Исторические памятники Новгорода и окрестностей

До XI века в Новгороде были только деревянные постройки. Новгородский детинец (древнее слово, происходившее от глагола «деть, девать»), древнейший кремль на Руси, который упоминается в летописи в 1044 году, превратился в мощную цитадель из камня лишь четыре века спустя.

Софийский собор

Первые оборонительные укрепления города состояли из земляного вала с дубовыми стенами и рва, заполненного водой. Но именно за его стенами в 1050 году Владимир Ярославович построил огромный каменный Софийский собор, ставший символом могущества княжеской власти, а позже — Новгородской вечевой республики. Жители города клялись «умереть за святую Софию», идя на битву с врагом.
Несмотря на то, что новгородская София во многом повторяла великий киевский Софийский собор, северный вариант не стал его калькой. Он получился гораздо строже, лаконичнее. Монолитную громаду собора венчает простое пятиглавие. В древности купола были покрыты свинцовыми листами. В ХV веке центральная глава была позолочена, а еще век спустя на ее кресте появилась свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде, в 1570 году, когда опричники Ивана Грозного жестоко расправлялись с новгородцами, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав кровавое побоище, он окаменел от страха. Потом одному из монахов Богородица поведала, что пока голубь не слетит с креста, город будет находиться под его охраной. Забегая вперед, надо сказать, что история с голубем имела продолжение. В 1941 году в Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне Германии. При очередном авианалете крест был сбит и вывезен ими как трофей. И только в 2004 году он был передан Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании, и сейчас размещен внутри Софийского собора. Крест же, который можно сегодня увидеть на центральном куполе собора, был установлен в 2007 году.
Стены собора первоначально были не отштукатурены, а сложены из плинфы (плоского кирпича) и природного камня и идеально подчеркивали совершенные пропорции монументального строения. Проще было и внутреннее убранство. Новгородцы блеску и нарядности мозаики предпочли скромные фресковые росписи. После Софийского собора каменное строительство на новгородской земле было продолжено через 50 лет. Этому способствовали важные события в политической жизни северной столицы. Боярство завладело властью в городе, а князь из полноправного хозяина превратился в наемного военачальника. С утратой власти над детинцем, он лишился и своего храма — Софии. Поселившись недалеко от Новгорода, в селении Городище, князь Мстислав Изяславович в 1103 году построил церковь Благовещения, большое нарядное здание, которое, к сожалению, было почти полностью уничтожено в 1941 году.

Собор Николы на Ярославовом дворище

Еще одной попыткой превзойти Софию стал собор Николы на Ярославовом дворище. Несмотря на то, что княжеская резиденция была перенесена за город, мощное, парадное здание предназначалось именно для князя, его семьи и свиты. Однако после изгнания из города старшего сына Мстислава — Всеволода — храм стал городским, и его своды по средневековой традиции укрывали преследуемых горожан. Грубоватые фактурные стены этого храма, характерные для новгородской архитектуры, в старину были гораздо выше — почти за 900 лет культурный слой поднялся на 2,5 метра. В первые годы своего основания собор был расписан фресками. Однако из всего их богатства сохранились лишь небольшие фрагменты.

Георгиевский храм Юрьева монастыря

Также соперничать с собором Софии мог Георгиевский храм Юрьева монастыря. Летопись гласит, что княжеский монастырь был основан в 1119 году, став вторым на Руси после Киево-Печерской лавры. Расположенный на легендарном пути «из варяг в греки», он служил южными воротами Новгорода. И хотя Георгиевский храм монастыря размерами немного уступает Софийскому, в его образе отражаются самые высокие представления наших предков о красоте и гармонии. Особенно прекрасен Юрьев монастырь во время весеннего разлива Волхова, когда он превращается в остров, окруженный водной гладью.
Считается, что все три собора, возводимые по образу и подобию Софии, были построены одним новгородским зодчим — Петром, его имя упоминают летописи. После того как на смену княжескому правлению в 1136 году приходит народное вече, открывается новая глава храмостроения. Теперь жители города сами решают, что и как строить. Новые храмы начали заказывать бояре, купцы, жители улиц. Конечно, их художественные запросы и материальные возможности были несравнимо меньше, чем у князей. Строения стали небольшими, а убранство — проще. Но при этом общий образ новгородской архитектуры сохранился.

Церковь Благовещенья

В 1179 году возле села Мячино возводится скромная и внушительная кубовидная церковь Благовещенья. Она была построена по заказу архиепископа Новгородского Илии всего за 70 дней, к 10-летнему юбилею победы новгородцев над суздальским войском. Церковь стала новым типом небольшого новгородского храма, с четырьмя столпами и одной главкой. Реставрационные работы открыли в церкви великолепные фрески новгородской школы, яркие и праздничные. На горе Нередица, среди необозримой равнины, древний зодчий удивительно красиво расположил небольшое здание церкви Спаса. Скромный снаружи, внутри Спас был покрыт красочным ковром древних фресок. Гибель фресок в годы войны стала огромной утратой для мирового искусства.

Церковь Петра и Павла

Жители Лукиной улицы на Синичьей горе, которая находится на южной окраине города, в 1185–1192 годах на свои средства построили церковь Петра и Павла. До наших дней здание сохранило древние очертания. Скорее всего, храм строили полоцкие и смоленские мастера, но в новгородских архитектурных традициях. Небольшая рощица на холме южнее Юрьева монастыря скрывала древнее мольбище (Перынь), где славяне поклонялись богу молний и громов Перуну. После принятия христианства языческого идола сбросили в Волхов, на его капище поставили храм, вокруг которого со временем вырос монастырь. Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Перыне относится к концу XII — началу XIII веков и считается одним из самых маленьких домонгольских храмов на Руси. Сужающиеся кверху гладкие стены, окна, главка церкви словно устремляют небольшое здание ввысь.

Покровский монастырь

Зверин, или Покровский монастырь был построен на левом берегу Волхова, в заповедном лесу, где охотились новгородские князья. Он считается древнейшей женской обителью на Русском Севере. В монастыре сохранились храмы XIV и XV веков, когда Новгород вновь с размахом стал отстраивать каменные здания по заказам церковных владык. Церкви Двенадцати апостолов и Симеона Богоприимца более нарядные, отделка их фасадов непривычно для Новгорода детальная и тщательная.
Памятники, о которых шла речь, — лишь часть богатейшего культурного наследия Великого Новгорода. Все они находятся под охраной Государственного объединенного музея-заповедника, основанного в 1925 году. А древние храмы и старинные здания старой части города в 1992 году были провозглашены ЮНЕСКО объектами Всемирного наследия.

Новгородский культурный слой

Удивительные каменные новгородские храмы возвышались среди деревянных построек. Устаревшие дома заменялись новыми, случались пожары, наводнения. После невзгод город возрождался, покрываясь новыми культурными слоями земли, скрывая средневековый Новгород. Высокий уровень грунтовых вод и глинистые почвы обеспечивают великолепную сохранность всех попадающих в почву материалов, в том числе органических — дерева, кожи, кости. В культурном слое Новгорода, достигающем в некоторых частях города 8—9-метровой толщины, сохранились целые кварталы X—XV веков в виде развалин бревенчатой застройки и деревянных уличных настилов. Сотни тысяч предметов быта и хозяйственной деятельности средневековых горожан, выброшенные или потерянные ими, имеют большую ценность, поскольку несут информацию об уровне жизни и культуры древних новгородцев. Улицы древнего города можно изучать от столетия к столетию. Археологические раскопки в Новгороде имеют неоценимое значение для мировой науки.

Берестяные грамоты

Письма из прошлого, удивительные источники знаний о жизни русских людей в древности и Средневековье, новгородские берестяные грамоты были найдены при раскопках в 1951 году. Более тысячи личных и деловых писем, договоров, завещаний, расписок, учебных упражнений перевернули представление о распространении грамотности в Великом Новгороде. Новгородцы почти поголовно были грамотны, независимо от социального статуса и уровня достатка.

Памятник «Тысячелетие России»

Тысячелетие летописного свидетельства призвания Рюрика на княжение было решено отметить установкой в Новгороде памятника, олицетворяющего историю русского государства. Всероссийский конкурс проектов памятника выиграли молодой художник М.О. Микешин и архитектор И.Н. Шредер. Монумент объединяет силуэты колокола и шапки Мономаха, что иллюстрирует национальную доктрину Российской империи «Самодержавие, православие, народность». Горельефные фигуры нижнего фриза делятся на группы: «Просветители», «Государственные люди», «Военные люди и герои», «Писатели и художники». Этапы истории русского государства от Рюрика до Петра I символизируют 17 скульптур среднего яруса. Венчает памятник шар — держава с крестом и коленопреклоненная женщина в русском костюме. Интересно, что на памятнике нет фигуры Ивана Грозного, разгромившего Новгород с опричным войском в 1570 году.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна