16+

Свадьба Кречинского

Драма
2011
117 мин
Россия
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
Театр «Актерский дом» Самарского Союза театральных деятелей

Философ, математик, переводчик, драматург, почетный академик Петербургской Академии наук Александр Васильевич Сухово-Кобылин написал пьесу «Свадьба Кречинского» в то время, когда был обвинен в убийстве своей любовницы и был под арестом.

Александр Васильевич семь лет находился под следствием и судом, дважды его арестовывали. Корыстолюбие судебных и полицейских властей, которые знали, что имеют дело с очень состоятельным человеком, довели «дело об убийстве» до того, что и сам Сухово-Кобылин, и пятеро его крепостных, у которых пытками выбили признание в преступлении, был близок к каторге. Только отсутствие каких-либо доказательств, огромные связи и огромные деньги освободили Сухово-Кобылина и его слуг от незаслуженного наказания. «Не будь у меня связей да денег, давно бы я гнил где-нибудь в Сибири», — уже по закрытии дела говорил Сухово-Кобылин.

Вот в таких обстоятельствах в 1854 году появиалсь первая часть трилогии («Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»).

Как писал известный и уважаемый литературовед, критик того времени, Дмитрий Петрович Святополк-Мирский, было только два драматурга, приближавшихся к Островскому по качеству своих произведений, и это были Александр Сухово-Кобылин и Александр Писемский. Он отмечал, что «Свадьба Кречинского» по известности своего текста могла соперничать с «Горем от ума» и с «Ревизором». Как комедия интриги, она не имела соперниц на русском языке (за исключением «Ревизора»), а характеры обоих мошенников, Кречинского и Расплюева, принадлежали к самым запоминающимся во всей портретной галерее русской литературы.

Язык пьесы — сочный, меткий, афористичный; крылатые словечки персонажей комедии прочно вошли в обиходную разговорную речь не одного поколения. Пьеса абсолютно безукоризненна. И, как и биография человека, ее написавшего, она читается на одном дыхании.

Сюжет прост и обыден. Богатый помещик Петр Константинович Муромский временно живёт с дочерью Лидочкой и её тётушкой Анной Антоновной Атуевой в Москве. У него обширные земли в Ярославской губернии и полторы тысячи крепостных душ — состояние нешуточное. Разумеется, двадцатилетняя девица Лидочка — «лакомый кусочек» для московских щёголей-женихов. Тетушка мечтает выдать ее замуж, а папенька беспокоится по поводу порядочности женихов. Лидочка по секрету признается тётушке, что жених уже есть! Вчера на балу она танцевала мазурку с Михаилом Васильевичем Кречинским. И он сделал ей предложение. Но раздумывать нет времени! «Мишель» не сегодня-завтра уезжает из Москвы и желает знать до своего отъезда — «да» или «нет».

Что до жениха, господина Кречинского, то он игрок, и не просто игрок, а «страшный игрок». И Лидочка с её приданым для него лишь куш, с которым можно вступить в «большую игру». «У меня в руках тысяча пятьсот душ, — соображает он, — и ведь это полтора миллиона, и двести тысяч чистейшего капитала. Ведь на эту сумму можно выиграть два миллиона! И выиграю, выиграю наверняка». О любви, конечно, к молодой девушке в этой пьесе речи не идет. Что дальше вытворят Михаил Васильевич Кречинский, может присниться только в «страшном сне»… И замечателен финал, когда он, как истинный игрок, признает своё поражение возгласом заматерелого карточного игрока: «Сорвалось!»

Премьера «Свадьбы Кречинского» состоялась в Малом театре 28 ноября 1855 года с такими гигантами, как Сергей Шумский (Кречинский), Михаил Щепкин (Муромский), Пров Садовский (Расплюев), и с тех пор не сходит со сцены вплоть до наших дней. Кстати, как и две другие пьесы. Ее несколько раз экранизировали, впервые в 1908 году (реж. Александр Дранков), неоднократно снимали для телевидения.

В ней играли выдающиеся актеры русской и советской пьесы, многие известные режиссеры считали за честь поставить эту пьесу.

В 2008 году состоялась премьера «Свадьбы Кречинского» в театре «Актерский Дом» в Самаре. До этого больше чем полтора века ее в городе не ставили… Режиссер — выпускник ГИТИСа и мастерской Петра Фоменко — Андрей Широков. В постановке заняты актеры театра юного зрителя «СамАрт», Самарского академического театра драмы им. Горького и Самарского муниципального театра «Камерная сцена». В спектакле использованы простые, но функциональные черные декорации с прорезанными знаками карточных мастей, яркие костюмы героев, а также музыка популярной группы «Ленинград», задающая тон всему происходящему на сцене.

«Искрометная комедия, ключевым словом которой является „игра“. Что такое человеческий азарт? Насколько трагикомичен этот вечный феномен человеческий?.. Смешные и не очень игры, в которые вечно играют люди, надеясь найти свое место в жизни, заставят нас посмеяться над собой, узнать знакомых и подумать…» Так один из очевидцев той премьеры определил суть спектакля.

А режиссер Андрей Широков в интервью ИА REGNUM после премьеры сказал: «Самым важным для меня было заразить зрителя азартом и куражом главного героя. И это получилось: зрители много смеялись и долго аплодировали по окончании спектакля».

В этой версии Михаила Васильевича Кречинского играет актер театра драмы Олег Константинович Белов. Внешне он мало совпадает с характеристикой Сухово-Кобылина: «видный мужчина, правильная и недюжинная физиономия, густые бакенбарды». Белов сыграл своего Кречинского — обаятельного игрока и жуира, подвижного, быстрого на слова и поступки. «И только глаза актера (в маленьком зале они видны, как на экране) — холодные, безжалостные, циничные — выдают в нем хищника, который любит только себя и карты», — это тоже цитата из откликов на первые спетакли.

В Самаре, в течение сезона 2011–2012 годов больше десяти тысяч зрителей выбирали актера, достойного городской премии зрительских симпатий «Браво». Им стал Заслуженный артист РФ Олег Константинович Белов. Корреспондент Волга Ньюс написал: «Любимого актера зрители встречали стоя. На протяжении его выступления никто в зале не опустился в кресла. Олег Белов, поднявшись на сцену, поблагодарил собравшихся. „Это не меня отметили, — сказал актер, — это нас отметили“. Конечно, он имел в виду свой театр»…

Режиссер: Андрей Широков
В ролях: Юрий Земляков, Альмира Парпибоева, Елена Туринская, Алексей Елхимов, Олег Белов, Дмитрий Добряков, Владимир Сухов, Сергей Макаров и другие

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна