16+

Месяц в деревне

Драма
1973
171 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя

Премьера спектакля «Месяц в деревне» состоялась 1 января 1969 года.

Режиссер спектакля — Екатерина Еланская. Она дочь известной мхатовской семьи двадцатых годов, Ильи Яковлевича Судакова и Клавдии Николаевны Еланской. Илья Яковлевич пришел во МХАТ в 1924 году и под художественным руководством К.С. Станиславского совместно с В.И. Немировичем-Данченко, а также самостоятельно осуществил ряд постановок, в том числе и такие знаковые, как «Дни Турбиных» Михаила Булгакова и «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова. Он немало способствовал утверждению на сцене Художественного театра современной драматургии, лично работал с авторами. Как актер Судаков в этот период в основном заменял других актеров в тех спектаклях, в которых был сопостановщиком. Потом он с успехом служил еще в нескольких московских театрах. Дважды лауреат Сталинской премии, орденоносец. Клавдия Николаевна Еланская также пришла во МХАТ в 1924 году и очень быстро стала ведущей актрисой театра. Тогда вся Москва знала, кто звезда Московского Художественного театра. Конкуренцию ей могла составить только Алла Тарасова. Немирович-Данченко говорил, что в театр нужно принимать только таких ярких, неординарных личностей, как Еланская. Конечно, их дочь, Екатерина Ильинична, воспитанная в лучших традициях классической драматургии и театра, окончила Школу-студию МХАТа, работала как актриса в Малом театре, потом в Театре им. Маяковского. Училась в ГИТИСе, окончила аспирантуру у Марии Осиповны Кнебель. Но уже в шестидесятые годы она пробует себя как режиссер, в Литературно-драматическом театре ВТО ставит с артистами из разных московских театров спектакль «Берег» по Ю. Бондареву. А далее «Месяц в деревне» в Театре им. М.Н. Ермоловой. Одно время ее педагог, Мария Осиповна Кнебель, была творчески связана с этим театром, и, видимо, это тоже послужило причиной появления Еланской-режиссера именно там.

В 1981 году Еланская создала московский театр «Сфера», задуманный ею как экспериментальный и поэтический.

Иван Сергеевич Тургенев закончил известный нам вариант пьесы «Месяц в деревне» в 1850 году. Пьеса дважды меняла название (прежние — «Студент», «Две женщины»). Опубликована она была только в 1855 году.

Как драматическое произведение пьеса всеми газетами была названа «скучной», или даже «скучнейшей» и «несценичной», хотя в то же время признавались ее высокие литературные достоинства. «Месяц в деревне» нельзя даже назвать комедией — это просто диалогированная повесть; отсутствие драматической жилки бросается здесь в глаза на каждом шагу, так же как и блестящие достоинства романиста-художника». В то же время отмечалось, что своеобразие комедии Тургенева требует от актеров новых приемов игры. «Здесь все зависит от актера. Не доиграй актер или переиграй — пиши пропало». «Это замечательно тонкий психологический этюд, требующий от актеров большого художественного чутья и известного художественного уровня».

Из письма И.С. Тургенева от 11 января 1879 года: «Вчера вечером пришла ко мне телеграмма от Марии Савиной (актрисы), в которой она меня просит разрешить ей необходимые урезки из моей комедии… Не понимаю я, с какой стати ей пришла в голову мысль взять эту невозможную в театральном смысле пьесу. Я ей, конечно, ответил, что разрешаю какие угодно вырезы и урезы». Видимо, здесь идет речь о постановке пьесы в Александринском театре, которая состоялась в этот же год. Верочку играла Мария Савина.

Несмотря на то что сам Иван Сергеевич с недоверием относился к драматическим достоинствам своего произведения, пьеса имела прекрасную сценическую историю. Она шла во всех ведущих театрах России того времени, в ней блистали такие актрисы, как Мария Ермолова, Ольга Книппер-Чехова, Мария Савина. Неоднократно «Месяц в деревне» ставили в США, Англии, Франции, Германии и других странах мира. На российской послереволюционной и советской сцене пьеса также довольно часто вставала в репертуар театров разных городов. Случались и сценические шедевры, как, например, спектакль Анатолия Васильевича Эфроса в Драматическом театре на Малой Бронной (1977), спектакль Сергея Женовача в Московском театре «Мастерский П. Фоменко» (1996). Спектакль «Две женщины» Владимира Мирзоева в «Ленкоме» (1998) тоже был замечен и критиками, и зрителями. Кстати, второй раз за свою историю театр обратился к пьесе Тургенева. Первый раз — в 1944 году, спектакль был поставлен на Софью Гиацинтову.

Пьеса включена современными исследователями театра в список произведений ХIХ века, составивших золотой фонд русской драматургии наряду с такими шедеврами, как «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Борис Годунов» А.С. Пушкина, «Бесприданница» А.Н. Островского, «Чайка» А.П. Чехова и «На дне» М. Горького.

Что же так привлекает в этой пьесе? В научно-исследовательской литературе сложилось мнение, что событийным центром произведения является соперничество двух женщин. Литературовед Лев Гроссман указал на сходство «Месяца в деревне» и пьесы Бальзака «Мачеха», в которой французский автор повествует о борьбе падчерицы и мачехи за любовь молодого человека («Театр Тургенева», 1924 год). Лидия Михайловна Лотман расширила список произведений, предположительно повлиявших опосредованно или прямо на формирование замысла Тургенева показать соперничество женщин в качестве главной движущей силы драматического конфликта. Исследовательница называет пьесу О. Арну и Н. Фурнье «Преступление, или Восемь лет старше» (например, ее показывали в Малом театре 11 сентября в сезон 1840–1841  годов), в которой тоже речь идет о борьбе зрелой женщины и юной девушки за право завоевать мужское сердце. При этом, конечно, обращается внимание на то, что Тургенев в «Месяце в деревне» сумел преодолеть мелодраматические штампы, свойственные пьесам-предшественницам. Но главенство интереса русского писателя к теме женского соперничества в любви не оспаривается.

Как пишет театровед Екатерина Сальникова: «Разомкнутому миру соответствует разомкнутый, без конца и края, конфликт. А бездонность конфликта замешана еще и на иррациональном ощущении, что жизнь вообще не бывает иной, что конфликт из жизни невозможно изъять ни на мгновение. И даже нечего к этому стремиться. Стоицизм тут сливается со скепсисом, мудрость — с безверием».

В центр трагических коллизий бытия в пьесе «Месяц в деревне» поставлена женщина. Впервые в русской драматургии женский образ занял главенствующее место в системе персонажей пьесы, впервые мир женской души в литературе для сцены стал предметом глубокого художественного исследования. «И уже эта одна подробность приобретает особое значение для того, что дал Тургенев русскому театру», — отмечает Борис Васильевич Варнеке (русский филолог-классик, историк театра).

В спектакле Театра им. М.Н. Ермоловой заняты актеры, которые в полной мере позволили воплотить на сцене все сложные контрапункты пьесы. Итак, зрителей ждет встреча с Александром Калягиным, Евгенией Ураловой, Ларисой Гребенщиковой, Екатериной Васильевой, Борисом Быстровым, Львом Круглым и другими.

Режиссеры: Екатерина Еланская, Галина Холопова
Писатель: Иван Тургенев
В ролях: Александр Калягин, Евгения Уралова, Никита Круглый-Энке, Лариса Гребенщикова, Эдда Урусова, Екатерина Васильева, Борис Быстров, Николай Бриллинг, Лев Круглый, Юрий Медведев, Валентина Иванова, Владимир Петченко, Виктор Лакирев и другие

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна