Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Весна красна

Как плясали в России на Красную горку.

Старинный русский праздник Красная горка в народе известен еще и под названием Антипасха. Хотя, строго говоря, это два разных события. Антипасха — праздник церковный, в православной традиции его связывают с чудом уверования апостола Фомы. В отличие от остальных учеников Христа, Фома в воскрешение Учителя не поверил. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю», — отвечал он соратникам. И на восьмой день после Воскресения ему выпала такая возможность. Библейский сюжет о явлении Христа своим ученикам, в результате которого «Фома неверующий» все же стал верующим, вдохновлял немало иконописцев и художников.


А Красная горка — это народный праздник, день весны и любви, на который испокон веков приходилось множество свадеб, гуляний и хороводов. О его языческих корнях догадаться нетрудно. Наши далекие предки в начале весны, когда природа оживала, хороводили, не особенно заботясь о приличиях. Однако с началом христианской эпохи праздник стал гораздо более смирным. А то, что с Антипасхой они традиционно совпадают по времени, и вовсе превратило Красную горку в довольно целомудренное мероприятие. Так что даже верующему человеку отмечать его не зазорно. Если, конечно, не увлекаться древней обрядовостью.


День ширинки раз в году

Сразу уточним: ширинка — это полотенце. Хороводы с ширинками (по-местному — «карагоды») были обязательным атрибутом Красной горки в Белгородской области. Их водили только один-единственный раз в году; понятно, что процесс этот был очень торжественным и выверенным до мелочей. В стороне не оставался никто: карагод под полотенцами переплетал всю деревню, из одного края в другой.

Нести ширинки доверяли крепким мужикам (хозунам), они выбирали самые красивые полотенца, растягивали их над головами и замыкали танцевальную процессию. Потом возглавляли. Потом опять замыкали. Короче говоря, на месте не стояли. Полотенечное шествие тянулось с самого конца деревни до центральной улицы, где встречало такое же шествие, увлеченно танцевавшее с другого конца. Карагоды соединялись и сплетались. Чем больше было улиц в округе, тем больше витков было в орбите объединенного карагода. И тем больше ответственности возлагалось на хозунов: мало того, что они должны были быть физически выносливыми — попробуй-ка походи без устали через всю округу. Так еще им нужно было следить, чтобы рисунок карагода не нарушался и никто не уплелся куда не надо.

В общем, лучше один раз увидеть: вот так водили карагоды с ширинками в Ракитянском районе Белгородчины. Масштаб, конечно, уже не тот, но принцип пережил века.

Вождение ширинки в селе Вышние Пены Ракитянского района Белгородской области

И танки наши быстры

В Курской области в честь праздника водили танки. Тут тоже придется уточнять: танки — это особый вид хороводов; где с играми, где с особыми песнями, где и с тем, и с тем, где без того и без другого. В этой местности на Красную горку танок выстраивали по принципу игры в ручеек. Меняются пары — меняется зима на весну. Музыкальное сопровождение доверяли девкам или молодым бабам, прожившим в браке не более года. Исполняли они песню про «Таню белую». Белая — значит белокожая. Загар тогда был не то что не в моде, но и вообще считался страшным злом для девушки. А учитывая, что крестьянский солярий — в поле под палящим солнцем — белизны лицу не добавлял, нетронутая загаром кожа считалась одним из главных символов красоты.

Таночная песня «Таня белая» в исполнении фольклорного ансамбля села Сторожевое Большесолдатского района Курской области

Дать дуба

На Брянщине карагод могли устроить и на кладбище — чтоб покойным веселее лежалось. Здесь, начиная с Пасхи, любители танцевать могли и дуба дать, и утицу, и стрелу — и это всё названия хороводов. Стрелой летали брянские девки от проулка к проулку: здесь считалось, кто быстрее заведёт хоровод, та и замуж раньше выйдет. Непонятливым женихам намекали открытым текстом.

Парня к девке «припевали»: пройдут мимо дома, споют песню с его и девичьим именем, а дальше делай выводы.

Рассказ певиц о вождении стрелы на Пасху в селе Шумиловка Климовского района Брянской области и исполнение песни «Летела стрела», звучавшей во время шествия, и песни «Синее моря береги ломя», которой «припевали» парней к девушкам

Дуба водили по тому же принципу, только под другую песню.

Рассказ певиц о вождении Дуба с Пасхи до Троицы в селе Лобановка Климовского района Брянской области и исполнение сопровождавшей его песни «А дуба-дуба, тетярёк трубя»

Без люлей как без пряников

«Люли-люли» — без этого припева немыслима ни одна русская люлеишная песня (или по-другому «люлейка»). В нынешней Волгоградской области холить и «люлеять» весну начинали как раз на Красную горку, поэтому и сам праздник здесь тоже называли Люлейкой. Люлеишные песни не пели когда попало — это специальные песни для весенних хороводов, которые тоже называли «люлейками».

В общем, без громких люлей весна в этой местности не начиналась.

На казачьем хуторе Яминский хороводить начинали с самых крайних улиц, постепенно стягиваясь в центр. Там у дороги накрывали общий стол. Под мед, вино и закуску доходило и до люлеек.

Весенняя хороводная («люлеишная») песня «Собирались девки в гурьбу» в исполнении жительниц хутора Яминский Алексеевского района Волгоградской области

Люлейку про бравого кавалерика особенно любила молодежь: под эту песню парень выбирал понравившуюся девушку, надевал на нее шляпу, обводил вокруг стола и дальше парочке можно было совершенно безнаказанно целоваться.

Игровая хороводная («люлеишная») песня «Кавалерик молодой» в исполнении жительниц хутора Яминский Алексеевского района Волгоградской области

Сидеть дома в этот день у молодежи было не принято. По сути, на весенних гуляньях проходил смотр всех женихов и невест села. Так что приметы сулили: кто на Красную горку не приглядит себе пару, будет век вековать с рябой женой или колченогим мужем. Потому что более завидные кандидатуры просто разберут. Существовала и еще одна примета. Говорили, что брак, заключенный в этот день, сулил крепкую и счастливую семейную жизнь.

И места этой свадьбе было мало

Те, кто пару выбрал себе еще зимой, на Красную горку женились. В пост о венчании не могло быть и речи, а потом Пасха, а потом пасхальная неделя — и вот наконец дождались. Но это уже другая история: свадебный обряд в российских деревнях одной строкой не опишешь. Целая церемония, освященная вековой традицией, растягивалась чуть не на три дня. Так что на Красную горку не скучал никто: ни женатый, ни холостой, ни старый, ни малый. Стоит помнить, что в крестьянском календаре весна — это не только время веселья, радости и обновления природы. Это еще и начало полевых работ. Так что, отдохнув и погуляв, Русь работящая принималась за дело — до следующего праздника.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть