головном уборе писал Александр Пушкин в поэме «Медный всадник»:

    Люблю воинственную живость
    Потешных Марсовых полей,
    Пехотных ратей и коней
    Однообразную красивость;
    В их стройно-зыблемом строю
    Лоскутья сих знамен победных,
    Сиянье шапок этих медных,
    Насквозь простреленных в бою...

  10. 10. Какая форма одежды Рабоче-крестьянской Красной армии является формой воинов-победителей в Великой Отечественной войне?

    1
    2
    3

    Ответ: 1 — форма образца 1943 года.

    На второй фотографии изображена форма 1920-х годов, а на третьей фотографии — так называемая форма с петлицами (1924–1943).

Мы же предупреждали, что будет непросто. Надеемся, что благодаря нашему тесту вы запомнили некоторые факты из истории костюма.

Поделиться результатами теста

Это был очень непростой тест, и ваш результат — уже победа.

Поделиться результатами теста

Очень хорошо! Из истории костюма вы знаете достаточно, чтобы блеснуть эрудицией перед друзьями, но вам есть куда стремиться.

Поделиться результатами теста

Блестящий результат. Без сомнения, вы можете собой гордиться!

Поделиться результатами теста
Материалы для теста подготовила Вероника Рыбинская, научный консультант творческого союза «Калейдоскоп времени».

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Мастер комедии

Михаил Кокшенов и его роли

Лучшая травести советского кино

В день рождения Надежды Румянцевой

«Журавли» Расула Гамзатова

Песня, которую нужно услышать

Король, Доцент, чатланин и другие

Самые яркие образы Евгения Леонова в одном ролике

Курс подготовки космонавтов от Сергея Гармаша

Вспоминаем колоритного мультгероя, озвученного любимым актером

«Фильм, фильм, фильм...»

Поздравляем с Днем российского кино

«Очень приятно. Фаина Раневская»

120 лет со дня рождения одной из самых известных актрис XX века

Капустник киногероев Табакова

В честь дня рождения Олега Павловича

Выставка с таким названием проходит в РОСФОТО.

Подробнее

Посмотреть мультфильм можно на портале «Культура.РФ».

Подробнее

Освоить азы колокольного искусства, изучить традиционные осенние обряды и послушать песни народов мира.

Подробнее

К 150-летию со дня рождения художника в Корпусе Бенуа открылась выставка.

Подробнее

В этом сезоне сочинения Дмитрия Шостаковича войдут в программу многих концертов Московской филармонии.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть