Первые упоминания о городе встречаются в летописях от 903 г. В кремле сохранились руины древнего города, а также более поздние постройки.

История города

Несмотря на то, что во время Великой Отечественной войны город был практически стерт с лица земли (в 1945-м здесь осталось всего 143 жителя; по их свидетельствам, город просматривался от вокзала до кремля), сегодня Псков занимает первое место в России по числу сохранившихся памятников древнерусской гражданской архитектуры. Псков единственный сумел сберечь внешний пояс каменных укреплений длиной более 9 километров. Во многом, именно благодаря этим стенам на территории города сохранились уникальные произведения местной школы зодчества.
История древнего Пскова теряется в веках. Так, летописец XVI века пишет: «А о Пскове городе из летописей неизвестно, кем был создан и какими людьми, известно только, что уже существовал этот город в то время, когда приехал князь Рюрик с братьями от варягов к словенам княжить». По данным археологических раскопок первые поселения появились здесь в середине I-го тысячелетия н. э., за несколько веков до первого упоминания о городе в «Повести временных лет» от 903 года. Тогда киевский князь Игорь выбрал себе в жены «псковитянку Ольгу». Став первой крещеной княгиней в правящей династии, Ольга не только заложила первый деревянный собор в городе, но и подготовила почву для главного религиозного события страны — Крещения Руси. Впоследствии Ольга была канонизирована православной церковью и стала первой русской святой.
Позднее, в XII веке, в период феодальной раздробленности, Псков вошел в состав Новгородской республики, сохранив за собой право самому назначать себе князей. Подобная политическая свобода была недоступна большинству городов. Постепенно отстаивая свою независимость, Псков к XV веку сформировал собственную судебную систему (Судебная грамота 1397 года), школу зодчества и иконописную традицию и даже начал чеканить собственные деньги (с сентября 1424 года). С середины XIV века город получил полную независимость и стал называться Господин Псков.
Свидетельства псковской самобытной культуры сегодня представлены в Государственном объединенном музее-заповеднике в Поганкиных палатах. Этот уникальный архитектурный комплекс XVII века занимает целый квартал. В коллекции музея представлены уникальные образцы псковской школы иконописи XIV–XVII веков.Также в музее хранится одна из главных исторических реликвий Пскова — Довмонтов меч. В XIII веке он принадлежал князю Довмонту и после его смерти передавался последующим князьям как символ власти. В этом же зале представлен другой меч, принадлежавший, как полагали ранее, предшественнику Довмонта, князю Всеволоду-Гавриилу. Позднее историки обнаружили, что это подделка, меч был выкован лишь в XV веке. Однако именно этим мечом восхищался еще царь Иван Грозный.
С личностью Ивана Грозного в Пскове связана легенда. В 1570 году, после опричного похода на Новгород, царь двинулся на Псков, намереваясь и его утопить в крови невинных людей. Выстоявший множество осад Псков не привык отбиваться от своего же царя и потому не мог оказать вооруженного сопротивления. Вместе с жителями навстречу Грозному вышел местный юродивый Никола Салос. Скача на палке и паясничая, блаженный призвал царя «отведать хлеба-соли, а не людской крови», после чего сделался невидимым. Царь испугался и приказал отступить от города. Позднее о Николе Салосе, работая над трагедией «Борис Годунов», вспомнит Пушкин, чье родовое имение находится в 120 километрах от Пскова.
Кстати, Михайловское имение было подарено прадеду Пушкина — Ганнибалу — самим Петром I. Петр много бывал в Пскове и придавал ему большое значение в годы Северной войны. Готовясь к боям, царь лично руководил работами по укреплению города. Земляные валы перед стенами крепости сохранились до сих пор, как и церковь Петра и Павла с Буя, куда царь ходил молиться.
Псковом восхищались даже враги. «Любуемся Псковом. Господи, какой большой город! Точно Париж! Помоги нам, Боже, с ним справиться!» — так записывает в своем дневнике секретарь польского короля Стефана Батория, осаждавшего Псков летом 1581 года. Карамзин в «Истории государства Российского» особенно отмечал мужество псковичей в этой осаде и призывал помнить «о сей важной заслуге, доколе мы не утратим любви к отечеству и своего имени».

Вокруг Пскова

Снетогорский монастырь
Действующий монастырь XIII века стоит в черте города, в живописном месте, на высоком берегу реки Великой. Снетная гора, а впоследствии и сам монастырь получили название от рыбы снеток, которая водилась как раз в ближайшей части реки. Второе название монастыря — Богородицкий — происходит от имени его главной святыни, собора Рождества Богородицы, построенного в 1310 году. Это была одна из первых каменных церквей Пскова, но особенно ценен собор не архитектурой, а уникальными фресками, которые признаны первым памятником русской монументальной живописи XIV века. Росписи сохранились фрагментарно, поскольку на протяжении своего существования собор неоднократно горел, перестраивался, а фрески забеливались. Тем не менее, до наших дней дошло больше половины всего декора. Фрески были обнаружены под слоем штукатурки в 1910 году, но работы по реставрации начались уже в советское время. Интересно, что краски для росписи собора добывали из местных красных, зеленых и фиолетовых глин, которые находили тут же, в срезах отвесной 14-метровой скалы над рекой Великой.
Изборск
В 22 километрах к западу от Пскова, на берегу Городищенского озера, находится один из древнейших русских городов — Изборск, или «железный город», как его называли немецкие рыцари. Окружающие его земли были заселены еще в VIII–IX веках славянским племенем кривичами. По преданию, город основал сын первого новгородского князя Словен, в его честь Изборск и был изначально назван. Позже город переименовали в честь рано погибшего Избора, сына Словена. Сейчас память об основателе хранят местные Словенские ключи, которые бьют из-под земли и зимой. В исторической летописи «Повесть временных лет» Изборск упоминается в 862 году как город, в который пришел княжить Трувор, один из трех призванных на Русь варяжских князей (двое других — знаменитый Рюрик и Синеус). Место, где стоял древний Изборск, называется Труворово городище: от него сохранились до наших дней остатки валов и каменных крепостных сооружений. С открытого для постоянных набегов места в XIV веке Изборск перенесли на Жеравью гору. Вскоре здесь появилась и новая каменная крепость с шестью боевыми башнями. Изборская крепость не один век была важным военным объектом не только для своей местности, но и для Пскова, и даже для всей России.
Псково-Печерская лавра
К западу от Пскова, почти на самой границе с Эстонией, находится знаменитый Псково-Печерский монастырь, укрытый в глубокой лощине между двумя горами и названный в честь подземных пещер, в древности населенных монахами. В древности в этих гористых местах были дремучие леса, и только редкие жители соседнего Изборска решались сюда приходить. Те, кто бывал здесь, часто слышали церковное пение, но не могли понять, откуда идут звуки. Из-за этого необъяснимого чуда гору стали называть Святой. Однажды один крестьянин рубил лес, и неудачно упавшее дерево открыло вход в пещеру, где жили монахи-пустынники. Так в XIV веке стало известно, что в Святой горе сокрыто множество пещер, с которых и началась история обители. Первую церковь в горе выкопал в XV веке монах Иона, после этого появилось еще множество церковных построек, связанных с традицией пещерного строительства Псково-Печерской лавры. В пещерах держится постоянная температура +5 ºС и существует природная вентиляция. В нишах-склепах покоятся останки не только монахов, но и мирян — всего около 10 тысяч усопших. До XVI века монастырь был бедным и мало защищенным, его неоднократно разорял Ливонский орден. Появление мощных каменных стен, укрепленных девятью крепостными башнями, и утверждение новой военной функции монастыря связано с именем монаха Корнилия, при котором количество монастырской братии увеличилось почти в десять раз. Печерская крепость только один раз была захвачена врагами: в 1592 году шведы внезапно напали на монастырь, но уже через день монахам удалось отбиться.
Сегодня заново возрождается важнейшая миссия Псково-Печерской лавры, связанная со старчеством, — особой формой монашеского служения, которая заключается в духовно-нравственной помощи духовно сильного человека менее зрелому, нуждающемуся в совете. Старец — это совсем не обязательно старый, это, прежде всего, мудрый и крепкий в вере человек. Одним из первых настоятелей-старцев на Руси был преподобный Феодосий Печерский, живший в XI веке.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна