Исторический центр Иркутска

Был заложен в 1661 г. в качестве крепости, Иркутский кремль до нашего времени не сохранился. В центре города есть немало архитектурных памятников сибирского барокко.

Нижняя набережная

Смотреть, как Ангара встречается с Иркутом, можно часами. Здесь же можно поклониться памятнику первопроходцам и основателю Иркутска Якову Похабову. Или пройти через арку отреставрированных в 2011 году триумфальных «Московских ворот», которые были сооружены в 1813-м в честь юбилея восшествия на престол императора Александра.
Поначалу маленький казачий острог, какие во множестве закладывались среди глухих лесов на восточных окраинах империи, Иркутск уже к началу XVIII века превратился из военизированного поселения в крупный торговый центр на «великом чайном пути» из Пекина в Москву. Отовсюду в него съезжались промышленники и купцы, чтобы заняться добычей золота и драгоценной пушнины. Михаил Бакунин, известный мыслитель, отчаянный авантюрист и проповедник русского анархизма, два года отбывавший здесь ссылку, а затем бежавший через Японию и Америку в Лондон, вспоминал об иркутском купечестве: «…Воля железная, и ума палата, и сердце могучее и широкое, и опытность драгоценная, и знание дела и края громадное».
Наряду с коммерсантами город притягивал всех, кто хотел начать новую жизнь. Некоторых судьба сама приводила в окрестности Иркутска: политические ссыльные во многом определили культурную атмосферу города. С появлением декабристов в Иркутске навсегда поселились независимость и свободомыслие.

Иркутский кремль

Центром исторической части города считается площадь Кирова. Здесь 6 июля 1661 года Яковом Похабовым был заложен острог для сбора ясака — подати, взимавшейся с местного населения соболиными шкурами. К началу XVIII века он превратился в массивную и развитую деревянную крепость, защищавшую жителей от набегов кочевников. Крупный пожар 1716 года почти полностью уничтожил крепостные сооружения, но всего лишь за год были отстроены новые, уже из камня. Из построек на территории Иркутского кремля того времени сохранилась Спасская церковь, каменное здание которой было заложено в 1706 году в северо-западном углу острога. Наряду с Богоявленским собором, возведенным за восточной стеной крепости и также сохранившимся до наших дней, это старейшее каменное здание в Сибири.
Вплоть до середины ХХ века здесь с удивительной легкостью соседствовали и смешивались самые разные народы, сословия и культуры. Русские, поляки, немцы, евреи, буряты, эвенки, тунгусы, китайцы, монголы оседали в Иркутске, создавая неповторимый городской колорит. Жители центральной части города, по большей части образованные, видавшие, по крайней мере, разные города и страны, строили дома в соответствии с собственными представлениями о красоте, давая волю фантазии и приглашая лучших архитекторов из России и Европы. Отсюда такое многообразие архитектурных стилей и необычных решений. Расположенный в самой середине континента, Иркутск всегда охотно примерял на себя разные культуры Азии и Европы. Не случайно иркутяне называют свой город «серединой Земли».

Улица Карла Маркса

Защитный палисад и ров, некогда защищавшие иркутскую крепость с южной стороны, от берега Ангары до реки Ушаковки, просуществовали до середины XVIII века. Иркутску нужно было расширяться, да и врагов, готовых претендовать на город, к тому времени поблизости уже не было. Палисад разобрали, и на его месте возникла улица Большая Прешпектная, ныне Карла Маркса, единственная прямая улица современного Иркутска. Сокрушительный пожар 1879 года внес свои коррективы в правила застройки — именно отсюда началась граница, дальше которой из дерева строить запретили. Сегодня это одна из самых красивых улиц города. Фактически она разделила старый Иркутск на две части: ближе к Ангаре оставались преимущественно каменные постройки, а по другую сторону, там, где некогда были окраины, разрастался Иркутск деревянный. Эту улицу стоит пройти от начала до конца, а затем исследовать прилегающие переулки.

Сказки и факты

Легенда о красавице-Ангаре
Как гласит бурятская легенда, красавица Ангара, единственная дочь богатыря Байкала, наслушавшись рассказов чайки о славном красавце Енисее, решила к нему бежать. Не хотела она выходить замуж за доблестного богатыря Иркута, которому была обещана Байкалом, и однажды ночью нарушила запрет отца, вырвалась из темницы и побежала к возлюбленному Енисею. Разгневанный Байкал отломил кусок скалы и бросил ей вслед, но не попал. Вслед за Ангарой ринулся Иркут, который и настиг ее в месте, где сегодня стоит Иркутск.
Название «Ангара» происходит от бурятского корня «анга» — «открытый», «разинутый». Название «Иркут» на бурятском означает «капризный». Если вернуть историю в мифическое русло, то Иркутск — плод союза Иркута и Ангары, унаследовавший красоту и характер своих родителей: открытость и своенравность.
Тотемное чудо
Изначально на современном гербе Иркутска был изображен бабр, держащий в зубах соболя. Согласно общепринятому мнению ученых, бабр — это тигр, в старину водившийся в окрестностях Байкала, родственник уссурийского тигра. Владимир Иванович Даль в своем словаре пишет: «Бабр — зверь, равняющийся по лютости и силе льву, — тигр, полосатый, королевский, царский тигр». Однако в 1880 году, после указа Сената о геральдике губерний и областей, был опубликован сборник «Гербы губерний и областей Российской империи», в котором на иркутском гербе вместо бабра значился бобер. Умысел это был или недоразумение, неизвестно, но художники решили не противоречить решению Сената и пририсовали бабру широкий хвост-лопату, как у бобра, и перепонки на задних лапах. С тех пор герб Иркутска украшает мифическое животное, не менее причудливое, чем гарпия или сфинкс.
130-й квартал, или Иркутская слобода
Городские власти заботятся о сохранении деревянных домов, ставших визитной карточкой Иркутска. В 2012 году завершились реконструкция и строительство деревянных зданий на территории 130-го квартала, получившего статус специальной зоны исторической застройки. Иркутская слобода, раскинувшаяся у подножья Крестовой горы в Октябрьском округе, — это современный туристический и рекреационный комплекс с кафе и ресторанами, музеями и магазинами, гостиницами и офисами по соседству с деревянными избами и усадьбами. Здесь также есть планетарий, Музей ноосферы, Музей чароита, Музей МЧС и Музей администрации города.
Иркутская мандала
В 2012 году в Иркутск уже второй год подряд приезжали буддийские монахи из южной Индии для создания мандалы. Мандала — это сложная геометрическая картина, символизирующая незримую сферу обитания божеств. Ее рисуют, насыпая мелкий освященный цветной песок. Ритуал создания мандалы, как и сама картина — объекты поклонения, но как только создание мандалы завершается, ее разрушают. Размер иркутской мандалы, начертанной в июле 2012 года, составил 2 на 2 метра, она была посвящена Будде Мудрости Манджушри. Создание и разрушение иркутской мандалы произошло в доме-музее им. В. Рагаля на улице Халтурина.
Город для декабристов
После восстания на Сенатской площади в Иркутскую губернию были сосланы около сорока декабристов с женами и возлюбленными — больше, чем в другие районы Сибири. Никогда раньше город не удостаивался чести принимать такое количество знатных лиц. В Иркутске появились восемь князей, четыре барона и один граф. Рискуя быть арестованными, многие жители Иркутска вышли встречать судно с государственными преступниками.
Декабристы чувствовали себя здесь едва ли не лучше, чем в Петербурге. Лунин в своих письмах писал: «Настоящее житейское поприще наше началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили». И правда, изгои быстро стали душой иркутского высшего общества, распространяя в нем дух свободомыслия. Впрочем, ссылка есть ссылка: в свободное от соблазнения иркутских красавиц время Оболенский и Бобрищев-Пушкин портняжничали, Кюхельбекер и Загорецкий заделались столярами, Бестужев и вовсе умудрился изобрести в тюрьме весьма точный хронограф. Приговоренный к ссылке без лишения дворянства и чинов Александр Муравьев был назначен сначала городничим в Верхнеудинск, а потом переведен в Иркутск, где побывал, в том числе, и в должности губернатора. Волконские и Трубецкие, поселившись в центре Иркутска, превратили свои усадьбы в настоящие столичные салоны, где непрерывно велась «работа» по смягчению сибирских нравов и прививанию вкусов, шумели балы, игрались спектакли, обсуждались книги и идеи. Дома Волконских и Трубецких и сейчас открыты для гостей — уже в качестве музеев.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Статьи с упоминанием этого места
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна