Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр
Популярное

Великий Псков

Адрес: г. Псков, ул. Некрасова, 22
Телефон: +7 (8112) 662667
Паспорт объекта
Первые упоминания о городе встречаются в летописях от 903 г. В кремле сохранились руины древнего города, а также более поздние постройки.

История города

Несмотря на то, что во время Великой Отечественной войны город был практически стерт с лица земли (в 1945-м здесь осталось всего 143 жителя; по их свидетельствам, город просматривался от вокзала до кремля), сегодня Псков занимает первое место в России по числу сохранившихся памятников древнерусской гражданской архитектуры. Псков единственный сумел сберечь внешний пояс каменных укреплений длиной более 9 километров. Во многом, именно благодаря этим стенам на территории города сохранились уникальные произведения местной школы зодчества.

История древнего Пскова теряется в веках. Так, летописец XVI века пишет: «А о Пскове городе из летописей неизвестно, кем был создан и какими людьми, известно только, что уже существовал этот город в то время, когда приехал князь Рюрик с братьями от варягов к словенам княжить». По данным археологических раскопок первые поселения появились здесь в середине I-го тысячелетия н. э., за несколько веков до первого упоминания о городе в «Повести временных лет» от 903 года. Тогда киевский князь Игорь выбрал себе в жены «псковитянку Ольгу». Став первой крещеной княгиней в правящей династии, Ольга не только заложила первый деревянный собор в городе, но и подготовила почву для главного религиозного события страны — Крещения Руси. Впоследствии Ольга была канонизирована православной церковью и стала первой русской святой.

Позднее, в XII веке, в период феодальной раздробленности, Псков вошел в состав Новгородской республики, сохранив за собой право самому назначать себе князей. Подобная политическая свобода была недоступна большинству городов. Постепенно отстаивая свою независимость, Псков к XV веку сформировал собственную судебную систему (Судебная грамота 1397 года), школу зодчества и иконописную традицию и даже начал чеканить собственные деньги (с сентября 1424 года). С середины XIV века город получил полную независимость и стал называться Господин Псков.

Свидетельства псковской самобытной культуры сегодня представлены в Государственном объединенном музее-заповеднике в Поганкиных палатах. Этот уникальный архитектурный комплекс XVII века занимает целый квартал. В коллекции музея представлены уникальные образцы псковской школы иконописи XIV–XVII веков.Также в музее хранится одна из главных исторических реликвий Пскова — Довмонтов меч. В XIII веке он принадлежал князю Довмонту и после его смерти передавался последующим князьям как символ власти. В этом же зале представлен другой меч, принадлежавший, как полагали ранее, предшественнику Довмонта, князю Всеволоду-Гавриилу. Позднее историки обнаружили, что это подделка, меч был выкован лишь в XV веке. Однако именно этим мечом восхищался еще царь Иван Грозный.

С личностью Ивана Грозного в Пскове связана легенда. В 1570 году, после опричного похода на Новгород, царь двинулся на Псков, намереваясь и его утопить в крови невинных людей. Выстоявший множество осад Псков не привык отбиваться от своего же царя и потому не мог оказать вооруженного сопротивления. Вместе с жителями навстречу Грозному вышел местный юродивый Никола Салос. Скача на палке и паясничая, блаженный призвал царя «отведать хлеба-соли, а не людской крови», после чего сделался невидимым. Царь испугался и приказал отступить от города. Позднее о Николе Салосе, работая над трагедией «Борис Годунов», вспомнит Пушкин, чье родовое имение находится в 120 километрах от Пскова.

Кстати, Михайловское имение было подарено прадеду Пушкина — Ганнибалу — самим Петром I. Петр много бывал в Пскове и придавал ему большое значение в годы Северной войны. Готовясь к боям, царь лично руководил работами по укреплению города. Земляные валы перед стенами крепости сохранились до сих пор, как и церковь Петра и Павла с Буя, куда царь ходил молиться.

Псковом восхищались даже враги. «Любуемся Псковом. Господи, какой большой город! Точно Париж! Помоги нам, Боже, с ним справиться!» — так записывает в своем дневнике секретарь польского короля Стефана Батория, осаждавшего Псков летом 1581 года. Карамзин в «Истории государства Российского» особенно отмечал мужество псковичей в этой осаде и призывал помнить «о сей важной заслуге, доколе мы не утратим любви к отечеству и своего имени».

Вокруг Пскова

Снетогорский монастырь

Действующий монастырь XIII века стоит в черте города, в живописном месте, на высоком берегу реки Великой. Снетная гора, а впоследствии и сам монастырь получили название от рыбы снеток, которая водилась как раз в ближайшей части реки. Второе название монастыря — Богородицкий — происходит от имени его главной святыни, собора Рождества Богородицы, построенного в 1310 году. Это была одна из первых каменных церквей Пскова, но особенно ценен собор не архитектурой, а уникальными фресками, которые признаны первым памятником русской монументальной живописи XIV века. Росписи сохранились фрагментарно, поскольку на протяжении своего существования собор неоднократно горел, перестраивался, а фрески забеливались. Тем не менее, до наших дней дошло больше половины всего декора. Фрески были обнаружены под слоем штукатурки в 1910 году, но работы по реставрации начались уже в советское время. Интересно, что краски для росписи собора добывали из местных красных, зеленых и фиолетовых глин, которые находили тут же, в срезах отвесной 14-метровой скалы над рекой Великой.

Изборск

В 22 километрах к западу от Пскова, на берегу Городищенского озера, находится один из древнейших русских городов — Изборск, или «железный город», как его называли немецкие рыцари. Окружающие его земли были заселены еще в VIII–IX веках славянским племенем кривичами. По преданию, город основал сын первого новгородского князя Словен, в его честь Изборск и был изначально назван. Позже город переименовали в честь рано погибшего Избора, сына Словена. Сейчас память об основателе хранят местные Словенские ключи, которые бьют из-под земли и зимой. В исторической летописи «Повесть временных лет» Изборск упоминается в 862 году как город, в который пришел княжить Трувор, один из трех призванных на Русь варяжских князей (двое других — знаменитый Рюрик и Синеус). Место, где стоял древний Изборск, называется Труворово городище: от него сохранились до наших дней остатки валов и каменных крепостных сооружений. С открытого для постоянных набегов места в XIV веке Изборск перенесли на Жеравью гору. Вскоре здесь появилась и новая каменная крепость с шестью боевыми башнями. Изборская крепость не один век была важным военным объектом не только для своей местности, но и для Пскова, и даже для всей России.

Псково-Печерская лавра

К западу от Пскова, почти на самой границе с Эстонией, находится знаменитый Псково-Печерский монастырь, укрытый в глубокой лощине между двумя горами и названный в честь подземных пещер, в древности населенных монахами. В древности в этих гористых местах были дремучие леса, и только редкие жители соседнего Изборска решались сюда приходить. Те, кто бывал здесь, часто слышали церковное пение, но не могли понять, откуда идут звуки. Из-за этого необъяснимого чуда гору стали называть Святой. Однажды один крестьянин рубил лес, и неудачно упавшее дерево открыло вход в пещеру, где жили монахи-пустынники. Так в XIV веке стало известно, что в Святой горе сокрыто множество пещер, с которых и началась история обители. Первую церковь в горе выкопал в XV веке монах Иона, после этого появилось еще множество церковных построек, связанных с традицией пещерного строительства Псково-Печерской лавры. В пещерах держится постоянная температура +5 ºС и существует природная вентиляция. В нишах-склепах покоятся останки не только монахов, но и мирян — всего около 10 тысяч усопших. До XVI века монастырь был бедным и мало защищенным, его неоднократно разорял Ливонский орден. Появление мощных каменных стен, укрепленных девятью крепостными башнями, и утверждение новой военной функции монастыря связано с именем монаха Корнилия, при котором количество монастырской братии увеличилось почти в десять раз. Печерская крепость только один раз была захвачена врагами: в 1592 году шведы внезапно напали на монастырь, но уже через день монахам удалось отбиться.

Сегодня заново возрождается важнейшая миссия Псково-Печерской лавры, связанная со старчеством, — особой формой монашеского служения, которая заключается в духовно-нравственной помощи духовно сильного человека менее зрелому, нуждающемуся в совете. Старец — это совсем не обязательно старый, это, прежде всего, мудрый и крепкий в вере человек. Одним из первых настоятелей-старцев на Руси был преподобный Феодосий Печерский, живший в XI веке.
Виртуальный музей
Фотоархив
ВИДЕО
Фото
Прямая трансляция 29 марта, в 19:00. Концертный зал имени П. И. Чайковского

«Леди-джаз посвящается». К 100-летию со дня рождения Эллы Фицджеральд.

Революция 1917 года и древнее городище Мангазея, история крушения «Титаника» и легенды северного народа.

Подробнее

Поэтические чтения, встречи с писателями и мастер-классы на площадках по всей стране.

Подробнее

Концерты и археологические выставки, фольклорные спектакли и пасхальные игры.

Подробнее

В Москве покажут первую полномасштабную выставку, посвященную революции.

Подробнее

Проект «Ваш ХХ век» увидит вся страна.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть